Школа на Руси: как учились наши предки? Часть вторая

97
0
0

В любом государстве новое время приносит свои изменения, нередко вместе с новым правителем. Царь-реформатор Петр I кардинальным образом изменил подходы к образованию.

Не только «окно в Европу», но и школы

Образование стало светским с первой половины XVIII века, а значит обязательное для всех учеников богословие теперь стало преподаваться исключительно  в архиерейских школах (специальные духовные учебные заведения с общежитием), куда принимали выходцев из духовного сословия. Для них сделали обязательным подобное обучение, а тех, кто отказывался, стращали военной службой. Таким образом было сформировано новое сословие: духовенство.

Мечтой Петра было собственная армия и флот, ведь к его приходу к власти практически все узкие специалисты были иностранными наемниками, и уже в 1701 году по его указу была открыта в Москве Школа математических и навигационных наук (Школа пушкарского приказа). Младшие классы (так называемая «нижняя школа») обучались письменности и арифметике, а старшие классы («верхняя школа») продолжали обучение, знакомясь с иностранными языками и инженерными знаниями. Там же открывают «цифирную школу», где подготавливают к поступлению в «нижнюю», учат азбуке и счету.

Император, воодушевленный созданием подобного заведения, повелел открыть цифирные школы и в других городах. Там начали обучать почти всех желающих детей из любых сословий. Открывали специальные отделения даже для уже взрослых людей, но, конечно, не всех, а только военных, не умеющих читать и писать.

Продолжая ковать кадры для армии, Петр повелел в 1732 году при каждом полке создать «гарнизонную школу» для детей простых солдат. Офицеры обучали их чтению, арифметике и основам военного дела.

Фото из открытых источников

 Вижу цель – не вижу препятствий

Как это часто бывает, благое по началу дело (обучение широких народных масс) обернулось не той стороной. Людей принуждали отдавать сыновей в непонятные для них заведения, причем непокорных секли розгами и всячески устрашали. Конечно, народ начинал выступать против этого непонятного действа – образования.

Цифирными школами заведовало Адмиралтейство, которое не чаяло избавиться от беспокойного хозяйства и передать школы на попечение Святейшего Синода, аргументируя тем, что под началом Синода были уже вполне успешные духовные учебные заведения. Синод отказывался. 

И тут власти вынужденно и совершенно случайно пошли на реформу, которая в дальнейшем оказала огромное влияние на образование: цифирные школы пришлось объединить с гарнизонными. В последних образование было на высоком уровне, т.к., как уже упоминалось, учителями были офицеры и будущие выпускники. Преподавая в дальнейшем в ставших многочисленными школах, они много сделали для российского просвещения.

Школы для самых разных сословий

...и даже крепостные.

Начиная со второй половины XVIII века под действием реформ образовались вначале школы для детей дворян: Первый кадетский корпус,  Пажеский корпус, Морской и Артиллерийский. Ехали учиться туда малыши 5-6 лет, которые уже через 15 лет выпускались в чине офицера и наученные военным специальностям.  Иные, кроме дворянского, сословия обучались в Народных училищах, открывавшихся повсеместно. Они делились на Главные (4 класса образования) и Малые (2 класса образования). 

Для новых типов учебных заведений разрабатывались специальные программы, писались учебные планы и вводилось предметное образование. По всей стране занятия начинались и заканчивались в единое время. Акцент делался на то, что получить образование могли дети всех сословий, даже крепостных. Впрочем, последних обучали только после согласия их владельцев не только отпустить сына крепостного в школу, но и оплатить обучение. Немало помещиков шло на подобный шаг, понимая, что иметь в хозяйстве узкого специалиста крайне выгодно.

По данным статистики, к концу XVIII века в России появилось более 550 самых разных учебных зеведений, в которых обучалось более 70 тысяч детей самых разных сословий. Это, конечно, немало, но, к сожалению, страна проигрывала в этом плане Европе и Америке.

  Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Министерство народного образования

Для того, чтобы постоянно разрабатывать новые методики образования и регулировать численность школ и учеников, в 1802 году было открыто Министерство народного образования, первое в своем роде. Почти сразу же было объявлено, что все первые этапы образования становятся абсолютно бесплатными и представители даже низших сословий смогут туда беспрепятственно поступить. Для дворянских детей открываются самые первые гимназии в крупных городах. В них детей готовили к поступлению в университеты, которых было шесть, что выгодно отличало нас от других стран.

В дальнейшем, вместо Малых народных училищ, организовываются приходские школы, в которых целый год бесплатно обучались выходцы из крестьянских сословий. После выпуска они знали начальную арифметику, умели читать и писать, также их обучали "закону Божиему". 

Дети купцов и чиновников учились в Уездном училище, срок обучения был рассчитан на три года. Их учили не только читать, считать и писать, но и истории, географии и даже геометрии. Интересно, что каждый город обязали построить и содержать подобное училище. Девочек отдавали учиться крайне редко до сих пор. Но зато широкое распространение получило их домашнее обучение, конечно, прежде всего дворянок.

Доступное всесословное образование

Отмена крепостного права в 1861 году плодотворно повлияла на систему образования. По всей стране начали появляться в немалом количестве земские, церковно-приходские и воскресные школы. 

В этом же году произошло разделение гимназий на классические и реальные. В первых по-прежнему изучали мертвые языки (древнегреческий и латынь, т.е. классические языки), а также давалось преимущественно гуманитарное образование, а вторые занимались изучением физики и математики, а также живых иностранных языков. Важно отметить, что семьи из низших сословий могли накопить на дальнейшее обучение ребенка, но только в реальных гимназиях. Плата была не слишком большая и подобные гимназии открывались в больших количествах.

Тогда же резко выросло количество учебных заведений для девочек, правда, только горожане среднего достатка могли позволить три или даже шесть лет обучать дочерей в Женских училищах. А девочек  из дворянского сословия начали гораздо более активно отдавать учиться в гимназии. 

  Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Закон о всеобщем образовании

Государство, как мы видим, много давало денег на развитие самых разных учебных заведений и, чтобы узаконить бесплатное образование, пусть и не для всех, в 1908 году был принят Закон о всеобщем образовании. 

К этому времени в европейской части страны почти все мальчики и, как минимум, половина девочек получили начальное образование. На другой части России родители не так охотно отдавали отпрысков учиться, но все же 50% детей, живущих в более-менее крупных городах и почти треть крестьянских детей умели читать и писать.

Доступным и всеобщим образование стало у нас только после Революции.

Читайте также: 

Фото на анонс: Н. П. Богданов-Бельский, «Дети на уроке», В.Е. Маковский «В сельской школе», из коллекций Самарского областного художественного музея и Тульского музея изобразительных искусств. 

0
Ещё по теме
Есть вопросы или хотите обсудить данную тему?
Напишите все, что вас интересует в комментариях
Комментарии 0