Логопедические упражнения.

Думаю, для многих это актуально.

Выкладываю упражнения, которые мама может делать со свои ре сама.

Звук Л

Упражнение для развития силы и напряжения воздушной струи при постановке звука [Л]: губы сближены, струя воздуха направлена через узкую щель. Ребёнок рассекает движениями указательного пальца струю из стороны в сторону.

1. Пусть ребенок произносит очень открытый звук [ы]: резцы разомкнуты – верхние находятся над нижними. Губы должны быть раскрыты так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Произносить звук нужно тихо, низким голосом. На подставленной ко рту ладони широкой теплой струей должен ощущаться выдох.
2. После этого ребенок должен просунуть между зубами широкий распластанный язык и слегка закусить его (поставить на него верхние резцы). Все время следите за тем, чтобы верхняя губа ребенка не прикасалась к языку.
3. В этом положении нужно произносить звук [ы], как и раньше ощущая широкий теплый выдох на ладони. Выдох оказывается широким, потому что воздушная струя с двух сторон огибает расположенный между зубами язык.
4. Будет слышаться не слишком четкий протяжный звук [л] (возможно с небольшим «жужжащим» оттенком). Придумайте какое-нибудь название этому промежуточному звуку (например, «гудок парохода»). В дальнейшем, когда вы попросите ребенка изобразить этот «гудок» он должен произносить межзубный [л].
5. Затем пусть ребенок (по картинкам) произносит слоги [ла — ла — ла] с межзубным звуком [л] (попадая звуком [а] себе на ладонь). Вы можете сказать, например, ребенку, что ваш «пароход будет теперь учиться произносить слоги».
6. В дальнейшем произносятся слоги с гласными [о], [у], [э], [ы].
7. Когда ребенок будет легко и свободно произносить межзубный звук [л], сообщите ему, что он произносит звук [л].
8. Теперь ребенку нужно убрать язык за зубы. Повторяя слоги [ла — ла — ла], он должен постепенно втягивать язык в рот, как бы соскальзывая с него зубами, пока тот не начнет прикасаться к внутренней поверхности верхних резцов. Выдох все время должен ощущаться на ладони совершенно одинаковым образом.
9. В заключение нужно потренировать произношение звука [л] в слогах (делать это можно по подражанию).

10. Напряженным загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) но небу взад- вперед то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык. Челюсти должны быть не подвижны, работает только язык.




Звук Р

Просят ребенка поболтать широким языком сначала между губами, потом между зубами и далее, у альвеол. Глубоко вдохнуть, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится раскатистый звук «Р».

Педагог сидит на диване, кушетке/стуле. Ребенок лежит, а его голова на коленях педагога. Педагог с помощью зонда, пальца ребёнка (я использую соски резиновые от бутылочек) совершает быстрые движения пальцем из стороны в сторону, тем самым создавая нужную вибрацию.
Этот способ использован неоднократно и позволяет скорейшее появление Р изолированного.

Упражнение «Комарик»: ребенок улыбается, открывает рот, прижимает язык к альвеолам и произносит «дззз». Оно будет очень похоже на «джжж», но это более эффективный способ вызывания звука «Р». Говорится ребенку, что у это очень приставучий и настырный комарик, поэтому нужно сильнее прижимать язык к верхним зубам, тем самым провоцируется более четкая вибрация.

  • Ребенок кладет голову на колени логопеду,
    присасывает язык к нёбу(«Грибок»,)
    в это время логопед большим и указательным пальцами (разумеется, чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!),
    ребенок с силой дует на язык и ...

  • частенько сразу же появляеися вибрация!!!

    упражнение Пылесос.Пылесос хорош также для развития подвижности кончика языка.Суть заключается в том, что: кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД(пылесосим) и при этом включаем звук пылесоса.При правильном выполнении слышится звук Р


    Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика.

    Упражнение «Веселый дождик
    Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай, как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все
    быстрее и быстрее.
    Дождик капнул на ладошку
    – -т-д, т-д...
    (правой рукой изобрази падающие капельки дождя)
    На цветок --т-д, т-д...
    (левой рукой изобрази цветок
    И на дорожку т-д, т-д....
    ( из левой руки сделай дорожку)
    Застучал по крыше он- -т-д, т-д....
    И раздался частый звон-- т-д, т-д, т-д...
    дождик пошел сильнее).

    Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть.Т-Д произносим утрированно(подчеркнуто).Исключаем работу челюсти.
    УПРАЖНЕНИЕ“ПЕСНЯ КРОКОДИЛА ГЕНЫ»
    Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам.Вначале песню поем только на слог ДА.Вдальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ.Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка.При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.



