Твоя Россия будущего
Векторы развития
// Экономика

Гиганты, которые выросли до титанов: российские компании-экосистемы

Признаком нашего времени стали бизнес-экосистемы. Как в природе разные виды живых существ собираются в сообщества, чтобы вместе выживать и быстрее развиваться, так и в деловых кругах компании с разными видами деятельности объединяются под общим брендом, именем.

Зачем это нужно? Сегодня большое разнообразие предложений, хороших и плохих, выгодных и невыгодных — людям некогда в них разбираться. И есть крупные компании с историей, которым привыкли доверять. Их имена известны, их репутации надёжны, к ним хотят быть сопричастными. Например, человек много лет пользуется товаром одной марки и доволен. Увидев другой товар той же марки, он с большой вероятностью начнёт пользоваться и им, распространив на него своё доверие к бренду. Поэтому самые быстрые и гибкие игроки российского рынка развиваются именно по такому пути: создают экосистемы. Расскажем о самых известных титанах бизнеса.

Сбер: от банка до развлечений

Сбербанк десятилетиями был одним из самых крупных банков страны. Но теперь Сбер гораздо больше, чем только финансовые услуги. Сеть настолько развита и обширна, что даже трудно сказать, банк — это ведущий вид деятельности или уже нет.

©Sergei Elagin / Shutterstock.com

Помимо традиционных финансовых услуг — платёжных сервисов для компаний и частных лиц, кредитов, страхования, инвестиционных программ, — постепенно появились другие сферы деятельности. Например, электронная коммерция на программном обеспечении Сбера, а также служба доставки товаров по всей стране. Облачные сервисы, системы хранения и защиты коммерческих данных для представителей бизнеса. Блок развлечений: кино, музыка и другие приложения для отдыха. Доставка продуктов из магазинов. Телемедицина — онлайн консультации врачей, запись на приём. Площадки с объявлениями о работе, покупках и продаже разных товаров и многое другое.

Достаточно быть клиентом банка, чтобы получить привилегии и льготы в других сервисах. Для большинства людей это выгодно и удобно.

«Яндекс» найдет и привезёт все

Изначально компания «Яндекс» была большим информационным сервисом с поисковиком, картами, навигатором, переводчиком, почтовым сервером и другими виртуальными возможностями. Всего в сервис входило 50 разных веб-служб.

Сейчас экосистема гораздо разнообразнее. В неё включена система развлечений: фильмы, музыка, афиша крупных мероприятий, концертов. Есть развитый сервис транспортных услуг: такси, доставка товаров, беспилотники и заправки. Активно развиваются торговая площадка «Яндекс Маркет», система сервиса для путешественников — покупка билетов и бронирование отелей. Известный портал приобретения подержанных автомобилей – тоже часть системы «Яндекса».

©fifg / Shutterstock.com

У компании есть образовательные проекты, например, лицей для старшеклассников, который готовит к поступлению в ведущие вузы страны. Также обучающая платформа содержит курсы и тренинги по разным направлениям. И, конечно, все обожают умные станции «Алиса». Они для многих стали членом семьи.

Mail.ru, или VK: интересно и полезно

Множество разных бизнесов под одной условной крышей — это неизбежные слияния и деления. Экосистема — живой организм, и перемены здесь неизбежны. Почтовый сервис Mail.ru – один из самых популярных в стране. А теперь это настоящий ИТ-титан. В результате ряда изменений в составе он взял другое имя — VK. И теперь это бескрайняя галактика развлечений!

Под брендом VK объединились почта, которой многие пользуются 20 лет, поисковая система, облачный сервис, игры, крупные социальные сети, музыка. И ещё доски объявлений, площадки для электронной коммерции, платёжная система, доставка еды и новостные проекты.

А ещё у компании несколько образовательных программ. Это системы обучения в лучших технических вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Желающие подают заявки и проходят отбор на конкурсной основе. Победители получают элитное образование при поддержке VK.

«Озон»: не только маркетплейс

Виртуальные торговые площадки, где можно купить что угодно, то есть маркетплейсы, — это сами по себе гигантские сервисы. Трудно вообразить подобный магазин в реальности: здесь продают и продукты питания, и мебель, и ювелирные украшения.

©OMfotovideocontent / Shutterstock.com

«Озон» не раз лидировал в рейтингах покупательского доверия, обходя даже более крупные экосистемы. Но почивать на лаврах он не собирается. Помимо непосредственно торговли, а точнее, предоставления такой возможности мелким продавцам, маркетплейс активно развивает другие направления. Логистика, то есть доставка, — это неотъемлемая часть бизнеса. Но хорошо развиты у «Озона» и информационные услуги: от создания корпоративных ИТ-систем до защиты данных.

«Озон» готов составить и рассчитать бизнес-план для своих заказчиков, провести бухгалтерский аудит, оказать юридическую поддержку, предложить обучение, если нужно. В его составе есть финансовая платформа, система кредитования, рассрочки не только для покупателей, но и для продавцов. Что особенно важно для маркетплейса, «Озон» построил крупные склады, поэтому товары всегда есть в наличии, и покупатели получают их в короткие сроки. Ещё входят в экосистему маркетинговые, рекламные службы и многое другое.

X5 Group на всех улицах страны

X5 Group – одна из самых крупных в стране сетей продуктовых магазинов. Магазины сети есть если не на каждой, то на большинстве городских улиц России. «Пятёрочка», «Перекресток», «Чижик» и «Карусель» — все они отличаются ассортиментом, производителями товаров и, по сути, составляют экосистему: свыше 19 тысяч магазинов, 48 крупных центров распределения и 4 тысячи грузовиков в службе логистики.

Но дополнительных услуг у X5 Group тоже немало. Это привычная уже доставка продуктов из гипермаркетов, служба заказов и доставки готовой еды — салатов, супов, мясных блюд. Есть отдельный интернет-магазин продуктов и сервис с рецептами для тех, кто любит экспериментировать на кухне. Разработаны собственные банковские услуги. Ещё есть сервис с подпиской для клиентов. Он предоставляет систему скидок в магазинах сети, бесплатный доступ к онлайн-кинотеатру и ощутимые финансовые привилегии в сети компаний партнёров — от медицины до покупки книг и туризма.