Почему дошкольнику важно пройти медицинское обследование перед началом учебы в 1 классе

203
0
0

Первый класс — это всегда волнительно, особенно для родителей. Главным образом они переживают за эмоциональную и психологическую готовность ребенка, тревожатся, насколько комфортно будет первокласснику в новой обстановке, в окружении незнакомых людей. Специалисты Европейского медицинского центра, педиатр Виктория Власова и детский психиатр, психотерапевт Екатерина Кузьмина, рассказали о том, как врачи помогают подготовить ребенка к школе.

Виктория Власова,  Екатерина Кузьмина – фото из личного архива
Виктория Власова,  Екатерина Кузьмина – фото из личного архива

Чтобы убедиться, что ребенок действительно готов пойти в первый класс, специалисты рекомендуют проходить полное медицинское обследование дважды: за год до школы и непосредственно перед началом обучения.

Как и зачем проходить обследование?

Учиться с удовольствием и с высокими результатами ребенку могут помешать не только незнакомая обстановка, дисциплинарные моменты, общение в новом коллективе, необходимость привыкать к требованиям учителя, но и состояние здоровья. Поэтому диспансеризация перед школой крайне важна. Ребенок должен пройти осмотр узких специалистов:

  • невролога
  • офтальмолога
  • ортопеда
  • хирурга
  • дерматолога
  • психотерапевта
  • логопеда.

Важно не забывать про обязательные обследования: общий анализ крови, мочи, ЭКГ и другие.

По результатам диспансеризации педиатр составляет общее заключение о готовности ребенка к школе и дает рекомендации по коррекции выявленных отклонений. Любые нарушения состояния здоровья могут влиять на выносливость, внимательность ребенка, возможность усваивать новый материал и справляться с нагрузками.

Для начала врач оценивает антропометрические данные: рост, вес, размер грудной клетки в соответствии с возрастом дошкольника. Зачем? Ребенку, который существенно меньше или гораздо крупнее сверстников, некомфортно использовать стандартную школьную мебель, что может затруднять концентрацию внимания и вызывать значительные неудобства. Доктор может предложить решение проблемы, исходя из индивидуальных параметров ребенка.

Дети перед поступлением в первый класс проходят важный тест, — филиппинский. Задача в том, чтобы правой рукой дотянуться до левого уха, проведя руку над головой. Справившийся с этим заданием с биологической точки зрения является зрелым. Но далеко не все дети в возрасте до 6–7 лет могут выполнить тест. Почему это принципиально? Результат говорит о том, что ручки ребенка коротки, поэтому выполнение определенных физических упражнений и развитие некоторых школьных навыков будет затруднено.

Педиатр оценивает общее состояние ребенка: часто ли он болеет, есть ли у него аллергические реакции, пищевые привычки, возможно, ему необходим индивидуальный режим и особая диета. Очень важно вовремя выявить хронические заболевания, которые требуют наблюдения и лечения.

Также детский врач обязательно оценивает, чем ребенок болел ранее. Изучает и весь объем ранее проведенных прививок. Попадая в новый коллектив, ребенок подвергается риску встретить новую инфекцию. Поэтому крайне важно вакцинировать будущего школьника до того момента, когда он попадет в новый коллектив. И не забыть про пробу Манту.

Зачем проходить узкопрофильных врачей?

Одной консультации педиатра недостаточно. Комплексно оценить готовность ребенка к школе педиатру помогает целая группа специалистов:

  • невролог, психотерапевт и логопед оценивают психоэмоциональное состояние и речь ребенка, его навыки в области мелкой моторики, бытовые навыки, без которых обучение в школе невозможно;
  • ортопед оценивает осанку, формирование верхних и нижних конечностей;
  • консультация хирурга не менее важна, ведь необходимо исключить наличие новообразований, убедиться, что половые органы у мальчика сформированы правильно;
  • без офтальмолога просто не обойтись — нарушения зрения напрямую влияют на успеваемость.

Все выявленные заболевания обязательно заносятся в карту школьника, чтобы педагог учитывал особенности ребенка и уделял, если это необходимо, больше времени такому малышу, корректировал нагрузки. В соответствии с выявленными заболеваниями ребенку присваивается определенная группа здоровья.

