Десять раз повторяем одно и то же, а через минуту он уже не помнит. Вчера мне пересказал все. А с утра – ничего в голове нет. Дома рассказывает все по порядку, а в школе – молчит, будто язык откусил. Как Вам – знакомые ситуации? А еще любимые поговорки родителей и учителей:
- Ему хоть кол на голове чеши!
- Хоть в лоб, хоть по лбу.
- В одно ухо влетело – в другое вылетело.
Узнаете?
Так вот! Это все можно исправить! Причем, очень быстро – в течении недели. Но для этого придется кое-чем пожертвовать. В первую очередь своими принципами. Прежде всего, придется отказаться от идеи – что Вы всегда правы и знаете как надо. Но обо всем по порядку.
Для начала несколько базовых предположений.
1. Ваш ребенок – не идиот. Спросите у любого.
2. Ваш ребенок находится в возрасте, когда самой природой определено его основное предназначение – познавать мир.
3. Каждый человек, в том числе и Ваш ребенок – талантлив хоть в чем-нибудь, а скорее – во многом.
4. Обучение, как и любая работа, требует сил (мозг поглощает до 60% всех питательных веществ и кислорода – вспоминаем школьную программу).
5. Сил и энергии у человека ограниченное количество (в каждый конкретный момент)
Пока со всем согласны? Тогда – «удар под дых», что называется, или положение №6: Основные силы ребенка уходят на борьбу. Так, что на учебу их просто не остается!
Еще пока не очень шокированы, но уже начинаете волноваться? Правильно! Ведь я еще не сказал на борьбу с чем…
Но не будем спешить.
Вспомним, с какой радостью, с каким счастьем ребенок задает вопросы: Почему? Зачем? Как? А это что? Задает, но, до поры до времени! До тех самых пор, пока ему приходится начинать изучать то, что ему не интересно. И тут нам нужно место для теоретической вставки.
Потребности – основная движущая сила поведения человека. ВСЁ, что человек делает, он делает для удовлетворения своих потребностей. Большинство потребностей носят естественный, природный характер. Однако, начиная с малых лет (вернее месяцев) взрослые начинают формировать у ребенка чувство вины, которое базируется на инстинктивной любви к маме и папе. Основной идеей чувства вины является – «ты расстроишь маму, маме будет плохо». Со временем делать маме, и всем взрослым, «хорошо» становится искусственной потребностью. Часто (почти всегда) естественные и искусственные потребности находятся в противоречии, в противоборстве. Соответственно, у любого поведения ребенка может быть два мотива (мотив это потребность, которая может быть реализована за счет, какого-то предмета, события или усилия) – либо естественная потребность исследовать мир так, как интересно. Либо искусственная потребность «не обижать маму», которая заставляет изучать мир так, как она считает нужным.
Вот мы и получаем удивительную картину! Ребенок, вместо того, чтобы учится в радость (как уготовано нам природой), учится в тягость – как уготовано ему родителями, воспитателями и учителями.
Вот теперь можно удивляться, злится, протестовать, рвать статью на мелкие кусочки, закрывать сайт и писать жалобу в министерство образования. Впрочем, там об этом давно известно. Сотни книг, десятки диссертаций. А воз и ныне там. Почему – отдельный вопрос, не будем трогать политику.
Нас же с Вами может заинтересовать вопрос, озвученный в подзаголовке – как облегчить жизнь школяра.
Для этого я знаю два способа (наверняка их больше). Первый – для смелых – демократическая школа, или отказ от принудительного обучения или обучение свободой. Школа, родители создают все условия для обучения ребенка, начиная с 5-илетнего возраста и до поступления в институт. Создают условия и все. Ничего не требуют. Все остальное ребенок делает сам. Я не буду тут о нем писать – пройдите по ссылке, там лучше описано. Второй – для излишне социализированных людей, например, для таких как я. Вот его я и начну здесь описывать, а закончу в следующей статье.
Для второго метода тоже потребуется Ваша внутренняя решимость. Помните – я писал выше про отказ от некоторых принципов? Так вот Вам новые принципы!
1. Ребенок сам лучше знает, как учится. Если не знает – спросит у Вас или у учителя. Если не спросит – значит, Вы его бьете. Физически или морально. Перестаньте. Вот прямо сейчас. Ребенок Вас в любом случае любит. Но ему придется потратить несколько дней, чтобы поверить, что Вы из палача стали мамой (папой).
2. Продолжая первый принцип читать дальше