Твоя Россия будущего
Векторы развития
// Культура

Современная анимация, или Как приручить 3D

Дети и подростки обожают смотреть анимационные фильмы! Малыши любят весёлые познавательные мультики. Ребята постарше предпочитают сложные истории с закрученным сюжетом и крутыми спецэффектами. Но всё это – и первое, и второе – анимация, за плечами которой долгий путь к невероятным преображениям. А вершиной современной анимации считается трёхмерная графика, или попросту 3D.

Чудо? Нет, технологии!

Ещё несколько десятилетий назад 3D-фильмы казались настоящим чудом. Необычные мультики от Pixar ждали годами! А сейчас мы чуть ли не каждый день знакомимся с очередными «чудесами» в области современной анимации, которые делаются с помощью трёхмерной графики.

Припомни, какой анимационный фильм или сериал в формате 3D ты смотрел в последний раз? Понравилось? Интересно, задумывался ли ты о том, как это сделано, или просто следил за сюжетом? А между тем трёхмерная графика – это часть сложного, но невероятно увлекательного и разнообразного мира компьютерных технологий. За всеми этими до дрожи реальными (и даже гиперреальными!) персонажами и мирами стоят месяцы и годы упорного труда, который требует постоянного креатива от их создателей. 

История компьютерной анимации

Что такое компьютерная анимация, ты наверняка уже знаешь. Это вид мультипликации, создаваемый при помощи компьютера, в частности, трёхмерной компьютерной графики, или CGI-графики (Computer Generated Imagery). 

Родом из научной лаборатории

В наши дни 3D-графика уже привычно используется не только в мультфильмах, но и в играх,  кинофильмах, в рекламе и проектировании. А зарождались трёхмерные миры в лабораториях учёных, которые ещё в шестидесятых годах прошлого века исследовали способы передачи объёмного движущегося изображения с помощью геометрических фигур, заданных формулами.

Считается, что эра компьютерной графики началась в 1961 году, когда американский учёный Айвен Сазерленд придумал систему Sketchpad – первую программу интерактивной графики. В этой системе можно было создавать рисунки на экране монитора. 

Первым трёхмерным мультфильмом, сделанным при помощи компьютера, стал фильм «Кошечка», снятый в 1968 году советскими учеными Н. Константиновым, В. Минахиным и В. Пономаренко. Движения кошки в этом фильме были полностью созданы компьютером по введённым в него дифференциальным уравнениям.

Начало эры спецэффектов

Впервые компьютерная графика была применена в киноиндустрии в конце 1970-х годов в знаменитой эпопее Джорджа Лукаса «Звёздные войны». Следующий и очень решительный шаг к 3D-мультфильмам сделал аниматор Джон Лассетер. Благодаря ему в 1984 году на студии Lucasfilm в США появился первый привычный нам 3D-мультфильм «Приключения Андре и пчелки Уолли».

Фото: Krikkiat/Shutterstock.com

Этот мультфильм произвёл настоящий фурор! Люди, наконец, окончательно уяснили, что фильмы можно создавать с помощью компьютеров. В итоге на базе анимационного отдела Lucasfilm была основана студия Pixar.

Первые трёхмерные мультфильмы Pixar понравились всем. Вскоре на компьютерную анимацию стали переходить и другие студии, среди которых знаменитые Disney, DreamWorks и многие другие.

«История игрушек»: почему это круто?

Мультфильм «История игрушек» студия Pixar выпустила в 1995 году. Это был настоящий прорыв в анимации! Именно с этого проекта начался переход от классической анимации к революционной технологии 3D-моделирования.

«История игрушек» стала первым полнометражным анимационным 3D-фильмом. Революционным в нём было всё: визуализация и анимация персонажей, очень реалистичная графика, хорошо проработанные модели.

Технология 3D-компьютерной анимации

О 3D-технологиях удобно говорить, сравнивая их с 2D-графикой. Если традиционная анимация требует, чтобы ты был хорошим художником, компьютерная больше похожа на конструирование. Как это выглядит?

От эскиза до текстуры

Аниматоры сначала рисуют концепт-арты (эскизы) персонажа. Затем по этим эскизам воссоздаётся его трёхмерная объёмная модель. После этого буквально по «косточкам» собирается «скелет» персонажа, который позволяет его перемещать. Аниматор добавляет текстуры по слоям. И вот наш герой оживает на экране!

Двухмерную анимацию можно создавать от руки или с помощью простых технических приёмов. А вот для создания 3D-анимации необходимы мощные дорогостоящие компьютеры и не менее мощный и дорогой софт.

