Гордость и Гордыня... ч.3


ЧТО ТАКОЕ ГОРДЫНЯ

Духовный листок «Дорога домой», выпуск 45

В теперешнем русском языке, слово гордость имеет несколько значений. Например «я горжусь его поступком» означает «я рад или очень одобряю его поступок». В этой работе говорится исключительно только о «гордыне» в ее духовном значении, которое существовало в основном до 1917 г. В словаре Даля, есть такое определение «Гордый — надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других». Вот такая «гордыня» и является предметом этого труда.

Содержание: (1) Словарь Даля о гордости. (2) Священное Писание о гордости. (3) Святые Отцы о гордости. (4) Рассуждение о гордости. (5) Грех и степени греховности. (6) Восемь страстей. (7) Что делать чтобы не грешить гордостью. Библиография. Примечания.

1. Словарь Даля о гордости. Гордый — Надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других (Даль).

2. Священное Писание о гордости. Священное Писание во многих местах осуждает гордыню. Например в Ветхом Завете, в Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова сказано:

    Начало греха — гордость, (Сир. 10:15 рс).

Здесь Священное Писание нас учит, что начало всех грехов есть гордыня. Из этого следует, что добродетель противоположная гордыне, смирение, есть начало всех добродетелей.

3. Святые Отцы о гордости. В Творении иже во святых отца нашего Ефрема Сирина,есть глава 3-я под названием «В низложении гордыни». Там прекрасно описана природа гордыни и притвоположной добродетели смирения:

    Без смиренномудрия напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое подчинение, всякая нестяжательность, всякая многоученность. Ибо как начало и конец добраго — смиренномудрие, так начало и конец худаго — высокоумие. А этот нечистый дух изворотлив и многообразен; почему употребляет всякия усилия возобладать всеми, и каждому, каким кто ни идет путем, ставит на оном сеть. Мудраго уловляет мудростию, крепкаго крепостию, богатого богатством, благообразного красотою, красноречиваго краснословием, имеющаго хороший голос приятностию голоса, художника исскуством, оборотливаго оборотливостию. А подобным сему образом не перестает искушать и ведущих духовную жизнь, и ставит сеть отрекшемуся от мира в отречении, воздержному в воздержании, безмолвнику в безмолвии, нестяжательному в нестяжательности, многоученому в учености, благоговейному в благоговении, сведущему в знании (впрочем истинное ведение сопряжено с смиренномудрием). Так высокоумие во всех старается посеять свои плевелы. Почему, зная жестокость этой страсти (ибо как скоро она укоренится где, ни к чему негодными делает и человека и весь труд его), Господь к победе над нею дал нам средство смиренномудрие, сказав:
      «Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите: яко раби неключими есмы» (Луки 17, 10) (Св. Тр. Сергиевой Лавры, 1907 г., Часть 1-я, стр. 29).

У Святителя Тихона Задонского, в его творениях, есть такое рассуждние о гордости:

    Премерзкий грех есть гордость, но мало от кого познается, яко глубоко в сердце сокровен есть. Начало гордости есть незнание себе самого. Сие незнание ослепляет человека, и так человек гордится. О, когда бы человек познал себе самого, познал бы свою бедность, нищету и окаянство, никогда бы не гордился! Но тем паче окаяннейший человек есть, что не видит и не познает бедности и окаянства своего. Гордость от дел, как древо от плодов, познается (Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1-2, стр. 246).
    Знаки гордости
      1. Славы, чести и похвалы всяким образом искать.
      2. Дела выше сил своих начинать.
      3. Во всякия дела самовольно мешаться.
      4. Себе без стыда возвышать.
      5. Других презирать.
      6. Чести лишившися, негодовать, роптать и жаловаться.
      7. Высшим быть непокорну.
      8. Добрая себе, а не Богу приписывать.
      9. Во всем показываться тщаться. (Тщиться — стараться (Даль).
      10. Других дела пересуживать.
      11. Погрешности их возвышать, хвалу уменьшать.
      12. В слове и поступке надменность некую показывать.
      13. Исправления и увещания не любить, совета не принимать.
      14. Не терпеть в уничижении быть, и прочая.
    (Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1-2, стр. 34).

Святой Праведный отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» пишет так:

    Кто заражен гордостию, тот ко всему наклонен оказывать презрение, даже к предметам святым и божественным: гордость мысленно уничтожает или оскверняет всякую добрую мысль, слово, дело, всякое творение Божие. Это мертвящее дыхание сатаны (Париж, 1984, стр. 10).
    Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из за самых неважных причин (Москва, 1894 г., Том 1-й, стр. 25).
    Гордость в вере проявляет себя тем, что гордый дерзает поставлять себя судьей веры и Церкви и говорит: я этому не верую и этого не признаю; это нахожу лишним, это ненужным, а вот это странным или смешным (Москва, 1894 г., Том 2-й, стр. 251).

4. Рассуждение о гордости. Итак начало греха есть гордость. Гордость, как грех, никогда не бывает одна. Она порождает целую вереницу, с нею связанных, других грехов. Гордый человек ищет похвалу, себя возвышает, других презирает, высшим не покоряется, совет не принимает, обижается, не может простить, помнит зло, не хочет уступить, не может признаться в ошибке, хочет быть лучше других, своевольничает и т. п. Таким образом, гордость есть не только грех, но и начало и источник всякого другого греха и зла. Очень часто не глупый, интеллигентный и образованный человек из за гордыни превращается в глупца.

