Твоя Россия будущего
Векторы развития
// Экономика

Восточная сказка в стиле хай-тек, или Чем может помочь карьере изучение арабского языка и культуры

Что тебе первым приходит в голову при упоминании Ближнего Востока? Арабские шейхи, верблюды, величественные минареты, выжженная солнцем пустыня… Или ты уже залипал в Сети на роликах с видами небоскрёбов Дубая?

Сегодня Ближний Восток — это причудливый сплав множества культур и религий, в первую очередь ислама. И одновременно один из самых быстрорастущих мировых центров развития инноваций, привлекающий специалистов и инвесторов из множества стран, в том числе из России.

Несмотря на заманчивые перспективы для развития бизнеса, самым сложным для иностранных компаний при выходе на ближневосточные рынки становится преодоление культурных барьеров. Поэтому так высок спрос на арабистов — специалистов в области языков, культуры, политики и экономики стран этого региона.

А это вообще где? Как найти Ближний Восток на карте мира

Ближний Восток — историческое название региона, расположенного на стыке Африки, Европы и Азии, где с древних времён проходили основные торговые пути, связывающие разные части света. Сегодня чаще можно встретить такое определение, как регион MENA (Middle East and North Africa). Эта аббревиатура используется для обозначения  группы стран, расположенных в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Интересно, что единого общепринятого перечня стран MENA не существует. По умолчанию к этому региону относят 19 стран. Однако различные международные и исследовательские организации нередко значительно расширяют этот список, включая в него в общей сложности еще 16 государств.

Основные страны MENA: Алжир, Бахрейн, Египет, Иран, Ирак, Израиль, Иордания, Кувейт, Катар, Ливан, Ливия, Марокко, Оман, Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Тунис, Объединенные Арабские Эмираты и Йемен.  

В 19 странах MENA сегодня проживает порядка 500 миллионов человек (чуть более 6% населения земного шара), основная часть которых – мусульмане. При этом здесь сосредоточено 60% мировых запасы нефти и 45% мировых запасов природного газа.

Нефть, небоскребы и высокие технологии, или Как арабские страны строят в пустыне города будущего

По итогам 2022 года крупнейшими экономиками региона MENA являются Иран, Саудовская Аравия, Израиль и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Однако именно экономика ОАЭ считается наиболее конкурентоспособной в ближневосточном регионе и лидирует по объему привлекаемых инвестиций. В 2022 году Эмираты признаны самой комфортной в мире страной для ведения бизнеса. Большинство иностранных компаний рассматривают ОАЭ как идеальную стартовую площадку для выхода на рынки других стран Ближнего Востока. 

Объединенные Арабские Эмираты – уникальное государство, состоящее из семи политически обособленных территорий (эмиратов), каждая из которых управляется своим шейхом. Каждый эмират самостоятельно распоряжается расположенными на своей территории запасами нефти, от размера которых во многом зависит влияние шейхов. Правитель крупнейшего и самого богатого эмирата Абу-Даби по совместительству является президентом страны, а шейх эмирата Дубай — председателем правительства.

Основным источником дохода ОАЭ, как и большинства стран Ближнего Востока, была и остаётся  продажа углеводородов. Теперь представь: цены на нефть растут, что обеспечивает постоянный приток капитала, которого с учетом сравнительно небольшой численности населения страны (9,5 миллионов человек — это меньше, чем население Москвы!) хватает на удовлетворение всех потребностей. Казалось бы, можно вообще ничего не делать. Однако ОАЭ первыми среди стран региона сделали ставку на высокие технологии, начав вкладывать нефтедоллары в развитие деловой и туристической инфраструктуры.

В двух крупнейших городах страны — Дубае и Абу-Даби появились многочисленные бизнес-инкубаторы и акселераторы. Так называют организации, предназначенные для поддержки стартапов в высокотехнологичных отраслях, которые предоставляют предпринимателям необходимую инфраструктуру (офисы, лаборатории, производственные и вычислительные мощности), помогают выстроить и протестировать бизнес-модель и получить доступ к финансовым ресурсам.

Были созданы особые экономические зоны со льготными условиями налогообложения. Кроме того, государство вкладывает средства в инновационные проекты как внутри страны, так и за её пределами. Всё это способствовало активному развитию собственных проектов в таких областях, как:

  • фудтех;
  • финансовые технологии;
  • электронная коммерция;
  • транспорт и логистика;
  • корпоративное программное обеспечение.

