Школа на Руси: как учились наши предки?

1574
0
0

Первого сентября все дети традиционно идут в школу. Такая привычная нам система образования претерпела огромные изменения за много веков своего существования. А как было заведено у наших предков?

Самая первая школа: учились только мальчики

Даже дата известна: 988 год, тот самый, когда произошло Крещение Руси. И количество детей, их было 300. Учили только детей из высших сословий или, говоря языком того времени «лучших людей». Новшество  поначалу вызвало недоверие и родители в слезах собирали сыновей «в книжное обучение» уверенные, что никогда их более не увидят. Князь Владимир Святославович, более известный как Владимир Красное Солнышко,  был уверен, что только грамотные люди могут вывести государство на новый уровень и  непреклонен: каждый год его люди строго следили, чтобы очередные 300 детей уезжали из родного дома.

Первый предмет для обучения назывался просто: «книжное дело». Обучались дети в избе у священника, а учебниками служили Псалтырь и Часослов. Подобные заведения открывались практически при каждом вновь построенном монастыре или церкви.

  Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Сын Владимира Красного Солнышка, князь Ярослав Мудрый, основал в 1028 году в Великом Новгороде при Софийском соборе самую большую школу тех времен и, по легенде, лично отбирал самых умных мальчиков из семей дружинников и мелких князей. По его указанию также активно переводились греческие учебники и книги.

Первое в Европе училище для девочек в Киеве

Уже его сын, князь Всеволод Ярославович, в мае 1086 года открывает самое первое женское училище в Европе, поставив во главе свою дочь, Анну Всеволодовну. Строго говоря, это заведение было при вновь открытом женском Андреевском монастыре, первой игуменьей (настоятельницей) была как раз княжна. Девочек  из знатных семей учили письменности, шитью, вышиванию, церковному хоровому пению и различным ремеслам.

Более того, ученицы получали совершенно уникальную для тех времен возможность научиться писать иконы и переписывать церковные книги. Тогда еще не было печатных книг и широкой сети иконописных мастерских, поэтому подобные умения очень высоко ценились. Конечно, обучали таким специальностям только самых одаренных воспитанниц. В будущем они постригались в монахини и оставались в монастыре.

Первая Школа международного значения

В период рассвета Киевской Руси, в XI веке, при каждом монастыре существовала школа. Обучали в ней хоровому церковному пению, а также читать, писать и считать. Следующей ступенью была «школа книжного учения», нечто вроде училищ с повышенным уровнем образования, в них подростки готовились в будущем для государственной службы и церкви. Как сейчас бы сказали, выпускали «грамотный городской управленческий аппарат и священнослужителей».

«Дворцовая школа» при Софийском соборе готовила переводчиков с пяти–шести иностранных языков, а также специалистов по переписыванию церковных книг и певчих церковных хоров. Девочек отдавали учиться крайне неохотно, существовало буквально несколько женских школ.

Высшая знать открывала нечто вроде частных школ. Каждый год несколько сыновей богатых купцов отправлялась учиться в одно выбранное их отцами селение и там самый грамотный из бояр учил их языкам и основам государственного управления. Этот боярин назывался «кормильцем» и самостоятельно вел руководство селением, в котором находилась школа (т.н. «кормильство»). Но довольно скоро эта традиция сошла на нет.

Кто был самым образованным человеком на Руси?

Ответ очевиден: священники. К началу 1096 года школы начинают открываться уже при каждом монастыре или церкви. Конечно, первыми были такие  русские города тех времен, как  Муром и Суздаль, Переяславль и Владимир, Чернигов и Курск, Туров и Полоцк . Потом подтянулись более мелкие города, в селах пока никаких школ не было.

Во время монголо-татарского ига (началось в 1237 году с вторжением конницы Батыя в рязанские земли, а завершилось в 1480 году) образованию не уделялось ни малейшего внимания и только начиная с XVI века потихоньку начали заниматься проблемами обучения детей.

Книга «Стоглав» и первый русский букварь

Собрание постановлений Стоглавого Собора (т.е. высших чинов на Руси) или книга «Стоглав» сохранился с XVI века. И это бесценный подарок для нас, потомков. В нем много рассказывается о воспросах образования. Именно оттуда мы знаем, что гордое звание «учитель» могло носить только духовное лицо, получившее специальное образование. Вначале они проходили длительные экзамены, потом специальные люди долго собирали сведения о поведении будущего педагога, причем особый упор делали на доброту и порядочность человека и только после этого допускали к образованию детей.

В то время один учитель вел все предметы:  церковное пение, землемерие ( азы геометрии и географии), граматику, арифметику, «звездознание» (азы астрономии), иногда еще добавлялось стихотворное искусство.

  Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Первый год дети учили алфавит, на второй – складывали буквы в слога, а на третий уже читали. Детей обучали по т.н. «буквослагательному» методу, пришедшего к нам от греков и римлян. Приходилось знать по «имени» каждую букву, учить наизусть слоги. Учитель рассказывал об основах грамматики, обязательно обучал правильным ударениям, а также падежам и спряжениям глаголов. Непременно выбирали из числа самых смышленых мальчиков «старосту», который помогал учителю, например, следил за поведением.

В помощь детям был выпущен первый русский букварь в 1574 году первым русским книгоиздателем Иваном Федоровым. В том букваре было 5 тетрадей, в каждой по 8 листов. Иными словами, это 80 страниц в привычном для нас формате.В первой части были материалы для первых двух годах обучения. А во второй части материалы для чтения – молитвы и отрывки из Библии.

«Азбуковник» – что это такое?

  Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Эта ценнейшая рукопись сохранилась чудом. Написанная  неизвестными (или неизвестным) в XVII веке книга представлла собой руководство для учителя. Интересно, что там было указание на то, что учиться может даже «убогий и худородный». Плата за учение для бедных была «хотя бы какой-нибудь». Причем если нищая семья пожелала отдать ребенка в обучение, то учитель, найдя у ребенка хотя бы какие-нибудь способности, имел право рекомендовать местному руководству (земству) оплатить обучение будущего Кулибина. Но не везде и не всегда земство шло на подобные расходы.

Для нас рукопись интересна еще и тем, что в ней подробно описаны правила, по которым строился учебный день для всех школ допетровской Руси, они были одинаковыми.

Ученики (или «дружина») были заняты учебой и молитвами с самого раннего утра и до вечера. Вначале дети рассказывали вчерашний заученный урок, потом вставали на всеобщую молитву. После чего все рассаживались за длинным столом и начинался новый урок.

Книги в те времена были очень ценными и дети работали с ними только в училище, причем учителя много времени посвещали научению детей правильно обращаться с учебником. Убирались, а также отапливали (в т.ч. и заготавливали дрова) дети самостоятельно.

О том, как появились уже привычные нам школы и образование стало доступным каждому, мы расскажем в следующей статье.

Фото на анонс: Н.П. Богданов-Бельский «У дверей школы», 1897 Государственный Русский музей

0
Ещё по теме
Есть вопросы или хотите обсудить данную тему?
Напишите все, что вас интересует в комментариях
Комментарии 0