Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 9 (сентябрь) 2004 г.

В ответ на статью «Как помочь первоклашке?»

Прочтя немыслимое количество книг по уходу за детьми и по воспитанию, я искренне полагала, что у меня будет всё, как надо, Я же такая умная, грамотная, подкованная во всех вопросах. Наверное, не было ни одной теории, ни одной книги, которую бы я не прочла или бы о которой не слышала. Книги я штудировала с карандашом, подчёркивая, выписывая в заветную тетрадочку, конспектировала, точно так же, как в студенческие годы труды Карла Маркса и Владимира Ильича.

А потом я родила и поняла, межу теорией и практикой лежит не пропасть, а бездна. Практика и теория это почти не со стыкующиеся материки. Мой ребёнок не желал жить так, как написано, было в умных книгах. У него свои законы, свои интересы и предпочтения. Книги он ещё не умел читать и поэтому не знал, как надо вести и всё, то, что он делает, оказывается, он делает не правильно.
Он не хотел спать ночью по шесть часов, как предписывалось, он не хотел писать над тазиком, как рекомендовалось, он отказался от материнского молока в четыре месяца, хотя я приложила титанические усилия. В общем, сын жил, как хотел, а не как рекомендовалось в умных книжках.
Вот о чём я вспомнила, прочтя в сентябрьском номере статью «Как помочь первоклашке?» Это хорошая теоретическая статья – как надо готовить с ребёнком уроки. Но, как известно, между теорией и практикой…
Наверняка, многие родители, прочтя статью, вздохнули и озадачились: «Ну, почему, почему у нас ребёнок не такой, почему у нас всё не так? Все согласятся с автором статьи, да, именно так надо готовить уроки. А на деле, почему – то не получается…
Понятно и очевидно, что ребёнок должен делать уроки самостоятельно, что родители помогают только на начальном этапе, а потом он сам одолевает школьные премудрости. И растёт наше маленькое чудо ответственным, сознательным и самостоятельным. Прекрасная картинка! Но среди живых детей я таких не встречала, а детей – вундеркиндов обойдём стороной, это другой уровень.
С девочками, на мой взгляд, в младших классах как – то попроще. Они более ответственные, более старательные и внимательные. А мальчики…Обычный разговор между родителями перед дверями школы: «Ну, я не знаю, как делать с ним уроки, всё перепробовала. И время занятий меняла, и то со сложного начинала, то с простого, всё мы обсуждаем, на черновике пишем, потом переписываем, и по выходным занимаемся, и сам он прочтёт, я ещё всё объясню. Но нет результата, одна нервотрёпка, что у меня, что у него».
Родители мечутся между двумя крайностями.
Либо позволяют ребёнку делать уроки самостоятельно и получать весьма удовлетворительные оценки. Либо делают все уроки вместе, получая более хорошие отметки, но при этом лишая ребёнка ответственности за выполненные задания. Родители с трудом находят золотую середину именно для своего ребёнка и именно на этот отрезок времени.
Давайте представим, сын или дочка пришли из школы.
Пообедали, чуток поиграли и за уроки. Я в это время говорю сыну: «Давай быстренько – быстренько сделаем уроки и потом гулять. Мы сходим в садик за малышкой и сразу в парк на карусели. Сегодня тёплый денёк и будем мы гулять до темноты! Здорово?!» Конечно, здорово! Кто же откажется от прогулки и от каруселей?! Сын садится за уроки, открывает дневник, долго листает, вспоминает, какой день недели. Достаёт пенал, видит, что карандаши и ручки разбросаны, начинает их складывать, за чем – то ищет ластик. Потом вспоминает, что по труду задали доделать оригами, и он начинает, что – то складывать из бумаги. Под столом ищет ножницы, находит книжку, начинает листать…
Я же, наивно думая, что карусель это сильный стимул для школьно – умственной деятельности, занимаюсь своими делами и подхожу к сыну минут через сорок, проверить письменные задания.
Сын с горящими глазами показывает мне только что раскрашенного динозавра и советуется, в какой цвет покрасить ему глаза.
Делаю вторую попытку ввести ребёнка в русло выполнения домашнего задания. Уже скороговоркой сообщаю, что делу время – потехи час, кончил дело – гуляй смело, что домашние задания не стоят того, чтобы им посвящать пять – шесть часов, лучше поиграть… Вместе мы смотрим дневник, разбираем, что задали, проговариваем задания и я снова ухожу.