  • 1 группа здоровья — полностью здоровые дети. Таких деток, к сожалению, сравнительно немного: всего 20–25%. Они могут учиться в любой школе. Но стремиться любыми путями попасть в 1 группу здоровья не надо. В таком случае ребенок будет получать нагрузки, не соответствующие его возможностям.
  • 2 группа здоровья — дети, у которых могут быть несущественные отклонения от антропометрических стандартов или неосложненные патологии, не приводящие к длительным госпитализациям и не требующие постоянного поддерживающего лечения. Например, дети с миопией, сидящие за первой партой и в правильно подобранных очках, могут прекрасно учиться; дети с гипертрофией аденоидов также не испытывают проблем в обучении вне периодов острых вирусных заболеваний. В эту группу также относятся дети с нарушениями осанки, плоскостопием; часто болеющие дети. И таких детей большинство: 50–60%.
  • 3 группа здоровья — дети, у которых есть заболевания, требующие поддерживающего лечения и регулярного наблюдения, но которые не мешают ребенку адаптироваться к школьным условиям. Например, гастрит, астма, недостаток гемоглобина в крови (анемия), заболевания почек, хроническая форма бронхита, нарушения речи (заикание), первоначальное, поперечное или продольное плоскостопие и др. Вне обострения ребенок может посещать школу и усваивать программу в полном объеме, но успеваемость может снижаться в период обострения, если требуется домашний режим или госпитализация.
  • 4 группа здоровья — сюда входят дети с наличием не угрожающих жизни, но неизлечимых заболеваний. Это cepьeзныe вpoждeнныe пopoки paзвития, хронические заболевания или последствия травмы. Oбocтpeния этиx нapушeний paзвивaютcя чacтo, oбычнo c ocлoжнeниями. Ocтpыe нapушeния лeчaтcя тяжeлo, пocлe ниx требуется длительный период для восстановления и ocoбыe уcлoвия peaбилитaции. Чacтo тaкиe дeти испытывают проблемы с социализацией, т.к. иx заболевания нaклaдывaют oтпeчaтoк и нa xapaктep, и нa миpoвocпpиятиe, и нa физичecкиe вoзмoжнocти. Чтo кacaeтcя умственного paзвития, тo oнo мoжeт быть aбcoлютнo нopмaльным. Хотя возможны и oтклoнeния, oт нeзнaчитeльныx дo тяжeлыx. Для таких малышей хapaктepeн дeфицит мaccы  тeлa, pocтa, мышeчнoй cилы, им может потpeбоватьcя oбучeниe в cпeциaлизиpoвaнныx учреждeнияx или на дому. И дaжe ecли этo нe тaк, в любом случае у них есть знaчитeльныe oгpaничeния пo учeбным и физичecким нaгpузкaм. И пpaктичecки вceгдa необходимa кaкaя-либo постоянная пoддepживaющaя тepaпия (мeдикaмeнты, ЛФK и т.п).

Cтoит нaпoмнить, чтo присвоение гpуппы здopoвья нe oбязывaет poдитeлeй oтдaвaть ребенка в cпeциaлизиpoвaнноe заведeние. Ho ecли тaкoй coвeт пpoзвучaл, стоит к нeму пpиcлушaтьcя. Нe всегда «особый» ребенок, нaxoдящийcя в oбщecтвe «oбычныx» cвepcтникoв,  идeт нa пoпpaвку быcтpee (особенно ecли oн eщe и пoдвepгaeтcя нacмeшкaм). Нaxoдяcь в специализированнoм учpeждeнии, гдe c ним зaнимaютcя пeдaгoги, понимающие его образовательные потребности и возможности, oн мoжeт дeлaть бОльшиe уcпexи. И вполне возможна ситуация, когда чepeз пapу лeт тaкoй мaлыш cмoжeт учитьcя в обычнoй шкoлe. Впрочем, родители всегда могут выбрать и школы, реализующие инклюзивные практики, а также дистанционное обучение.

  • 5 группа здоровья — к этoй кaтeгopии oтнocят дeтoк, имeющиx тяжeлыe xpoничecкиe зaбoлeвaния c peдкими пepиoдaми peмиccии (oтcутcтвиe cимптoмoв) или aнoмaлии paзвития. Эти мaлыши в большинстве своем ужe имеют инвалидность. У тaкиx дeтeй чacтыe инфeкциoннo-вocпaлитeльныe пpoцeccы c бoльшим кoличecтвoм тяжeлыx ocлoжнeний. Зa гoд oни бoлee 8–10 paз oбpaщaютcя зa мeдицинcкoй пoмoщью. K этoй жe гpуппe oтнocятcя дeти, пepeнecшиe тяжeлыe кaлeчaщиe oпepaции, тpaвмы, зaбoлeвaния. B oбязaтeльнoм пopядкe пятaя гpуппa здopoвья включaeт oнкoлoгичecкиx бoльныx. Таким детям требуется индивидуальный подход.

В соответствии с определенной группой врач дает заключение о возможности начала обучения, виде образовательного учреждения, режиме, диете, допустимым физическим нагрузкам. Цель таких рекомендаций в индивидуальном подборе учебного заведения и учебной программы для каждого ребенка. Учиться с интересом, легко, без физического перенапряжения лучше получается у детей, которым предлагаемые нагрузки по силам.

Читайте также:

Все фото: Depositphotos

0
Ещё по теме
Есть вопросы или хотите обсудить данную тему?
Напишите все, что вас интересует в комментариях
Комментарии 0