«Дистанционка»: как получить максимум пользы и результата

Обновлено 

В 2020 году российской системе образования был брошен вызов: нужно было в минимальные сроки организовать дистанционное обучение. Сейчас в онлайн-формате проводят уроки, консультации и индивидуальные занятия. Даже творческие кружки перешли на удаленный формат.

Проще всего было перестроиться детям, для них нахождение в интернете – дело привычное. Современных детей называют поколением селфи, digital или Z1.
Все это об одном: дети буквально живут в интернете и воспринимают виртуальную реальность наравне с настоящей. Цифровые технологии для них – повседневная жизнь. Чего не скажешь о родителях.

«Дистанционка»: как получить максимум пользы и результата

ЧТО ДУМАЮТ РОДИТЕЛИ

Опрос родителей на тему цифровизации образования показал, что отношение родителей к этой тенденции весьма настороженное2

Родители, как правило, перечисляют минусы:

  • негативное влияние на здоровье;
  • низкий уровень социализации, отсутствие навыков общения;
  • отсутствие пояснений со стороны педагога;
  • возможность неполного понимания информации, так как не все ученики способны, по мнению родителей, разобраться в электронной программе, которая используется в учебном процессе;
  • требуется большее количество времени для самостоятельного разбора учебного материала;
  • отсутствие соревновательного момента;
  • нет учителя, который бы следил за дисциплиной, за участием ребенка в процессе – зачастую дети во время удаленного обучения под столом играют в смартфон.

Однако плюсы также находятся:

  • доступность обучения для детей с ограниченными возможностями;
  • возможность привлекать дополнительные источники знаний;
  • возможность обучаться у разных педагогов;
  • отсутствие привязки ко времени и месту обучения;
  • возможность для детей выспаться, приступить к работе в удобное для них время;
  • возможность дополнительно отрабатывать отдельные темы, если есть такая потребность.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

В нашей стране цифровые технологии в образовании реализуются с 2018 г.
в рамках национального проекта «Цифровая школа». Однако в связи с эпидемией
в 2020 году процесс значительно ускорился.

НА ЗАМЕТКУ
Вообще в России дистанционное образование стало развиваться после 1917 года. Появилась потребность в такой форме обучение, чтобы учащиеся не отрывались от основной работы, а свободное время использовали, чтобы получить знания под руководством квалифицированных руководителей.
К 1960-м годам в Советском Союзе было 11 заочных университетов.
Со временем менялись средства получения учебного материала. Сначала это была обычная почта. Затем к печатным материалам добавились курсы по радио, позднее – по телевизору. Затем стали использоваться аудио-
и видеокассеты.4 Помните эти журналы по английскому языку и кассеты
в комплекте? В настоящее же время все происходит в интернете.

Весной 2020 года 1,3 млрд детей находились на дистанционном обучении3.
В это время возросло использование детьми цифровых устройств.
При этом большинство детей использовало для учебы смартфон, а не ноутбук или компьютер.
Смартфон – самое неподходящее устройство для обучения по гигиеническим нормам. Диагональ экрана колеблется от 4,7 до 6,5 дюймов (11,9-16,6 см) и не может обеспечить отражение учебной информации в соответствии с гигиеной зрения4.

«Дистанционка»: как получить максимум пользы и результата

Если смартфон однозначно не подходит для учебы, то для рабочего места с компьютером или ноутбуком есть свои требования.

«Дистанционка»: как получить максимум пользы и результата

Как обустроить ребенку дистанционное рабочее место. Девять правил «техники безопасности»

1. Организация рабочего места должна обеспечивать зрительную дистанцию до монитора не менее 50 см.
2. Планшеты должны размещаться на столе под углом 30°.
3. Если используется ноутбук, то для учеников начальных классов необходима дополнительная клавиатура.
4. Исключается работа с ноутбуком или планшетом на коленях, в руках, лежа.
5. Суммарная продолжительность работы с электронными устройствами не должна превышать для детей 6-10 лет - 2 часа 20 минут в день; 11-15 лет - 3 часа в день; старше 15 лет - 4 ч в день.
6. Электронные средства следует выключать или переводить в спящий режим, когда их использование приостановлено или завершено, чтобы светящийся экран не находился в поле зрения.
7. Для чтения следует использовать учебные издания преимущественно на бумажных носителях.
8. Между занятиями организуются перерывы для снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса.
9. Помещение, в котором проводится занятие, следует проветривать каждый час3.

ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЮ

Теперь, когда рабочее место организовано по всем правилам, и можно начинать обучение, появляется новая задача – готовность ребенка к самостоятельной познавательной деятельности. Самостоятельная работа – стержень дистанционного обучения5.

Чтобы переход к этой форме обучения не напоминал ситуацию, когда человека учат плавать, просто бросая его в воду, ребенок должен быть готов к самостоятельной работе.
Сейчас для решения этой задачи не обязательны годы тренировок. В помощь родителям команда SberDevices разработала специальный набор Kidsar для детских приложений с дополненной реальностью на SberPortal.

Kidsar – это объединение цифрового и реального мира, обучение через игру. Ребенок раскладывает «живые» бумажные карточки на столе, составляет слова, картинки, выполняет задания… А на смарт-дисплее SberPortal отображается весь процесс!
Приложения дают ребёнку обратную связь и подсказки, подбадривают и поощряют. В комплекте Kidsar 362 карточки, игровое поле и специальное зеркало. Зеркало устанавливается на камеру SberPortal и меняет её угол обзора таким образом, чтобы камера «видела» происходящее на игровом поле. На российском рынке аналогов такой «магии» нет.