Подхожу минут через двадцать. Головка низко – низко склонена, язык высунут, сынулька медленно водит ручкой по тетради. Старается, замечаю я, и заглядываю в тетрадь, и понимаю, всё надо переделывать. Ошибок куча, правило, которое мы с ним повторили, осталось лишь правилом и ни как не сказалось на упражнении, которое задали. Две необходимые строчки между заданиями почему – то не пропущены, красных полей нет и в помине, хотя это всё было оговорено. А количество исправлений не подаётся счёту!
Присаживаюсь, объясняю ошибки, начинает заново. Но чувствуется, устал. Исправлений меньше не становится. Начинает затекать рука, болеть спина, хочется пить, есть. Делаем перерыв. Сын переключается на игрушки и потом с трудом сосредотачивается на уроках. Я прикидываю, скорость выполнения домашнего задания и понимаю, карусель накрылась. Благо, если хватит времени погулять у дома. С математикой тоже проблемы. Головка у малыша светлая, считает хорошо. Но исправления, помарки! Растёт раздражение.
Столько времени потрачено, столько сил, а из исправлений больше тройки не поставят!
Стоит отойти, внимание сына тут же переключается на более интересные объекты. Пошёл ли дождик, когда будут мультики, а где его красная машинка. Если сидеть рядом, то сын с удовольствием передаёт инициативу мне, что делать и как делать домашние задания.
И я понимаю, если я сейчас не буду сидеть рядом с ним, контролируя каждую букву, то само задание померкнет под плотностью исправлений. А от усталости и сидения за письменным столом устные предметы ребёнок уже осилить не сможет, он не въедет в текст, лишь на автомате сможет его прочесть. И пойдёт в школу с кое – как выполненными заданиями.
Мне очень не хочется, чтобы учительница его ругала, выставляла плохие отметки, потому что я не знаю, как это может сказаться на неокрепшей психике ребёнка. Возможно, у него понизится самооценка, он будет считать, что не стоит больше тройки. Возможно, просто привыкнет к тому, что троечник и не будет реагировать на плохие отметки. Может это и скажется во взаимоотношениях со сверстниками. Всё же, мне кажется, что плохая отметка, сказанная ребёнку в классе, дня него является стрессом.
Вот я и ищу каждый день ту золотую середину между самостоятельностью ребёнка и необходимой помощи, которая требуется от меня.
У нас уже есть конкретные наработки, но возможно, они пригодятся не всем.
За уроки мы садимся примерно через час после окончания уроков. Если дать ребёнку отдохнуть и поиграть, то потом лично моему сыну, потребуется неимоверных усилий, чтобы сконцентрироваться снова на уроках. И потом у нас по вечерам спортивная секция и мы должны успеть сделать до неё уроки.
Начинаем с письменных заданий. Тяжело идёт русский язык. Домашние задания и сочинения стараемся выполнить на четыре, чтобы скомпенсировать тройки по контрольным работам. Обходимся без черновиков. Очень не хочется заставлять малыша выполнять домашнее задание в двух экземплярах. И черновик не оберегает нас от ошибок. Если в задании нужно вставить буквы, разобрать на слоги или разбить на предложения, мы это делаем карандашом в учебнике, а потом стираем. Точно так же обходимся и с математикой. Решаем в учебнике, а потом лишь переписываем.
Лично я прошу сына ошибки исправлять ручкой, а не карандашом, как их научили в школе в целях экономии времени. Отложить ручку, найти карандаш, отыскать уже потерянную ошибку, зачеркнуть, отложить карандаш, снова взять ручку, въехать в текст. Минутка к минутке и набегает…
Английский язык у нас с первого класса. Мы пришли к выводу, что лучше начинать делать английский в тот день, в который задали, и каждый день понемножку повторять текст. Тогда будет ровное чёткое чтение, слова будут привычными. С письменным английским, мы пока не разобрались. Ищем способы, как запомнить написание слова. Возможно, кто – ни будь из читателей журнала, подскажет. Мы занимаемся английским ещё помимо школы, в детском кружке, поэтому английский в школе идёт как что – то привычное, знакомое и не вызывает страха, что то сказать по английски или прочитать.
