Сказка избавляет от проблем!

Наверняка многие замечали у детишек, казалось бы, беспричинное чувство страха. Оно может возникнуть, к примеру, когда ребенку кажется, что он с чем-то не сможет справиться. А еще у деток бывает ощущение, что кто-то посторонний присутствует в помещении. Большинства этих проблем можно избежать, если почаще читать своему чаду сказки.

Читая или слушая сказку, ребенок эмоционально откликается на сюжетную линию. У него появляется возможность выплеснуть наружу имеющиеся негативные или позитивные переживания. Помимо этого, он впитывает модели поведения, с которыми ему еще не приходилось сталкиваться в жизни.


В отличие от различного рода полезных книг, которые читают взрослые (причем часто, сколько бы они не читали, воспользоваться этой информацией в жизни у них не получается), сказка позволяет не только ребенку, но и взрослому получить необходимые практические жизненные навыки. Ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи, попутно избавляясь от неуверенности, преодолевая комплексы и страхи. Он приходит к пониманию, что страхи это просто тень прошлого негативного опыта или просто отсутствие какого бы то ни было опыта вообще.


Сказка помогает устранить у детей проблемы в интеллектуальной сфере, потому что когда они слушают, читают или же сочиняют свои истории, у них включается в работу воображение и образное мышление. В таких случаях очень хорошо подходят сказки фантастического характера. Их нужно читать нарочито театральным, «сказочным» голосом в спокойной, непринужденной обстановке. Совсем не обязательно использовать сюжет, предполагающий какое-либо решение, но при этом он должен вводить в ситуацию, которую ребенок сможет преобразовать и развить силой собственного воображения. В процессе построения сюжета (или ознакомления с готовым) ребенок учится мыслить логически, а значит, происходит развитие сразу трех сфер: логического, образного мышления и речи. А дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях и успешно учатся.


В процессе общения со сказкой ребенок погружается в свой внутренний мир. Тут и выявляются все его беды и расстройства. Если малыш не может объяснить (в силу возраста или каких-то других причин), чем именно ему нравится определенная сказка, но просит читать ее постоянно, это говорит о том, что он учится, всеми силами впитывает различные модели взаимодействия с окружающим миром. Читайте ему эту сказку до тех пор, пока он сам не захочет услышать другую.


Очень хорошо, если дети сами придумывают сказки. В этом случае роль взрослого – помогать, направляя сюжетную линию так, чтобы ребенку было проще устанавливать связи-зависимости событий. Этот способ позволяет детям проявить свои сны, фантазии, минуя внутреннюю цензуру. Такие продукты творчества не заканчивают свою работу вместе с окончанием сказки. Всплыв однажды из бессознательного, они продолжают оказывать влияние на развитие малыша. Чтобы было легче придумывать сказки можно для начала предложить придумать историю про любимую игрушку (совсем не обязательно, чтобы это была кукла, вполне подойдет самолетик, которому можно дать имя).


Если у ребенка есть проблемы в общении с окружающими (взрослыми или сверстниками), сказка поможет и в этой ситуации. Для этого необходимо на первом этапе просто читать (смотреть на видео) с ребенком сказки о дружбе, в которых могут описываться ситуации, как с негативным опытом, так и позитивным. При этом очень важно разбирать с ним персонажей, спрашивать мнение, как ему кажется, что чувствовал каждый герой в такой ситуации, как он выходил из нее и что, по его мнению, было бы лучше. Можно также поинтересоваться, что понравилось, а что нет и почему, понемногу подталкивая его к собственному сочинительству и выражению эмоций.

В дальнейшем на просьбу ребенка почитать, можно предложить ему самому или вместе с кем-нибудь из родителей, посочинять свою сказку. В таком случае попробуйте вначале не удивляться, не возмущаться и не поправлять его, а просто отслеживать ход мыслей. Ведь дети бессознательно впитывают все, что видят и слышат вокруг себя. Однако при этом можно и нужно уточнять какие-то моменты, которые малыш пропускает или прорисовывает не очень четко. Например, задавая вопросы типа: «А что (не) любит делать кролик Пуша, что он (не) любит кушать?» Попросите ребенка нарисовать тот момент сказки, который ему больше всего запомнился. Можно вместе с ним слепить героев.


Таким образом можно не просто лучше понять свое чадо, стать ему ближе, но и ненавязчиво устранить имеющиеся проблемы. Очень важно предоставить ему свободное поле для творчества, чтобы он не испугался и не замкнулся в дальнейшем, однако все же необходимо показывать, что вы принимаете участие в процессе (а значит, разделяете с ним его тревоги).

Именно так создаются «острова счастья», о которых дети помнят всегда и куда могут попасть в любой момент, независимо от обстоятельств, все больше и больше раскрываясь перед миром. А значит, избавляются от страха не суметь сделать что-то и не впускают в свою жизнь лишние проблемы.



Стороженко Юлия
Стороженко Юлия
Психолог, Психотерапевт
622248

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Яна
Яна
Калининград
Согласна! 
Пожаловаться
Громова Марина
Громова Марина
Гомель
очень интересная статья.
Другие статьи на эту тему