О том, почему дети плохо учатся

Десять раз повторяем одно и то же, а через минуту он уже не помнит. Вчера мне пересказал все. А с утра – ничего в голове нет. Дома рассказывает все по порядку, а в школе – молчит, будто язык откусил.  Как Вам – знакомые ситуации? А еще любимые поговорки родителей и учителей:

  • Ему хоть кол на голове чеши! 
  • Хоть в лоб, хоть по лбу.
  • В одно ухо влетело – в другое вылетело.

Узнаете?

Так вот!  Это все можно исправить! Причем, очень быстро – в течении недели. Но для этого придется кое-чем пожертвовать. В первую очередь своими принципами. Прежде всего, придется отказаться от идеи – что Вы всегда правы и знаете как надо. Но обо всем по порядку.

Для начала несколько базовых предположений.

1.   Ваш ребенок – не идиот. Спросите у любого.

2.   Ваш ребенок находится в возрасте, когда самой природой определено его основное предназначение – познавать мир.

3.   Каждый человек, в том числе и Ваш ребенок – талантлив хоть в чем-нибудь, а скорее – во многом.

4.   Обучение, как и любая работа, требует сил (мозг поглощает до 60% всех питательных веществ и кислорода – вспоминаем школьную программу).

5.   Сил и энергии у человека ограниченное количество (в каждый конкретный момент)

Пока со всем согласны?  Тогда – «удар под дых», что называется, или положение №6: Основные силы ребенка уходят на борьбу. Так, что на учебу их просто не остается!

Еще пока не очень шокированы, но уже начинаете волноваться? Правильно! Ведь я еще не сказал на борьбу с чем…

Но не будем спешить.

Вспомним, с какой радостью, с каким счастьем ребенок задает вопросы: Почему? Зачем? Как? А это что? Задает, но, до поры до времени! До тех самых пор, пока ему приходится начинать изучать то, что ему не интересно. И тут нам нужно место для теоретической вставки.

Потребности – основная движущая сила поведения человека. ВСЁ, что человек делает, он делает для удовлетворения своих потребностей. Большинство потребностей носят естественный, природный  характер. Однако, начиная с малых  лет (вернее месяцев) взрослые начинают формировать у ребенка чувство вины, которое базируется на инстинктивной любви к маме и папе. Основной идеей чувства вины является – «ты расстроишь маму, маме будет плохо». Со временем делать маме, и всем взрослым, «хорошо» становится искусственной потребностью. Часто (почти всегда) естественные и искусственные потребности находятся в противоречии, в противоборстве. Соответственно, у любого поведения ребенка может быть два мотива (мотив это потребность, которая может быть реализована за счет, какого-то предмета, события или усилия) – либо естественная потребность исследовать мир так, как интересно. Либо искусственная потребность «не обижать маму», которая заставляет изучать мир так, как она считает нужным.

Вот мы и получаем удивительную картину! Ребенок, вместо того, чтобы учится в радость (как уготовано нам природой), учится в тягость – как уготовано ему родителями, воспитателями и учителями.

Вот теперь можно удивляться, злится, протестовать, рвать статью на мелкие кусочки, закрывать сайт и писать жалобу в министерство образования. Впрочем, там об этом давно известно. Сотни книг, десятки диссертаций. А воз и ныне там. Почему – отдельный вопрос, не будем трогать политику.

Нас же с Вами может заинтересовать вопрос, озвученный в подзаголовке – как облегчить жизнь школяра.

Для этого я знаю два способа (наверняка их больше). Первый – для смелых – демократическая школа, или отказ от принудительного обучения или обучение свободой. Школа, родители создают все условия для обучения ребенка, начиная с 5-илетнего возраста и до поступления в институт. Создают условия и все. Ничего не требуют. Все остальное ребенок делает сам. Я не буду тут о нем писать – пройдите по ссылке, там лучше описано. Второй – для излишне социализированных людей, например, для таких как я. Вот его я и начну здесь описывать, а закончу в следующей статье.

Для второго метода тоже потребуется Ваша внутренняя решимость. Помните – я писал выше про отказ от некоторых принципов? Так вот Вам новые принципы!

1.   Ребенок сам лучше знает, как учится. Если не знает – спросит у Вас или у учителя. Если не спросит – значит, Вы его бьете. Физически или морально. Перестаньте. Вот прямо сейчас. Ребенок Вас в любом случае любит. Но ему придется потратить несколько дней, чтобы поверить, что Вы из палача стали мамой (папой).

2.   Продолжая первый принцип читать дальше

Лунев Денис
Лунев Денис
Психолог
04857

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
СВЕТЛАНА ЗАНИНА
СВЕТЛАНА ЗАНИНА
КАТЮША
26 лет
Каменск-Уральский
интересная статья
Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Майя
11 лет
Волгодонск
О, коллега
Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Майя
11 лет
Волгодонск
О, коллега
Пожаловаться
НАТАЛЬЯ
НАТАЛЬЯ
Полина
13 лет
интересненько
Другие статьи на эту тему