Устные предметы. Обычно они бывают раз в неделю, следовательно, их разделяют выходные. В субботу и в воскресенье, утречком, когда головка свежа, их можно выучить, а перед уроком, уже на недели лишь повторить. Материал так усваивается лучше, и нет цейтнота.
Ещё к вопросу памяти. Если я не ошибаюсь в формулировке, память бывает долговременная и кратковременная. У кого память кратковременная, тот запоминает быстро, но помнит не долго. У кого долговременная, – запоминает с трудом, но помнит долго. Возможно, это стоит учитывать, кому имеет смысл учить задания перед уроками, кому загодя.
Все мы люди – человеки, и я как мама, иногда не выдерживаю. Терпение истощается, навёртываются слёзы, и я громко, но без оскорблений, упаси Боже, высказываю своё возмущение. П
отом сто раз извинюсь, сына обласкаю – зацелую, но внутри, конечно, остаётся осадок. Я же взрослый человек, ну, как могла сорваться?! Он же ещё маленький и не со зла, устал или не понимает.
А я… И вот, когда струна терпения вот – вот лопнет, я это начинаю сознавать загодя, про себя начинаю перечислять положительные черты своего сына. Я их выучила и пока чётко проговариваю их, успокаиваюсь. Иногда, я вспоминаю поступок сына, которым я горжусь. Иногда я просто выхожу из комнаты со словами: «Если я сейчас не уйду, то начну кричать. Когда успокоюсь – вернусь». Это бывает крайне редко и поэтому, наверное, это работает. Сын молча садится за уроки и делает, всё, как надо.
А теперь можно рассмотреть такой интересный аспект – а зачем надо нашим детям учиться? Могу предположить волну читательского возмущения! Что за глупый и наивный вопрос! Ответ же очевиден! Да, я с вами согласна. Ребёнок должен учиться, чтобы много знать, чтобы был определённый объём знаний, который ему поможет в последствии выбрать профессию и стать специалистом в выбранной отрасли. Что в наше время без знаний никуда и дальше в том же духе…
Для меня всё же самое важное, что я должна дать своим детям, это не объём знаний, я установку, что работа это необходимая и приятная, и естественная функция жизни. Основная цель школьного обучения – это найти себя, найти сферу применения своих интересов. Найти отрасль, где ты сможешь полностью реализоваться, что принесёт тебе и моральное удовлетворение и материальное.
Пока для ребёнка школьные занятия – это его работа. И я стараюсь, научить его навыкам, как эту работу максимально эффективно выполнить. Учу, как из кучи разрозненных заданий выделить главное и сложное. Прислушиваться к себе, что именно для него самое трудное и концентрироваться на этом. Работать с текстом, уметь выделять главную мысль, идею или сложные слова и термины.
Учу умению работать со временем. Это задание сложное, на него можно выделить столько минут, это задание попроще. Его можно сделать за столько времени и чуть попозже. Пока сложно, но я стараюсь приучить ребёнка осознавать время, осознавать и ценить его. После школы и до сна у него столько – то времени и его право, как распорядиться временем и на что потратить. Свободное время – это, как кошелёк. Можно наполнить медяками, а можно и шуршащими госзнаками. Время – это то, что ты уже никогда не вернёшь.
Важно, ещё научить нашего малыша – школьника прислушиваться к своим ощущениям. Да, сейчас я устал и мне нужно отдохнуть. Это будет лучше, чем продолжать сидеть, пытаясь, напрячь уже уставшую голову.
Имеет смысл всегда идти чуть – чуть вперёд школьной программы. Тогда новый материал на уроке не будет казаться уже чем – то непонятным и запутанным. В принципе это не сложно, время от времени заглядывать в учебник на один – два урока вперёд, читать новый материал и своими словами, не спеша объяснить ребёнку или попросить его, чтобы он сам его прочёл, а затем вместе с вами разобрал сложный материал. Это удобно делать и на каникулах. Полтора часа занятий в день, я думаю не очень, напрягут малыша.
Немаловажный фактор для успешных занятий – это, когда ребёнок видит вокруг себя успешных родителей, занятых делом. И с возрастом он начинает осознавать, да, имеет смысл, хорошо учиться и уметь ценить своё время. Вот какие дивиденды  это в дальнейшем может принести.

 Саветеева Марина.

  Тел. 476 – 70 – 91.

Пожаловаться
Рубрика:  Воспитание ребенка до 3 лет
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи