Ребенок идет в детский сад первый раз? Чтобы ему там понравилось, необходимо готовить не только малыша, но и всех членов семьи. И это не каламбур. Речь о создании нужного психологического настроения в доме, на который ребенок очень чутко реагирует.
Как это сделать, что нужно учитывать, какие ошибки не допускать, рассказывает Оксана Голубева, воспитатель высшей категории, финалист областного конкурса «Воспитатель года Подмосковья».
№1. Не обсуждайте воспитателей при ребенке
С периода, как только начинается подготовка к детскому саду, родителям нужно запомнить — при детях нельзя обсуждать педагогов. Иногда мамы на эмоциях могут дома говорить, к примеру: «МарьИванна не надела ему колготки, а сразу дала штанишки. Она нормальная?». Ребенок услышит, придет в детский сад и спросит воспитательницу: «А Вы нормальная?».
У малыша может возникнуть непонимание — если мама говорит, что воспитатель хорошая, почему она сердится на нее? Почему она меня к ней ведет? «Если она плохая, зачем туда ходить», — задаст вопрос ребенок, который услышал, как мама эмоционально делится с папой детсадовскими новостями.
№2. Убирайте страх через доверие к маме
Часто дети плачут, когда их приводят в детский сад. Может помочь подобный диалог:
— Скажи, пожалуйста, тебе страшно?
— Я хочу к маме.
— Тебя мама привела в плохое место? (и здесь ребенок начинает задумываться). Вот если бы мама тебя отвела к крокодилам, тебе бы грозила опасность. Здесь тебе грозит опасность?
— Нет.
— Правильно, здесь у тебя появились ребята, с которыми ты можешь играть.
№3. Рассказывайте воспитателю о том, что нравится ребенку
Мамина задача в том, чтобы заранее поговорить с воспитателем о том, что нравится ребенку. Об этом он может общаться в моменты, когда малыш плачет. К примеру, «у тебя здесь много игрушек-машинок, которые можно катать», «здесь есть большая игрушка-кухня, на которой можно готовить еду», «здесь много кукол, которых можно одевать в разные одежды»…
№4. Объясняйте ребенку, почему мама приводит его в детский сад
С работающими мамами проще — ребенок знает, что мама уедет туда, где зарабатывает деньги. А вот с неработающими сложнее. Когда ребенок знает, что мама приводит его в сад, а потом идет домой, ребенок чувствует некое предательство. Особенно если слышит вроде «высплюсь, а потом хоть порядок наведу и еды приготовлю».
Что может произойти — ребенок начнет перетягивать на себя внимание: болеть, плакать, драться. Делать все, чтобы мама забрала его к себе домой.
Поэтому маме надо придумать себе условную работу. Хорошо помогает фраза: Я иду на работу, и ты идешь на работу».
№5. Примените уловку которая поможет ребенку на стадии адаптации превратить детский сад в свою «работу»
Это продолжение предыдущего пункта. Я решила выделить его в отдельный, так как многие неопытные мамы на нем «спотыкаются». Если ребенок ходит в детский сад как на работу, он может задать вопрос: «А где моя зарплата? Ты же получаешь на своей работе зарплату».
Оплачивать ее игрушками нельзя! Иначе каждый раз, выходят из детсада, ребенок будет требовать: «А что мы пойдем сейчас покупать?».
Можно воспользоваться уловкой, которая хорошо себя зарекомендовала: мама рисует на листе бумаги кружочки, и каждый день заполняет ее монетками. К примеру, по два рубля. Это условная копилка ребенка, его зарплата. И когда месяц проходит, малыш сам выбирает, на что он потратить заработанное.
№6. Забирайте ребенка с правильными фразами и настроением
Забирать ребенка из детсада надо с настроением: «Я так рада встрече с тобой». Без этого «Как ты, мой зайчик? Тебя сегодня никто не обижал?». Уберите вопрос «что ты сегодня ел?». В первую очередь нужно спросить важное: что ты узнал? Что ты сегодня сделал? Чему новому научился? Нужна работа на результат! И мама также делится тем, что она сегодня сделала.
Должна быть обоюдная увлеченность. А про еду и другие моменты вы выясните без вопросов «в лоб», не акцентируя внимание на негативных моментах. Если они есть, аккуратно разбираете с ребенком, потом с воспитателем, но не разговаривая на повышенных тонах».
№7. Сделайте воспитателя своим союзником
Иногда молодые мамы начинают ревновать, если видит, что воспитатель, к примеру, обнимает ребенка. Но если воспитатель любит детей, это правильно, это хорошо! И это значит, в группе с ним комфортно.
№8. Создание положительной ауры в группе
Детям приятно видеть маячки из дома в группе. Для этого можно поговорить с воспитателем, о том, какие поделки могли бы пригодиться. К примеру, игрушки-мякиши, одежда для кукол, фартуки. И если мама или бабушка умеют делать, они смастерят при участии ребенка. И для крохи, который осваивается в детском саду, это будет маячком из дома.
№9. Берите в детский сад игрушку, которую не жалко там оставить
Еще один маячок из дома — любимая игрушка. Но брать нужно ту, с которой ребенок дома наигрался, и ему не жалко ее принести в сад. Объяснить — мы в сад игрушки не носим, а если принесли, то там и оставляем. Ведь чаще всего так бывает: ребенок принес игрушку, ее не поделили и сломали.
Не берите в детсад мягкие игрушки. Их сложно мыть, поэтому под запретом. Мягкие игрушки могут рассадником бактерий.
№10. Создавайте визуальный позитивный образ посещения детского сада
Рассказывайте ребенку и показывайте разные интересные видео на тему, как весело, интересно и с пользой малыши проводят время в детском саду. Они играют на площадке, мастерят поделки, делают разные эксперименты. И подкрепляйте это, повторяйте дома. Но обязательно с упоминанием, что «в саду каждый день что-то новое. А мы с тобой, к сожалению, не успеваем, так как мама работает».
В статье мы уделили внимание психологической подготовке мамы и ребенка к посещению детского сада. А ранее рассказывали о практических советах, которые сделают период адаптации легче.
Depositphotos