    Звук Ш

    Рот открыт. Губы округлены и вытянуты в перед. Язык поднят в верх и принимает положение «чашечки». Просим ребенка плавно выдувать воздух.

    Просим ребёнка медленно произносить звук [Т] Взрыв воздуха переводим в щель, при этом кончик языка ребёнок переводит в положение звука [Ш] т.е. поднимает за альвеолы.
    Поднеся руку ко рту, ребёнок должен ощутить разницу в выдыхаемой воздушной струе.При постановке звука обращается внимание на различие в произношении звуков.Звук [Ш] – это щелевой звук, воздушная струя – сильная, тёплая, равномерная. При произнесении звука [Т] кончик языка у верхних резцов, звук смычно – взрывной, струя – толчко-образная, сильная.(По В.М.Акименко)

    Пусть ребёнок длительно произносит звук [Р]-губы в открывающей верхние и нижние резцы улыбке.
    Затем нужно произнести этот звук шёпотом, совсем тихо, чтобы язык перестал вибрировать. При этом слышится звук [Ш].округлите ребёнку губы, нажав большим и указательным пальцами на уголки его губ .




    Читайте также: логопедические упражнения на каждый день


    Слава
    Слава
    Львенок
    14 лет
    Москва
    21044523

    Комментарии

    Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
    правила сообщества
    Пожаловаться
    Ната
    Ната
    Котельники

    Мезжубное произношение звуков.

    Удалось ли вам добиться правильного произношения?

    За какое время и как? Занимались с логопедом?

    И какая была причина такого произношения именно у вас- аденоиды, долгое сосание пальца, неправильный прикус?

    Пожаловаться
    Татьяна
    Татьяна
    Марк
    9 лет
    Лучегорск

    У нас такая проблема. Ходим к логопеду 2 месяца, пока никакого результата. Причину нам тоже установить не смогли. Возраст дочери 3,10. Запугали что этот сигматизм вообще не излечим и будет она всегда так говорить. А как ваши успехи?

    Пожаловаться
    Ната
    Ната
    Котельники
    Татьяна 

    Мы еще не начали ходить. После НГ хотим.
    А вы палец, соску не сосал?

    Пожаловаться
    Татьяна
    Татьяна
    Марк
    9 лет
    Лучегорск

    Соску сосали до 2 лет Но логопед меня уверяет что это вообще не при чем!

    Пожаловаться
    Светлана
    Светлана
    Шымкент
    Татьяна 

    Здравствуйте. Как успехи у вашей дочери? Удалось исправить произношение? Сыну 2.10, начал и ходить к логопеду с той де проблемой(

    Пожаловаться
    Яна
    Яна
    Новочебоксарск
    К нас тоже такая же проблема, дочке 4 г. пока только записались на прием к логопеду. Говорят причина ГВ длительное (до 3,8)
    Пожаловаться
    Слава
    Слава
    Львенок
    14 лет
    Москва
    1. Ребенок должен тянуть звук [ш].
    2. В это время пусть медленно продвигает язык вперед, от альвеол к верхним резцам. Язык не должен отрываться от нёба. Верхние резцы находятся прямо над нижними. Вы можете беззвучно показать ребенку это движение.
    3. Если вы услышите прерывистое звучание звука, это значит, что перемещая язык, ребенок отрывает его от нёба. Предложите ему приоткрыть рот и совершать движение языком, глядя в зеркало.
    4. При таком движении языка в произношении ребенка сначала будет слышаться несколько смягченный звук [ш], потом неясный свистящий звук и, наконец, правильный звук [с]. Это произойдет, если резцы ребенка закрыты. Если же рот будет приоткрыт, звук [с] окажется не совсем точным. Предупредите ребенка, что от движения языка его звук будет меняться, предложите вместе посмотреть, какой звук в итоге получится.
    5. Когда ребенок произнесет звук [с] (более или менее точный), скажите ему, что у него получился звук, напоминающий «свист» комара.
    6. После этого потренируйте с ребенком этот «свист». Пусть сразу ставит язык в то место, в котором он слышится.
    7. В дальнейшем, произнося звук [с] ребенок должен сомкнуть резцы так, чтобы они оказались в форме правильного прикуса (то есть закрыть рот), и в этом положении продолжать «свистеть».
    8. Затем «обучайте» комара произносить слоги (по картинкам).
    9. Когда ребенок будет свободно произносить звук [с], сообщите ему, какой звук он выговаривает.
    Пожаловаться
    Лена
    Лена
    Саша
    28 лет
    Барнаул
    таким бестолковым родителям, как я, ничего непонятно(((



    Пожаловаться
    Слава
    Слава
    Львенок
    14 лет
    Москва

    Постановка звука ( С ) Из книги « Коррекция нарушений произношения свистящих звуков у дошкольников и младших школьников», составитель Е.И. Шаблыко

    Цель: добиваться правильного звучания изолированного звука.
    При отсутствии звука, используя прием подражания, добиваются правильного произношения изолированного звука ( с ), обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагается просунуть язык между зубами и подуть на него: ф-ф-ф, затем убрать язык за нижние зубы, растянуть губы в улыбке, сжать зубы и произнести звук ( с ): пропеть песенку насоса, водички, ветерка.

    При губно-зубном сигматизме нужно снять губную артикуляцию. Это достигается демонстрацией правильного положения губ при произнесении этого звука либо с механической помощью ( пальцем отводя нижнюю губу от зубов ). В других случаях ребенка просят улыбнуться, несколько оттянуть углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для ( С ). Можно воспользоваться механической помощью. Ребенок произносит многократно слог ТА, взрослый вводит зонд № 1 между альвеолами и кончиком языка ( а также передней частью спинки ) и слегка нажимает им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Управляя зондом, взрослый может изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта.

    При межзубном сигматизме ребенку сначала показывают правильную артикуляцию звука ( С ). Обращается внимание на то, что кончик языка упирается в передние нижние зубы и его не должно быть видно между зубами, они закрыты. Если ребенок не может сразу произнести звук по подражанию, нужно прибегнуть к механической помощи: кончик языка прижимается спичкой. Ребенок, закусив ее, произносит звук ( С ).

    При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами. При исправлении бокового сигматизма ребенка приучают дуть на широко распластанный передний край языка, потом на кончик языка между зубами. Затем язык переводят за зубы.

    При носовом сигматизме ребенку предлагают длительно произносить звук ( Ф ), просовывать широкий кончик языка между нижней губой и верхними резцами, затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть дуть на него со звуком ( Ф ), постепенно убирать кончик языка за нижние резцы.

    При призубном парасигматизме правильного звучания звука ( С ) добиваются, используя показ правильной артикуляции, тактильные ощущения ( тыльной стороной руки ребенок ощущает длительную холодную воздушную струю при произнесении звука ( С ) взрослым, а потом им самим.

    При шипящем парасигматизме ребенку предлагается при межзубном положении широкого кончика языка произносить длительно звук ( Ф ) и добиваться правильного звучания звука ( С ).


    Пожаловаться
    Слава
    Слава
    Львенок
    14 лет
    Москва
    Материал взят из книги М. Поляковой «Самоучитель по логопедии. Универсальное пособие»

    1. Ребенок должен широко улыбнуться и поместить широкий распластанный язык между зубами — на нижних зубах должен лежать только его расширенный кончик. Следите, чтобы верхними зубами ребенок не прикусывал язык.
    2. Попросите ребенка подуть на самый кончик языка, так, чтобы на нем почувствовался холодок. Пусть ребенок подставит ко рту ладонь и ощутит на ней выдох.
    3. Пока ребенок дует на кончик языка, вы кладете на него вдоль его средней линии зубочистку, слегка надавливаете ею на язык, образуя «желобок», по которому в дальнейшем будет «выдуваться» воздух. Зубочистка должна входить в рот ребенка примерно на два сантиметра. Если язык будет уворачиваться, просуньте ее глубже.
    4. Когда вы нажимаете на язык зубочисткой, начинает слышаться неясный «шепелявый» свист.
    5. После этого ребенок должен сблизить зубы так, чтобы между ними помещалась только зубочистка (прикусывать ее не надо), а язык остался за зубами (внутри). Ребенок должен продолжать дуть на кончик языка, выдох должен ощущаться между зубами. Во время сближения зубов свист прерывать нельзя.
    6. Пока ребенок «свистит», вы сильнее или, наоборот, слабее нажимаете на его язык зубочисткой, продвигая ее в глубь рта или, наоборот, прикасаясь ею к самому кончику языка. Таким образом, вы ищете положение, в котором звук [с] будет звучать наиболее правильно.
    7. Когда такое положение найдено, вы тренируете в нем свистящий звук, который можно назвать «свистом комара».
    8. В тот момент, когда звук [с] будет звучать правильно, вам нужно будет осторожно вынуть зубочистку изо рта ребенка. Какое-то время звук будет продолжаться по инерции.
    9. Использовать этот прием нужно до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно ставить язык в нужное место и свистеть, как «комар».
    10. После этого приступайте к произношению слогов (по картинкам).
    11. Если ребенок в слоге будет терять артикуляцию звука, какое-то время произносите с ним слоги при помощи зубочистки.
    12. Когда звук будет произноситься безошибочно, сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.
    Актуальные посты
    из-за чего запор у новорожденного который на гв
    значение имени артур для ребенка