5. Грех и степени греховности. Каждый человек грешен, и только Господь Бог безгрешен. Человек постоянно грешит и имеет много греховных привычек, и все это ему и другим портит жизнь. Чем греховнее он, тем труднее ему жить, тем более он закоснел в зле и не понимает это, а если знает, то не умеет из него выбраться. Чем более он грешный, тем труднее ему нормально общаться, любить по настоящему, да и быть любимым. Православная вера призывает нас жить по Заповедям Закона Божия, которое включает духовное самовоспитание — борьбу с нашими греховными привычками и воспитанием в себе положительных качеств. Соответствующий духовный рост достигается постепенно.

Грехопадение человека происходит постепенно. Он не сразу впадает в большой грех, а постепенно. От первого маленького, и кажется, безобидного действия он может падать все дальше и дальше, покамест грех не станет привычкой. Святые отцы подвижники христианского аскетизма и благочестия различают пять стадий (степеней) греха: (1) прилог, (2) сочетание, (3) сложение, (4) пленение и (5) страсть. Эта постепенность относится ко всем грехам, маленьким и большим: скажем, лень, ложь, обман, кража или алкоголизм и наркомания — все они могут стать страстью.

    (1) Прилог — это когда без желания и против воли человека у него появляются греховные мысли или даже представления. Если мы эту греховную мысль сразу отгоним, то мы еще не совершили грех. В этой степени грех легче всего преодолеть. При появлении прилога, его нужно решительно отвергнуть.
    (2) Сочетание — это добровольное размышление о грехе. Человек не совершает грех, но только думает о грехе, это уже грех.
    (3) Сложение — это желание греха. Человек иногда грешит, но все еще сознает свою греховность.
    (4) Пленение — это частое исполнение греха, но человек все еще сознает свою греховность.
    (5) Страсть — это когда грех стал привычкой, это уже рабство греху. Грех совершается легко и человек не чувствует что он грешит и даже может этим гордиться. В этой степени труднее всего преодолеть грех. Нужен пост, церковная молитва и напряженная борьба. В Евангелии на эту тему сказано так: «сей же родъ изгоняется только молитвою и постомъ» (Мат.17:21).

6. Восемь страстей. Святые отцы насчитывают восемь страстей, от которых рождаются все другие грехи и страсти, именно: чревообъядение (30)блуд, сребролюбие (35), гнев (7), печаль, уныние (15), тщеславие (32) и гордость (4).

7. Что делать чтобы не грешить гордостью. Чтобы не грешить гордостью нужно знать и помнить свои грехи и слабости, это смирит нас. Гордиться может действительно тот который себя мало знает. Потом нужно помнить что все что у нас есть, все это от Господа Бога и без Него у нас не было бы ничего. Кроме того нужно помнить что мы на земле временно и все наши достижения здесь — знания, слава, богатство — у Господа Бога не имеет никакой цены.

Конкретно нужно избегать почестей и стараться никогда не быть на первом месте. Нужно меньше говорить, избегать споров, вести себя скромно и ничего не делать напоказ, стараться не быть центром внимания и не настаивать на своем.

    19 июня/2 июля 1989 г.
    Всех святых в Земле Российской просиявших
    (23-х летие прест. Арх. Иоанна Шанхайского)

♡Тори♡
♡Тори♡
МоеСчастье
12 лет
НашАнгелНаНебе
7 лет
Алматы
18738

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Марина
Марина
Москва
Тори, я этот пост возьму в закладки и буду внимательно изучать.Такой труд ты проделала!!!
Пожаловаться
Наталья
Наталья
Лев
4 года
Алматы

какой ужас… я так молода и так грешна...

Пожаловаться
♡Тори♡
♡Тори♡
МоеСчастье
12 лет
НашАнгелНаНебе
7 лет
Алматы

это не повод огорчаться, это повод для работы над собой, становиться лучше, чище — всегда радостнее

Пожаловаться
Наталья
Наталья
Лев
4 года
Алматы

согласна… всю жизнь надо работать над собой… всё легко нам не даётся… да и трудности не по силам не даются...

Пожаловаться
Наён Хан
Наён Хан
Кира
8 лет
Алматы

Викааааа спасибо тебе огромное за твои посты- мысли и откровения! я столько всего поняла для себя! и за ту ссылку на отношения со сложным супругом тоже спасибо.))

Пожаловаться
♡Тори♡
♡Тори♡
МоеСчастье
12 лет
НашАнгелНаНебе
7 лет
Алматы

Пожаловаться
Сеньора
Сеньора
Ляля
6 лет
Алматы

Дааааа, как же я грешна! Читала не все, а «по диагонали», но есть над чем задуматься. У меня почти все так и есть, я делаю то, что делать нельзя, чтобы не быть гордым. Полный пипец )) Буду разбираться в себе !

Пожаловаться
♡Тори♡
♡Тори♡
МоеСчастье
12 лет
НашАнгелНаНебе
7 лет
Алматы

вот и я много чего в себе нашла, что искоренять нужно. И порой в некоторых грехах, как на качели качаюсь между 4 (Пленением) и 5 (страстью).

А вообще, мне кажется к такому укоренению именно гордыни в первую очередь приводит осуждение (обсуждение) других, их жизни, их НЕПРАВИЛЬНОСТИ поступков и т.д…

Не зря говорят (кратко)- прежде чем кого-то осудить, обуй его обувь, пройди его путь, и потом попробуй осудить...

Актуальные посты
можно ли забеременеть на первой неделе после аборта если не было месячных
стишки про выписку из род дома