Вообще использование цифровых устройств не способствует развитию мелкой моторики, а это крайне важно для ребенка. Kidsar решает эту проблему! Ребенок перебирает карточки, тактильно взаимодействует с игровым полем, развивается сенсорика. Процесс обучающей игры построен так, что ребенок постоянно переводит взгляд с карточек на экран, с ближних объектов на дальние. Это снижает нагрузку на глаза.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Именно информационные технологии обучения с их интерактивами и анимацией способствуют усвоению знаний в этом возрасте. Благодаря AR-эффектам карточки оживают на экране SberPortal, выстраиваясь в слова или превращаясь в изображения.

Дети в восторге! Они становятся искателями, которые хотят находить и получать знания. А виртуальные ассистенты Салют, которые живут в SberPortal, выступают своего рода ведущими, помогая организовать учебный процесс. К тому же, ребенка можно не бояться оставить наедине с устройством – в SberPortal можно установить режим, который гарантирует блокировку материалов 18+. Для того, чтобы запустить игры для Kidsar, нужно попросить: «Салют, запусти приложения с дополненной реальностью».

В дистанционном обучении таится еще один подводный камень. В интернете все есть. Но зачастую и взрослому бывает трудно найти объективную информацию и авторитетные источники. Что уж говорить о детях, которые в процессе поиска отвлекаются на рекламу и всплывающие ролики. Тут помогут виртуальные ассистенты семейства Салют. Им можно задать любой вопрос и получить ответ настоящих профессионалов! Ассистенты выяснят все у экспертов — ученых, психологов, педагогов (совместный проект с детским издательством «Розовый жираф») и даже у научного журналиста, ведущего подкаста «Голый землекоп» Ильи Колмановского. Ребенку нужно только спросить, например, «Салют, почему люди зевают?» или «Салют, зачем поют птицы?». Голосовое управление SberPortal устроено так, что система слышит команды и на фоне громкого шума, и параллельно с музыкой. Если ребенок пока нечетко формулирует фразы, система постарается понять его речь.

Сейчас и до 5 сентября развивающий набор Kidsar можно получить в подарок при покупке SberPortal. И за один рубль можно получить возможность полгода слушать музыку на СберЗвук.

Важной для родителей функцией будет возможность видеозвонка. Ребенок только скажет: «Салют, позвони маме», и он уже на связи. Даже если непоседа во время разговора продолжает играть или бегать по комнате, мама будет его видеть — широкоугольная

AI-камера девайса постоянно держит ребенка в фокусе.

«Дистанционка»: как получить максимум пользы и результата

Повсеместное распространение новых технологий будет происходить и дальше. Можно внедрять без ограничения и правил использования, а потом, как в Южной Корее выделять деньги на лечение игровой зависимости. Можно как в Сингапуре, где планшеты и гаджеты используются как помощники6. А можно по-своему: так, как приемлемо и удобно вашей семье. Мы можем повлиять на то, какие преимущества от новых технологий будут иметь наши дети. Мы можем выбирать саму технику и порядок ее использования. Выбирать осознанно. И всегда включать здравый смысл.

Если за осознанность взялись чуть позже, и ребенок уже проявляет зависимость
от гаджетов, то вот семь правил.

Семь вредных советов родителям в духе Григория Остера:
1. Забудьте про воспитание личным примером. Если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то сам пусть играет четыре.
2. Никаких постепенных ограничений. Резко и полностью запрещайте проводить время за гаджетами. Нельзя и точка.
3. Не предлагайте ребенку никаких альтернатив, никаких занятий вместо гаджетов. Никаких совместных дел, походов в кино, поездок на природу. Вам некогда, пусть ребенок сам придумает себе занятие.
4. Не вникайте в игры ребенка. Вас не интересует, почему ему хочется в них играть.
5. Не обращайтесь к психологам. Они найдут причину зависимости, помогут ребенку открыться, а зачем вам это?
6. Говорите о вреде компьютера, скандальте и взывайте к совести ребенка.
Это будет здорово его раздражать и настраивать против вас.
7. Не покупайте SberPortal и уж тем более развивающий набор Kidsar. Иначе ребенок поймет, что в интернете можно не только играть, но и узнавать новое, прокачивать навыки. И тогда интернет станет для него способом самообразования и саморазвития.

1. Токсонбаев Р. Н. Цифровизация образования - основополагающий фактор развития будущего дошкольника // Преемственность в образовании. – 2019. – № 23(10). – С. 661-664.
2. Тряпицына И. Ю. Цифровизация языкового образования: перспективы и риски // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. – 2020. – Т. 14. – С. 226-230.
3. Кучма В. Р. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2020. – № 2. – С. 4-23.
4. Ветлицына О. В. Дистанционное обучение: взгляд школьника, родителей, врача // Смоленский медицинский альманах. – 2021. – № 2. – С. 53-56.
5. Зайченко О. М. Дистанционное обучение детей - новое явление образовательной практики // Народное образование. – 2013. – № 1(1424). – С. 162-171.
6. Ткачук В. И. Телефон, компьютер и дети // Альманах мировой науки. – 2020. – № 5(41). – С. 54-56.

Комментарии
Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Алина
Алина
32н
Махачкала

.