Маленький ребенок боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочных персонажей. Обычно страхи у детей вызваны особенностью возраста. Но нередко они появляются по вине родителей, и избавиться от них не удается очень долго.
Все когда-то боялись черной руки
Есть несколько возрастных периодов повышенной чувствительности к страху. От 3 до 5 лет у маленького человечка активно развивается эмоциональная сфера, поэтому бывает особенно много тревог. Чаще всего детки страшатся темноты.
С 5-6 лет, когда формируется интеллект, ребенок начинает понимать, чего следует бояться, поэтому страхи становятся не только эмоциональные, но и осмысленные. Младший школьник может страшиться смерти. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе приводит к тому, что человек умирает. Этот страх проявляется через боязнь нападения, темноты, заболевания и кончины родителей, жутких снов, пожара и др. Зачастую, если в семье жизнерадостная атмосфера, дети сами справляются с такими переживаниями. Царят страхи «Пиковой дамы» и «Черной руки», которые тоже отражают трепет перед смертью. Дети в этот возрастной период переживают, что они не будут теми, «о ком хорошо говорят».
Подростки обычно боятся «не быть самим собой», выглядеть хуже, чем они есть. В целом, эти страхи – явление нормальное. Но иногда они могут перестать в проблему.
Когда страх принимает серьезные формы?
Обычно страх сам исчезает с возрастом, не затрагивая личностных ценностей и характера человека. Иногда он даже выполняет своего рода защитные функции, так как удерживает людей от столкновения с какой бы то ни было угрозой. Но страх так же может быть аномальным, если он проявляется в виде ужаса, эмоционального шока, потрясения, или же затягивается, становится навязчивым и бесконтрольным сознанию. Если боязнь оказывает влияние на отношения с окружающими (например, ребенок не хочет ни с кем дружить), на приспособление к жизни (без мамы никуда), в этом случае уже стоит задуматься над решением проблемы.
Откуда берутся страхи?
1. Самый известный способ появления боязни – это травмирующий опыт (например, если ребенок сильно испугался чего-то, обжегся и т.д.).
2. Страхи можно внушить. Взрослые могут непроизвольно заразить ребенка тревогой. К примеру, если часто, переживая, указывают на наличие опасности вроде: «Не лезь – упадешь», «Не трогай – укусит». Ребенок пока не понимает, чем это чревато, но уже распознает сигнал тревоги: у него появляется страх. И если малыша запугивать часто, так, на всякий случай, то он может потерять уверенность в себе. Опасения начинают размножаться, ребенок становится осторожнее.
3. Разговоры при детях о болезнях, смерти, несчастных случаях, убийствах помимо воли запечатлеваются в их сознании и могут привести к появлению страха.
4. Но самое главное, если отца или мать что-то беспокоит или же в семейных отношениях что-то не складывается, то родители скорее всего передадут свои тревоги ребенку. К примеру, если мама боится каких-либо животных или ездить в лифте, то она постарается предостеречь от этого ребенка, делясь с ним своими собственными страхами.
Как выявить страхи?
Проанализируйте, чего вы сами боитесь с детства (например, сделать что-либо неправильно или высоты и т.д.). Наверняка, что-то из этого появится и у вашего чада. Страхи можно обнаружить, понаблюдав за поведением ребенка, поговорите с ним. Беседовать лучше в игровой форме, например, занимаясь рисунком. Старайтесь спрашивать так, чтобы дети давали развернутые, а не односложные ответы. Периодически подбадривайте ребенка, хвалите его.
Как избавиться от страха?
Главное – это то, как вы относитесь к страхам. Старайтесь не беспокоиться, не осуждать и наказывать ребенка за то, что они у него есть. Если страх выражен слабо, то лучше всего отвлеките малыша, заинтересуйте его чем-нибудь, например, игрой или попросите его полить цветы, убрать игрушки на место. Чем чаще у малыша проявляется интерес к чему-либо, тем меньше его одолевают страхи, так как нет на это времени. И, наоборот, если круг увлечений и контактов ограничен, ребенок сосредотачивается на себе, на своих ощущениях и представлениях и начинает бояться. Бороться следует не с самим страхом, а с его причиной.
Так, в первые месяцы жизни нужно обратить внимание на то, как малыш спит, ест. Младенец не умеет ждать, поэтому помните: когда он долго что-то не может получить, это может стать почвой для будущих тревог.
Не стоит контролировать каждый шаг своего чада, тем самым вы подчеркнете, что он слабый и беззащитный перед окружающим миром и сам не может ни с чем справляться. Не торопитесь воспитывать ребенка в духе строгих указаний (как это любят делать некоторые отцы) – от этого у него могут появиться не только страхи, он может потерять свою детскую непосредственность.
Одним из самых простых способов избавления от любых тревог является игра. В ней дети воспроизводят ситуации, которые их вызывают. У ребенка страхов будет значительно меньше, если он (особенно в 3-5лет) будет часто играть с другими детьми. Таким образом ребенок проживает все эмоции, приобретает навыки защиты, учится адекватно вести себя при неудаче.
В шестилетнем возрасте дети переживают за свое будущее: «А вдруг меня никто любить не будет?», появляется мнительность, они часто задают вопросы вроде «А мы поиграем?» Подобные тревожные ожидания рассеются, если ребенку все спокойно разъяснить. Мнительность, лучше не подкреплять убеждением, а переключать внимание ребенка на другое: побегать с ним, поиграть, пощекотать его.
Еще один из верных способов устранения страха – рисование. Подходит он в основном для дошкольников и младших школьников. Ребенка можно попросить нарисовать то, что ему захочется или же предложить конкретный сюжет. При этом обращайте внимание на цвета, на то, что в картинке он особо тщательно прорисовывает или стирает. Спросите, что он изобразил. Подростков сложно заставить рисовать, так как они боятся выглядеть в глазах окружающих «не тем, кем являются», поэтому для них подходят игры, особенно спортивные, где ребята могут почувствовать вкус достижений.
Чем раньше вы обратите внимание на страхи своего ребенка, тем больше вероятность, что они не станут частью его взрослого характера, изменить который практически невозможно.
Будьте для своего ребенка примером спокойного и уверенного поведения, тогда много страхов обойдет его стороной.
Тем не менее, важно помнить, что когда возникает страх по причине какой-то ситуации и приводит к потери чувства опоры, защищенности. Скорее всего где-то глубоко-глубоко или не очень человек не чувствовал себя защищенным, уверенным в своих силах. Это подкрепляется таким моментом, что на одну и ту же ситуацию, разные люди могут среагировать по-разному и след свой она может оставить разный или не оставить совсем.
И на заметку, попутно подумайте над тем, на сколько у Вас высокие требования к себе? Каково Ваше отношение к неудачам? Можете ли Вы эту ситуацию отнести к таким, что Вы не совсем справились, не смогли предугадать или что-то еще? И теперь, чтобы среагировать, если нечто подобное произойдет, нужно спать со светом в прихожей.
К нарушению связи могут привести например такие ситуации: если по каким-то причинам ребенка не принимали дети в саду, школе или другой значимой для него среды, в ситуации развода, смерти одного или обоих родителей, если у него недостаточно развиты навыки устанавливать отношения, если родители не проявляли любовь и заботу в нужном для него объеме и др.
Подумайте, чем для Вас является потеря, утрата? Какими словами Вы можете описать то, что приходит в голову? В каких ситуациях активируется у Вас этот страх? Что является пусковым механизмом (мысли, музыка, фильмы, пресса и т.д.)? Какие автоматические мысли сразу появляются? По 10ти бальной шкале Вы можете оценить степень проявления этого страха?