Что такое реджио-педагогика? Подобный вопрос задают многие родители, которые впервые сталкиваются с данным направлением. Это нетрадиционная учебная среда, в которой нет определенных мест для занятий. К примеру, за этим столом ребенок рисует, здесь он занимается спортом, там танцует, а здесь катает машинки, играет в куклы или строит что-то из конструктора. Класс в стиле реджио — это аудитория, где дети имеют свободный доступ к учебным материалам и игрушкам, где их постоянно вдохновляют и поощряют заниматься самообучением.
Автором реджио-педагогики является итальянский педагог и психолог Лорис Малагуцци. Методику он разработал и применил на практике в послевоенные годы, когда в 1960-х создал сеть дошкольных учреждений для малышей от трех до шести лет.
Новаторский подход заключался в том, чтобы предоставить детям новый формат обучения, ориентированный на самостоятельности. Перед педагогами стояла задача — помочь малышам сформировать чувство индивидуальности в раннем возрасте, используя навыки творческого подхода и критического мышления.
Эти действия отражают так называемую концепцию «Сотня детских языков», которые лежат в основе подхода Реджио-педагоги. Это метафорическое выражение того, как дошкольники выражают себя посредством движений, прикосновений, слушания, наблюдений и взаимодействия с другими людьми.
Основные принципы реджио-педагогики
Выделяют семь основных принципов подхода реджио-педагогики, которые имеют решающее значение для ее отличия от иных подходов к образованию, ориентированных на детей дошкольного возраста.
№1. Дети способны построить собственное обучение
Дети являются главными инициаторами учебного процесса. Их вдохновляет собственный интерес к знаниям и обучению, и поэтому они наделены уникальным индивидуальным пониманием того, как построить обучение самостоятельно. Таким образом, к детям следует относиться как к активным соучастникам в их образовании, а не как к пассивным наблюдателям.
№2. Дети учатся через взаимодействие в своих сообществах. Обучение на открытом воздухе
Обучение основано на взаимоотношениях. Дети работают лучше, когда они включены в сообщество по возрасту или интересам, а не работают независимо друг от друга. Поэтому в реджио-педагогике в детских садах делают упор на работу в небольших группах. Идея подобной работы заключается в том, что мы формируем себя через взаимодействие со сверстниками, взрослыми и окружающим миром.
№3. Дети — прирожденные коммуникаторы, и их следует поощрять выражать себя так, как им кажется и хочется
Один из самых глубоких аспектов реджио-педагогики известен как концепция «Сотня детских языков». Она заключается в том, что дети являются естественными коммуникаторами, и поэтому их следует поощрять к общению любыми доступными способами. Это могут быть слова, движения, рисунки, картины, скульптуры и многое другое. Из-за множества способов, которыми дети выражают свои мысли и чувства, следует поощрять использовать и множество материалов для открытий, общения и даже демонстрации того, как и что они понимают, чувствуют или воображают.
№4. Классная среда выступает в роли еще одного учителя
Одним из наиболее мощных и важных компонентов внедрения философии реджио в классную среду является обеспечение того, чтобы класс действовал как живой организм, место общих отношений между детьми, учителями и родителями. Важно, чтобы классные комнаты и общие помещения были тщательно интегрированы друг с другом, а также с внешним миром. В классных комнатах должна использоваться мебель из натуральных материалов.
№5. Учителя — это наставники, которые помогают исследовать интересы детей при работе над краткосрочными и долгосрочными проектами
Согласно философии реджио, учителя являются партнерами детей в процессе обучения. Ожидается, что именно они будут руководить опытом, открывать малышам новые горизонты. Основная цель учителя — слушать и наблюдать за детьми, поощрять дальнейшее изучение. Ожидается, что дети и учителя будут сотрудничать, но ответственность за определение того, когда концепция может быть использована для дальнейшего открытия и обучения, лежит на учителе. Это также означает, что учителя не планируют проекты или учебные пункты заранее — они позволяют проектам возникать на основе интересов детей.
№6. Фото и видео занятий — важнейший компонент коммуникации
Учителя, помимо того, что они играют роль гида, также несут ответственность за документирование процесса обучения в классе и расшифровку словесного языка, используемого детьми. Учителя могут делать фотографии и видео, чтобы лучше понять детей и помочь родителям узнавать, чем занимается их ребенок в детском саду. Документация также дает учителям возможность оценить свою работу и обменяться идеями с коллегами. Фото- и видеофиксация демонстрирует детям ценность их работы.
С помощью собранного архива ребенок может завершить свой дошкольный опыт в детском саду с портфолио проектов, картинок, фотографий, которыми он очень гордится.
№7. Родители — партнеры в образовании
Реджио-педагогика рассматривает участие родителей в образовании своего ребенка как важнейший компонент философии обучения. Он может принимать разные формы, но пап и мам всегда следует приглашать играть активную роль в образовательном процессе малыша. Вовлечение родителей имеет решающее значение для создания обучающего сообщества для детей.
- Адаптация с комфортом: как родителям подготовиться к тому, что их ребенок идет в детский сад
- Чек-лист: вещи, которые понадобятся ребенку в детском саду
- Мнение Людмилы Петрановской: как определить, что ребенок готов к детскому саду
Все фото Depositphotos