Природа появления детских капризов и изменения настроения не поддается логике. Вроде бы все было хорошо, а потом где-то сработал переключатель на плохое настроение. И началось... Про похожую ситуацию в одном из своих постов рассказала мама двух дочек Елена Кулецкая:
Ситуация истерики «на ровном месте». Ника весь день в состоянии поныть: то похныкать, то покапризничать. Из серии «дай яблоко/нет, хочу целое». Когда сам уже на грани и внутренне закипаешь.
Пресекаем желание выпустить пар, включаем то самое активное слушание-сопереживание, проговаривание эмоций ребенка, попытка назвать причину.
Оказалось, я выбросила в мусор косточку авокадо. А у Ники на нее были грандиозные планы: посадить, поливать, удобрять и выращивать авокадное дерево.
Легко решить проблему? Элементарно. Достали косточку, помыли и торжественно отложили. Слезы высохли, истерика окончена.
Техника активного слушания ребенка замечательно помогает в разрешении подобных ситуаций. О том, как она работает и что нужно знать мамам, рассказала известный психолог Юлия Гиппенрейтер.
Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать. Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Эксперт привела примеры, как это выглядит на практике:
Ситуации:
- Маленький сын жалуется маме, что мальчик с детской площадки отнял у него машинку.
- Огорченный школьник возвращается из школы и говорит, что больше туда не пойдет.
- Дочка отказывается надевать «эту уродскую шапку».
Неправильная реакция на огорчение ребенка:
- Ну ничего, поиграет и отдаст…
- Как это ты не пойдешь в школу?!
- Перестань капризничать, вполне приличная шапка!
Правильная реакция с применением техники активного слушания:
1
Сын: Он отнял мою машинку!
Мама: Ты очень огорчен и рассержен на него.
2
Сын: Больше я туда не пойду!
Папа: Ты больше не хочешь ходить в школу.
3
Дочь: Не буду я носить эту уродскую шапку!
Мама: Тебе она очень не нравится.
Психолог Юлия Гиппенрейтер советует родителям слушать детей, находясь рядом с ними, а не из другого помещения. И, что важно, глаза ребенка и глаза взрослого должны при этом находиться на одном уровне.
Ваше положение по отношению к нему и ваша поза — первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы слушать и услышать.
Во время беседы с расстроенным ребенком не задавайте ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. И после каждой реплики – своей и ребенка, держите паузу. Возможно, малышу есть что еще сказать.
Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа, — советует Юлия Гиппенрейтер.
По мнению психолога, техника активного слушания хороша еще и тем, что разделенное горе уменьшается вдвое. Другое ее преимущество:
Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
А вы будете применять технику активного слушания?
Читайте также:
- Совет дня: как справиться с капризами трехлетнего ребенка
- Личный опыт: «Моя попытка стать супермамой завершилась нервным срывом»
- Совет дня: хвалите сына, это помогает корректировать его поведение
Фото на анонс: Instagram @eikids_odintsovo*, @wowlynx*
Так, в итоге, после утверждения " Ты очень огорчен и рассержен на него", что далее? Какие действия родителей будут правильными, где совет психолога — как успокоить ребенка? А то получается, на жалобу " Я голоден", мы успокаивающе отвечаем, «Да, ты голоден, я это понимаю и поддерживаю тебя». Я не увидела дельного совета на всех волнующую проблему. Просто бла-бла-бла.