7 навыков из советской школы, которые пригодились бы современным детям

Будни нынешних школьников буквально расписаны по минутам. Детям нужно успеть пройти школьную программу, затем посетить внеурочные занятия, среди которых спортивные тренировки, приобретение навыков по программированию, иностранным языкам и многому другому. «А вот в наше время все было по-другому», – вспоминают родители, заставшие советскую школу. И дело не только в том, что нынешняя школьная программа и ритм жизни значительно отличаются от того, что было до начала 1990-х.

Вспоминаем утраченные традиции, которые были у советских школьников. И навыки, которые дети приобретали на уроках. Многие родители, дедушки и бабушки вспоминают это с оттенком грусти. «Как жаль, что такого сейчас нет», – говорят они.

«Звездочки» у октябрят – опыт командной работы

В начальной школе ученики-октябрята делились на пятерки, составляя так называемые «звездочки». Распределяли обязанности. Выбирали:

  • командира – осуществлял руководство «звездочкой»;
  • санитара – носил с собой сумку с красным крестом, в которой всегда были йод, бинт и перекись водорода;
  • библиотекаря – советовал одноклассникам интересные книги, выписывал их названия в специально заведенную тетрадь, обсуждал на «Классном часе»;
  • цветовода – поливал растения в классе, закрепленные за «звездочкой»;
  • физкультурника – проводил утреннюю зарядку.  

Между «звездочками» проводилось соревнование. К примеру, кто больше прочитает книг, соберет большее количество макулатуры... Это был первый опыт работы в команде.

Чистописание – развитие моторики, развитие мозга

Нынешние школьники, посещая музеи, поражаются тому, каким красивым был почерк у детей, к примеру, довоенного поколения. А все потому, что те мальчики и девочки осваивали каллиграфию в школе.

У младшеклассников в советской школе одним из обязательных предметов было чистописание. Дети учились аккуратно и красиво писать. Однако эту дисциплину упразднили как самостоятельную.

Известный ученый в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Черниговская  отмечает огромное значение письма рукой:

Пишет рука, а на самом деле пишет наш мозг: какую команду он пошлет, то и будет происходить. И рука в этом смысле является продолжением мозга. Даже есть такой термин (он, правда, касается произведения искусства, рисования) — «умная рука», или «мыслящая рука». Письмо — это мелкая моторика: тренируя руку, мы тренируем мозг, а именно: те области мозга, где одновременно и моторика для руки, и моторика для произношения. Это особенно важно для маленьких.

Labirint

Шефство над отстающими в учебе – замена репетиторству

Школьники, демонстрирующие хорошие результаты в учебе, получали «в нагрузку» отстающих. Юные вундеркинды «подтягивали» одноклассников и школьников помладше по разным предметам.

«Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья» – приобщение к спорту

Со спортом в советской школе «дружили».Командный дух и любовь к физкультуре прививали и конкурсами. Школьники любили «Веселые старты» с их разнообразными заданиями.

Часто привлекали и родителей. Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» многие нынешние взрослые вспоминают с теплотой.

Отметим, что  тренерский состав школ «Трудового резерва» регулярно посещал уроки физкультуры и спортивные занятия, на которых соревновались ученики. Именно там и находили перспективных будущих спортсменов.

Веселые старты учеников 2 класса школы №3, 1988 год. Фото: Gmvc.ru

«Классный час» – умение обсуждать злободневные вопросы

Староста класса вместе с помощниками готовили «классный час». Этот формат в начальной школе присутствует и сейчас, но проводит его учитель по теме учебной программы.

Советские школьники разбирали накопившиеся проблемы, к примеру, хулиганство одноклассников, необходимость помочь кому-то в учебе. Разумеется, не обходилось без политинформации, когда дети читали новости из газет по возрасту, к примеру, «Пионерской правды».

Уроки труда – приобретение практических навыков

Два урока подряд девочки учились готовить, печь или шить, а мальчики в мастерской работали с деревом. Взрослые с ностальгией вспоминают «труды», когда примерно за 30 минут до звонка мальчики приходили в класс девочек, где угощали печеньем, шарлоткой или салатами вроде винегрета или оливье. Те, в свою очередь, дарили разделочные доски.

Сбор урожая – формирование командного духа и трудовой опыт

Летом старшеклассники выезжали на сбор фруктов, а осенью собирали картофель на полях одного из сельхозпредприятий. В то время многие это воспринимали как нечто неприятное. Однако сейчас вспоминают с теплотой. Из памяти стерлись грязные руки и земля под ногтями, а посиделки всем классом и песни у костра – нет. Бонусом была сумка с собранными овощами или фруктами, которую каждый школьник мог принести домой.

Фото на анонс:  Depositphotos