Твоя Россия будущего
Векторы развития
// Спорт

Киберспорт: компьютерные игры по-олимпийски

Киберспорт в рамках настоящей Олимпиады – неужели это серьёзно? А почему бы и нет! Не так давно, в 2008 году, соревновательные компьютерные игры были признаны одним из видов спорта. Более того – сейчас весь мир обсуждает включение киберспорта в Олимпийские игры 2024 года. Что тут скажешь: новый мир – новые правила. А ты как думаешь, есть ли олимпийское будущее у киберспорта? И если есть, то каким оно может быть?

Чем полезны компьютерные игры

Конечно, родители не в восторге от компьютерных игр. Однако многие игры предполагают наличие аналитического подхода, развивают его. Чтобы продумать стратегию, нужно быстро получить информацию и систематизировать её. Это развивает память, логику. Немаловажный навык — скорость реакции, хладнокровие и умение в стрессовой ситуации сохранять самообладание и рассуждать здраво. Да, это симуляторы, но они реалистичны и вполне справляются с функционалом тренажеров. 

При участии в киберсоревнованиях важно уметь взаимодействовать в команде. Для тебя, кем бы ты в дальнейшем ни стал, это важный навык. Игра научит адаптироваться к обстоятельствам, находить общий язык с незнакомцами, корректировать своё поведение под запрос минисоциума, встраиваться в иерархию и брать ответственность на себя. 

Всему этому можно научиться и в реальной жизни. Но для некоторых ребят виртуальное поле боя — единственная возможность проявить себя. А ещё это способ участвовать в состязаниях, стать сильнейшим для тех, кто не имеет талантов в других видах спорта, но амбициозен и мечтает о победах.

Первые кибертурниры

Первые соревнования по компьютерным играм проходили ещё в прошлом веке. Для этого игроки собирались в специально оборудованных залах с несколькими компьютерами, соединенными в одну сеть.

В 1996 году состоялся первый официальный турнир по файтингу Street Fighter II. Он проходил под эгидой Battle by the Bay (с 2002 года — EVO Evolution Championship Series). В 1997 году CPL провёл первый турнир в жанре шутер. На тот момент это была популярная игра Quake. Первопроходцем в играх с командными сражениями стал ещё один популярный шутер — Doom 2.

С распространением Интернета популярность турниров по компьютерным играм в разных жанрах резко возросла. Причин этому было несколько:

  • возможность собрать многомиллионную международную аудиторию онлайн;
  • высокие призовые фонды (до 300 миллионов долларов);
  • динамичность игр.

Официально такие турниры признали спортом только в 2008 году. 

Россия первой назвала компьютерные игры интеллектуальным видом спорта. Это было в 2001 году. Потом киберспорт несколько раз исключали из перечня видов спорта, но снова возвращали обратно. И только в 2015 году в России появился холдинг киберспорта Esforce, который стал одним из крупнейших в мире.


Российский киберспорт

В нашей стране практика проведения компьютерных соревнований хорошо развита. Спортсмены показывают высокие результаты на международном уровне. Ещё 20 лет назад создана Федерация компьютерного спорта России (ФКС), которая проводит Кубок страны. В 2022 году в нём приняли участие свыше 2700 спортсменов, а в Чемпионате России — более 20 тысяч человек. Популярна и студенческая лига. В ней состязаются многие вузы страны. А в международном финале за места на пьедестале и призовой фонд в 3 миллиона рублей боролись наши киберспортсмены и их соперники из Сербии, Казахстана, ЮАР. 

Помимо традиционных игр, есть соревнования по интерактивному футболу, интеллектуально-киберспортивная школьная лига. ФКС проводит просветительскую работу, реализует образовательные проекты, способствует развитию детских клубов и секций. Согласись, гораздо безопаснее для подростков играть под присмотром тренеров, чем самостоятельно сёрфить в Сети, разоряя родительские банковские карты на покупку киберснаряжения. 

Знаменитые киберспортсмены

Победители турниров достойно зарабатывают. Спонсорами команд и соревнований выступают крупные компании, интернет-провайдеры. Поэтому рейтинг самых влиятельных мастеров виртуальных поединков нередко составляет известный журнал Forbes. В рейтинг попадают преимущественно молодые ребята в возрасте чуть старше двадцати лет. Но на гонорары они уже смогли приобрести себе квартиры и многое другое. А начинали, как и большинство, в свободное время, после школы и от скуки.

По итогам 2022 года игроки российской команды Virtus.pro стали чемпионами мира по CS:GO. Team Spirit оказались лучшими на мэйджоре по Dota 2. Ещё одна команда — Glance – превзошла всех в мире по Valorant. Девчонки из Nigma Galaxy Female победили всех в CS:GO, а NAVI — чемпионы мира по PUBG. Так что нам есть чем гордиться и в этой сфере тоже. 
 

Киберспорт и Олимпиада

Ты наверняка знаешь, что у любого масштабного мероприятия есть принимающий решения комитет. Есть такой комитет и у Олимпийских игр — Международный олимпийский комитет (МОК).

А теперь представь, что перед этим МОК давно стоит глобальная проблема: Олимпиада не интересна твоим ровесником. Чтобы решить эту проблему, в реестр олимпийских дисциплин включили несколько модных молодёжных видов спорта. Так, например, произошло с сёрфингом и скейтбордингом.