Фудтех — это индустрия интеграции информационных технологий (IT) во всё, что связано с производством, доставкой и приготовлением еды.

Сегодня Дубай — это визитная карточка Эмиратов и символ технологического развития Ближнего Востока. Город, выросший буквально среди пустыни, не только поражает воображение миллионов туристов своими небоскребами, но также является крупнейшим финансовым и деловым центром региона. Географическое положение, обеспечивающее доступ к глобальным рынкам Америки, Европы, Африки и Азии, делает его идеальным местом для ведения международного бизнеса.

В рамках государственной программы «Smart Dubai» реализуются десятки проектов, направленных на дальнейшее совершенствование инфраструктуры и всех сторон жизни города,  в том числе с использованием технологий на основе искусственного интеллекта.

Эмираты стали первой в мире страной, где ещё в 2017 году было создано Министерство искусственного интеллекта. Ему поручено координировать процесс внедрения технологий на основе ИИ в различные сферы жизни страны, а также сглаживать социальные проблемы, связанные с сокращением числа рабочих мест из-за развития технологий.

Вслед за ОАЭ другие богатые государства региона MENA сегодня заявляют о своих амбициях по построению инновационной экономики. Так, Саудовская Аравия анонсировала проект NEOM, предполагающий развитие огромной территории на северо-западе страны, на побережье Красного моря. В рамках проекта планируется создание промышленного и логистического центра, разнообразной туристической инфраструктуры, а также строительство первого в мире умного города, который должен также стать полностью экологичным благодаря отказу от машин и использованию альтернативных источников энергии (ветра и солнца).

Культурный барьер: времени достаточно, но второй попытки не будет

Несмотря на огромный потенциал региона MENA и комфортные условия для ведения бизнеса, иностранные компании часто испытывают серьезные трудности при выходе на ближневосточные рынки. Страны MENA представляют собой сложную смесь различных культур и народов, а также сильно отличаются друг от друга по экономическому и политическому устройству. Практически в каждой стране есть свои особенности в части языка, законодательства, правил ведения бизнеса и делового этикета, которые необходимо учитывать при запуске новых проектов. При этом деловая культура региона в целом испытывает сильное влияние ислама как главенствующей религии для большинства стран Ближнего Востока.

Решения здесь принимаются с восточной неторопливостью, что крайне непривычно для европейских и российских компаний, привыкших совсем к другому ритму деловой жизни. Арабские бизнесмены во главу угла ставят личные контакты и доверие к партнёрам. Поэтому о переговорах онлайн и по телефону лучше сразу забыть и быть готовым к тому, что потребуется множество личных встреч, сопровождаемых совместным приёмом пищи и неспешными разговорами о жизни. Иностранцам рекомендуется в первую очередь обзавестись местными советниками (эдвайзерами), которые заинтересуются их проектом и смогут организовать встречи с нужными людьми. Однако даже в этом случае может потребоваться около года, прежде чем дело сдвинется с мёртвой точки. На Ближнем Востоке принято буквально дружить с деловыми партнёрами, а дружба и доверие требуют времени. Пытаться форсировать события чревато. Если компании не удастся с первого раза выйти на рынок, второй попытки у нее не будет. Подорванное доверие восстановить уже не удастся.   

Приходиться учитывать множество культурных нюансов даже в таких вопросах, как:

  • выбор названия компании или проекта;
  • создание логотипа;
  • наполнение сайта с учетом особенностей арабской письменности.

Неудивительно, что по мере роста интереса российских компаний к странам Ближнего Востока всё более востребованными становятся специалисты-востоковеды, специализирующиеся на изучении арабского языка, а также культуры, политического и экономического устройства стран региона. Их также называют арабистами. Причем в большинстве случаев компаниям нужен не просто переводчик с арабского, а руководитель проекта, инженер, программист, торговый представитель, знающий различные диалекты и особенности делового этикета, чтобы без проблем общаться с арабскими партнёрами. Конечно, стать таким специалистом сразу после окончания вуза не получится. Но если заранее понимать, к чему стремиться, можно двигаться к цели постепенно, начав с изучения языка, истории и культуры стран Ближнего Востока. Возможность открыть для себя арабский мир во всем его красочном многообразии, безусловно, того стоит.