Твоя Россия будущего
Векторы развития
// Культура

Какой балет тебе надо увидеть: советует бывалая мама

Рассказывает мама baby.ru:

Я люблю балет. Нет, не так: я очень люблю балет! Любовь к нему началась ещё в детстве, когда мама стала водить меня на первые в моей жизни детские постановки. Сначала меня завораживали сказочные декорации на сцене. Потом я пыталась понять, что делают там все эти красивые люди в необычных одеждах. А затем я вдруг начала слышать музыку, соединять её с хореографическими па, и балет «включился». Так для меня открылся новый мир, в котором всё было прекрасно: это был мир настоящей красоты!

«Хочу увидеть, как танцуют сказку!»

Неудивительно, что когда стали подрастать мои близнецы, я тоже повела их на детские балетные постановки. Если ты в детстве видел их, ты всё поймёшь! «Щелкунчик», «Конёк-Горбунок», «Золушка» – всё это наша «золотая» сказочная классика, которую и сейчас можно увидеть в театрах. А музыка – Чайковский, Щедрин, Прокофьев! 

А потом случилось маленькое, но очень приятное чудо – возвращаясь из театра, мои дети стали просить книги, по которым ставились эти балеты. И это притом, что мы с ними уже читали эти сказки! Но что-то такое балет сделал с их душами, что им захотелось перечитать их заново самим. И я поняла, что поход в театр помог моим детям увидеть давно знакомые истории с другой стороны.

Когда близняшки стали взрослеть, о балете пришлось на время забыть: тинейджеры – люди сложные, ну, ты знаешь... Вместе с уроками литературы в их жизнь стала входить настоящая классика. И нам... да, нам стало трудновато. И тогда я предложила им маленький эксперимент – посмотреть театральные постановки по «Евгению Онегину».

Балет и литература

Этот «скучный» Онегин...

Вопросов у детей было много:

  • А почему это роман, если написан стихами?
  • Энциклопедия русской жизни? Это как?
  • И вообще, зачем это нужно, ведь двести лет уже прошло?

И мы попытались ответить на эти вопросы вместе.

Нам очень повезло: как раз в это время в Москве на сцене Большого театра показывали премьерную постановку балета «Онегин». На самом деле это была не совсем наша постановка. Скорее, это была российская редакция знаменитого балета «Онегин» британского балетмейстера Джона Кранко.

Мировая премьера балета «Онегин» Джона Кранко состоялась в 1965 году в Штутгарте. Балет был поставлен по мотивам пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». В этой постановке звучала музыка Чайковского! Этот спектакль стал первым в истории мирового балета обращением к пушкинскому роману. 

В основе постановки Кранко – самый романтичный момент: история любви Татьяны и Онегина. Балетмейстер разыграл на сцене три кульминационных момента: письмо Татьяны к Онегину, отповедь Евгения героине и его письмо к Татьяне.

История любви Татьяны и Онегина – одна из самых ярких в русской литературе. Переданная словами Пушкина, музыкой Чайковского, отточенными движениями артистов, она очень глубоко затрагивает душу именно подростков, которые погружены в стихию эмоций и чувств.

Несмотря на то, что первооткрывателями этой балетной истории были иностранцы, наши справились не хуже. Мои дети были в полном восторге и, вернувшись домой... Правильно! Вернувшись домой, они сразу же полезли на свою «школьную» полку за томиком «Евгения Онегина»!

«Онегина» не может быть много!

Моя давняя догадка подтвердилась: балет и литература оказались тесно связаны. Более того, балет помогал понять литературные произведения, а литература вызывала очередной всплеск интереса к хореографическому искусству.

Чтобы закрепить успех, я предложила детям продолжить наш эксперимент, и они с удовольствием согласились. 

Мы нашли несколько балетных постановок по роману «Евгений Онегин» в интернете. Особенно понравился «литературный» балет «Татьяна» Джона Ноймайера на музыку Леры Ауэрбах. Может быть, потому, что здесь больше раскрывалась самая любимая пушкинская героиня. Ещё мы посмотрели оперу «Евгений Онегин» в постановке Сергея Арцибашева и фильм «Онегин» режиссера Марты Файнс.

Балетно-литературная классика – это круто!

Конечно, «Онегиным» дело не закончилось: потом у нас было (и надеюсь, будет!) ещё очень много прекрасных «литературных» балетов. Вот только несколько самых знаменитых балетов, созданных по мотивам мировой литературной классики:

  • «Гамлет»;
  • «Сон в летнюю ночь»;
  • «Ромео и Джульетта»;
  • «Собор Парижской Богоматери»;
  • «Дон Кихот»;
  • «Фауст»;
  • «Анна Каренина»;
  • «Евгений Онегин»; 
  • «Чайка»;
  • «Кармен». 

Попробуй поискать в интернете самые разные версии этих историй. И не забудь сходить в библиотеку за Шекспиром, Сервантесом, Мериме, Гёте, Толстым, Чеховым. Уверена, тебя ждёт множество дивных открытий!

Балет и искусство

Говорят, что хореография держится на трёх китах: сценарий (литературная основа), музыка, изобразительное искусство. А танец объединяет эти три жанра. Получается, что с помощью балета можно лучше понять и прочувствовать не только литературные или музыкальные произведения, но и изобразительное искусство.

Если ты любишь писать сочинения, учишься в музыкальной или художественной школе, увлекаешься историей искусства, поход в театр оперы и балета станет для тебя настоящим открытием.

Русский балет и великие художники

Изобразительное и хореографическое искусства дополняют друг друга. Эта истина доказана всей историей балета. А главными участниками этого процесса становятся великие художники мира.

Декорации для «Русских сезонов» знаменитого Сергей Дягилева делали Бакст, Бенуа, Рерих, Головин, Серов, Добужинский, Пикассо, Матисс. Именно во времена Дягилева (в первые десятилетия 20 века) устанавливался авторитет русской балетной школы, сохранившийся до наших дней. 

Балет всегда стремился опереться на образы живописи, графики, скульптуры. Но верно и другое – почти все великие художники того времени обращались к балету в своём творчестве.

Магию хореографического искусства пытались запечатлеть на своих полотнах Эдгар Дега, Тулуз-Лотрек, Зинаида Серебрякова, Константин Сомов, Лора Найт и многие другие живописцы.

«Живописные» балеты Михаила Фокина

Одним из самых «живописных» балетмейстеров считается знаменитый Михаил Фокин. Его спектакли сразу становились легендой.

В балете «Половецкие пляски» на музыку Александра Бородина сценографическое оформление выполнял знаменитый художник Николай Рерих. Декорации и костюмы к балету «Шехерезада» на музыку Римского-Корсакова выполнял гениальный Леон Бакст. 

Конечно, ты не сможешь увидеть эти легендарные постановки в том виде, какими они были сто лет назад. Но балеты Михаила Фокина по-прежнему ставят во всём мире. Правда, сегодняшние постановки и выглядят более современно, ведь над ними работают уже совсем другие талантливые художники.

«Живопись» балетов Дягилева и Фокина можно изучать по сохранившимся фотокопиям работ великих мастеров. Некоторые балеты можно посмотреть и сейчас, сравнивая минувшую и нынешнюю эпохи.

Балет «Половецкие пляски» можно увидеть в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Одноактный балет «Шахерезада» на музыку Римского-Корсакова поставил Пермский театр оперы и балета. Кстати, главную партию в нём исполнила звезда современной хореографии Диана Вишнёва.

Балет и скульптура

Современные балетмейстеры очень любят посвящать свои постановки великому скульптору Огюсту Родену. Это не удивительно: Роден был непревзойдённым мастером пластических экспериментов. Его скульптуры похожи на застывший танец, а балетмейстеров он, в свою очередь, считал скульпторами в хореографии.

Образы Родена, запечатлённые в хореографии, можно увидеть в балете Бориса Эйфмана «Роден» (на музыку Равеля, Дебюсси, Массне). 

Балет и сюрреализм

Не чужд современному балетному театру и сюрреализм.

Одним из лучших балетов по комедии Шекспира считается «Сон в летнюю ночь» Джона Ноймайера. Эту постановку, гармонично объединившую классику и модерн, называют «балетной энциклопедией». 

Балет и инновации

Современный балетный театр давно уже использует в сценографии самые передовые методы компьютерной графики. Чтобы полностью погрузить зрителя в сценическое действие, режиссёр мультимедиа использует разные возможности. Например, проецирует авторские декорационные росписи на экраны.

Одним из самых зрелищных и современных российских балетных театров считается Московский театр русского балета «Talarium et lux» под руководством Михаила Лавровского. 

В репертуаре «Talarium et lux» есть спектакли «Щелкунчик», «Лебединое озеро», сцены из балетов «Спящая красавица», «Дон Кихот» и других. Музыка и хореография в этих постановках остались неизменными. А новизну балетам придают роскошные видеоинсталляции и завораживающие спецэффекты, создающие эффект погружения.

Как видишь, балет – это не только не скучно, но и очень красиво, познавательно и полезно. Предлагаю тебе поучаствовать в нашем балетном эксперименте, пропуская через разные варианты балетных, оперных и драматических постановок шедевры мировой литературы и живописи.