Долгое время МОК, несмотря на многомиллионные призовые фонды в киберспорте, был категорично настроен против него. Объяснялось это просто: некоторые видеоигры пропагандируют жестокость и насилие. Однако с приближением летних Олимпийских игр 2024 в спортивных кругах стали появляться слухи, что двери Олимпиады могут открыться перед киберспортом. 

Правда это или нет, мы скоро узнаем. А пока пофантазируем на тему того, как могут выглядеть новые спортивные дисциплины.

Фото: Maykova Galina/Shutterstock.com

Киберспортивные дисциплины

Как ты думаешь, почему компьютерные игры вообще приравняли к спорту? Всё просто: в киберспорте соблюдаются почти все правила спортивных соревнований. Например, в нём есть:

  • элемент состязания;
  • индивидуальные и командные игры;
  • рейтинги и турниры.

Но есть в киберспорте и нечто такое, чему не должно быть места в спорте. Речь идёт о шутерах с виртуальными убийствами.

Файтинг

Ближе всего к реальному спорту стоит файтинг. Это виртуальные бои, известные по таким играм, как Street Fighter, Tekken, Mortal Combat и им подобным.
Турниры по файтингу проводят на игровых консолях PlayStation и Xbox. Возможно, поэтому в общем количестве кибержанров они занимают не больше 30%, а сами турниры собирают небольшие аудитории (до 2000 человек).

Кстати, сообщество файтеров отличается довольно неспортивным поведением во время турниров, называя это «стилем игры». Интересно, что сами файтеры отказались от статуса киберспортивной дисциплины из-за ограничений, которые накладывают правила спортивных состязаний.

МОВА

МОВА — онлайн-арена для многопользовательского боя. Этот жанр возник на стыке пошаговых стратегий в режиме реального времени (WarCraft, Heroes of Might and Magic) и ролевых игр (Diablo, Dungeons and Dragons). 

Популярность МОВА-игр основана на их зрелищности и непредсказуемости. Пока команда не взяла главное здание противника, ход игры можно изменить, а раунд длится до победы одной из команд. 

МОК интересуется МОВА-играми, потому что за турнирами наблюдают десятки миллионов человек, а выигрыши в некоторых турнирах поражают воображение. Например, на самый крупный приз по Dota 2 можно купить собственный тропический остров!

Топ-3 МОВА-игр выглядит так:

  • League of Legends;
  • Dota 2;
  • Arena of Valor.

Шутеры

Шутер — игра, суть которой сводится к реальному бою. Такие игры ещё называют «стрелялками». Например, суть популярной игрушки Counter-Strike, которую считают прародительницей этого жанра, сводится к бою между террористами и спецназовцами. 

Со спортом шутер сближают командная игра и соревновательный принцип «лицом к лицу». 

Шутеры почти не уступают играм МОВА по популярности и размеру призовых фондов.

Топ-3 шутеров:

  • CS:GO;
  • CoD: Warzone;
  • Valorant.

Фото: Turu23/Shutterstock.com

Battle Royale

Игры жанра Battle Royale захватывают дух своей масштабностью. Королевская битва — это игра на выживание. Одновременно в игру может войти до ста человек, но победителем станет только один из них. Призовые фонды в этом жанре внушительные. Например, в Fortnite Battle Royale они не уступают фондам шутеров и МОВА.

В Китае игры Battle Royale запрещены законом из-за жестокости и концепции гладиаторского боя.

Топ-3 Battle Royale:

  • PUBG Mobile;
  • Fortnite;
  • Free Fire.

Спортивные симуляторы

Любопытно, что практически все виды спорта продублированы в играх-симуляторах. Наиболее популярными считаются футбол и хоккей: FIFA, PES, NHL, NBA. К таким видеоиграм МОК относится очень даже неплохо. Вопрос, зачем Олимпийским играм виртуальные футбол, теннис, хоккей или горные лыжи, остаётся открытым...

Олимпийский спорт и VR-реальность

Пока МОК думает, утверждать ли новые киберспортивные дисциплины на следующие Олимпийские игры, виртуальная реальность продолжает завоёвывать спорт. VR-технологии успешно используют для тренировок спортсменов. И в этом есть свои преимущества. 

  1. Мозг человека не отличает реальность от VR.
  2. В VR-режиме возможно симулировать реальные условия спортивных состязаний, обучая мозг и тело спортсмена. Опытным путём и в процессе обычных тренировок на получение аналогичного опыта могут уйти годы состязаний!
  3. Соревнования между спортсменами можно проводить на расстоянии. 
  4. В режиме VR спортсмены контактных видов спорта не получают травм. 

Пока Международный олимпийский комитет решает, нужен ли Олимпиаде киберспорт, тот уверенно занимает призовые места в миллионах сердец.

Разработчики компьютерных игр подсчитали: по всему миру в них играют два миллиарда людей! Сотни миллионов зрителей следят за трансляциями киберспортивных турниров.

Для МОК это большой соблазн. Ведь киберспорт — это не только огромная аудитория, но и очень большие деньги. А геймеры с их «стилем игры» не так уж и отличаются от обычных спортсменов. По крайней мере, упорство и соревновательный дух у них точно есть!