Motion Сapture (захват движения)

Motion Сapture (захват движения) – технология, которая помогает персонажу двигаться реалистично и естественно. Впервые «захват движения» был опробован в 2004 году в анимационном фильме «Полярный экспресс».

Актёр двигается в специальном костюме с датчиками. Эти движения  записываются на камеры. Затем их анализируют с помощью специальных программ и применяют к трёхмерным скелетам виртуальных персонажей. В итоге на компьютере до мельчайших деталей повторяется естественная пластика движений актёра. И результат просто фантастический!

Не только технологии, но и искусство

Благодаря опытным специалистам и крутым ПО и софтам 3D-анимацию сегодня создавать дешевле и быстрее, чем отрисовывать традиционную 2D-графику. Но аниматоры хотят делать фильмы, приближающиеся к настоящему искусству.

Объясняется это просто: благодаря технологиям 3D-анимация стала настолько реалистичной, что даже стало как-то скучно... Первое удивление прошло, фильмы почти перестали отличаться один от другого. И художники вернулись к экспериментам со стилем, близким к искусству. А начали они с... возвращения к 2D-эффектам.

Вспомним историю мультфильма «Человек-паук: Через вселенные», выпущенного в 2018 году. Создатели этого фильма применили «новаторский» приём – стилизовали 3D-анимацию под рукотворную графику. Нового было много: использование искусственного интеллекта, крутая стилизация под низкие технологии, ручной труд аниматоров, необычные сценарные и визуальные решения.

Такая игра со стилем и технологиями очень понравилась зрителям. Очень красивый, стильный и остроумный «Человек-паук: Через вселенные» стал культовым фильмом. 

Российская анимация

Сразу скажем: за 3D-анимацию в России не стыдно! У нас отлично развиваются анимационные сериалы, фильмы и бренды. Их любят и охотно покупают в других странах. Необходимое оборудование и программное обеспечение для создания 3D-фильмов у нас есть. Кроме того, у нас есть кому всем этим пользоваться, создавая порой шедевральные анимационные проекты. Давай вспомним самые успешные из них, которые уже стали культовыми, причём не только в России.

«Смешарики»

Первые серии знаменитых «Смешариков» появились в 2004 году. Сначала их создавали в 2D-графике, а потом перешли на 3D. Интересно, что в последних сериях создатели сериала снова вернулись к 2D.

В 2009 году мультфильм «Смешарики» показали на американском телевидении (под названием GoGoRiki) и в Европе (как KiKoRiki). Сейчас этот мультсериал смотрят в 90 странах мира. Он переведен на 50 языков!

«Маша и Медведь»

Показ первых серий «Маши и Медведя» начался в 2009 году. Мультфильм создан при помощи трёхмерной графики. Движения медведей имитируются с помощью технологии захвата движений, шерсть – с помощью плагина «шевелюра», специально написанного программистами. 

В сериале «Маша и Медведь» сначала создаются 2D-объекты, которые затем моделируются в объёмные 3D-фигуры. Персонажей раскрашивают, добавляют к ним элементы управления эмоциями, а потом выполняю анимацию. 

Мультфильм быстро стал популярным в странах Европы, Латинской Америки и Ближнего Востока.

Фото: Ekaterina Kupeeva/Shutterstock.com

Мультсериал «Маша и Медведь» попал в Книгу рекордов Гиннесса: в 2019 году эпизод под названием «Маша плюс каша» стал самым просматриваемым анимационным роликом на YouTube, набрав больше 3 миллиардов показов. 

«Фиксики»

Первый сезон мультсериала «Фиксики» вышел в 2010 году. Этот мультик тоже создан в формате 3D-анимации. Технология традиционная: художники сначала делают концепт-арты (общие эскизы), а потом до мельчайших подробностей прорабатывают образы героев и их окружения.

Сериал «Фиксики» с удовольствием смотрят в Европе, США, Латинской Америке, в странах Азии. Права на показ сериала приобретены в более чем 90 странах мира. 

Цифровые технологии меняются очень быстро, а за ними бурно развивается и меняется индустрия компьютерной анимации. Каждый компьютерный мультфильм, пусть и небольшой, но шаг в сторону совершенствования. Но технологии – это только основа, а сами аниматоры постоянно что-то изобретают и выдумывают, чтобы удивить будущего зрителя.

Современная анимация – процесс долгий и непростой. Хорошая новость в том, что задачи в ней разделены между разными профессионалами. Свои задачи они решают параллельно, а затем все полученные результаты собираются воедино. Новые виды анимации появляются чуть ли не каждый год, и они настолько разнообразны, что любой творческий человек может найти в этом что-то своё.