Развитие

3 ловушки раннего развития ребенка: как в них не попасть, рассказывает логопед

167
0
0

Многие внимательные и заботливые родители стремятся окружить своего ребенка всем, что необходимо ему для развития. К сожалению, далеко не все интересное, общеизвестное и модное полезно.  О ловушках раннего развития, в которые могут угодить папы и мамы, рассказывает член Ассоциации родителей и детей с дислексией логопед Екатерина Савина.

Ловушка №1: развешивание картинок

Иногда в домах, где растет малыш (в возрасте до года), можно увидеть развешанные на стенах картинки с изображением разнообразных предметов, животных, птиц (часто с подписанным названием). Замечательно, если у родителей будет ответ на вопрос: зачем это нужно? Ребенок познает окружающий мир во всем его многообразии, используя все органы чувств. Что он получает, видя плоское изображение без звука и запаха? Какое отношение имеет та или иная стилизованная картинка к настоящему животному, птице или предмету?

Решение: осознанное отношение к окружению ребенка – важный признак разумного родителя. Ответственность мамы и папы – наполнить мир малыша самыми разнообразными звуками, тактильными ощущениями, запахами, эмоциями и чувствами.

Ловушка №2: неумение выделять в речи определенный предмет или действие

Каждый родитель с трепетом ждет появления первого слова. Что скажет ребенок? К кому обратится? Когда?! Что делать, если малыш молчит? И сколько можно ждать, не впадая в панику?

Первые слова (настоящие слова), отчетливо соотнесенные с предметом, явлением или действием, появляются в арсенале малыша от девяти месяцев до полутора лет. Слово – это абстрактный знак, символ, обозначающий конкретный предмет. Оно появляется в результате сложнейшей мыслительной деятельности ребенка: нужно зафиксировать внимание на ситуации, выделить определенный предмет или действие, а затем обозначить его каким-либо звукокомплексом.

Именно поэтому важно сопровождать речью вашу с ребенком повседневную жизнь. Однако к речи родителей предъявляются серьезные требования. Иногда можно услышать приблизительно такую историю:

Машенька-мы-сейчас-пойдем-кушать-собирай-игрушки-что-же-ты-куда-же-ты-стой-аккуратно-упадешь-молодец-клади-совочек-ой-я-забыла-нам-надо-за-хлебом-и-ведерко-стой-держи-меня-за-руку-подожди-да-мы-домой-уже-пора-обедать-нет-она-сегодня-рано-встала- надо-пораньше-лечь-нет-Машенька-это-чужая-отдай-….

Монолог можно продолжить. Его автору понятно, что происходит, кому и что он говорит, и, главное, ребенок действительно постоянно слышит звучащую речь. Все хорошо, не так ли?

Однако как нам с вами трудно при чтении понять, где начинается и где заканчивается каждая значимая фраза, так и ребенку практически невозможно вычленить в этом речевом потоке то, что ему по-настоящему важно: СЛОВО.

Решение: сопровождение речью всех событий жизни ребенка должно быть доступно для него лексически и грамматически и обязательно соотноситься с конкретной коммуникативной ситуацией. На примере того же монолога это может выглядеть приблизительно так:

Маша, пойдем домой! Домой!
Собирай игрушки: бери ведерко – да! – ведерко.
Идем! Топ-топ-топ! Маша идет. Мама идет. Пришли!

Ловушка №3: отсутствие эмоциональной окраски речи

У каждого человека есть свои собственные привычные манера говорить, речевое поведение, коммуникативные стереотипы. Давно всем известна установка, что с ребенком нельзя сюсюкать, коверкать слова. Однако это вовсе не означает, что вы можете разговаривать с малышом как с другом или коллегой. Речь значимого взрослого является для ребенка однозначным образцом для подражания, а это означает, что на ней надо фиксировать внимание. Ваша привычная речь, если она малоэмоциональна, не станет для малыша достаточно интересным объектом изучения.

Решение: Если вы что-то хотите обсудить с подругой или родственником, вы говорите спокойным, привычным голосом, не утрируя эмоциональной окраски. Если же ваша задача иная, – пообщаться с ребенком, включайте в себе артиста! Утрированное включение радостных или строгих, сердитых или веселых интонаций позволит малышу понять, что именно этот набор звуков обозначает любимую игрушку (ЗАЙКА), а другой – вкусную еду (КАША), что любое действие тоже имеет определенное название (ГУЛЯТЬ, ПИТЬ) и можно получить желаемое (ДАЙ) или обозначить свое неудовольствие (НЕ ХОЧУ).

А вы попадали в эти ловушки?

Читайте также:

Все фото:  Depositphotos

0
Ещё по теме
Есть вопросы или хотите обсудить данную тему?
Напишите все, что вас интересует в комментариях
Комментарии 0