Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 3 (март) 2005 г.

Игры-занятия с детьми от 1 до 9 месяцев

Стимулируем положительные эмоции

“Где деточка?”
Положите малыша на животик на диван или на большую кровать. Накиньте ему на голову пеленку. Заглянув под пеленку, весело спрашивайте: Где моя детка? И после паузы: Вот моя детка! Пощекочите, поцелуйте ребенка и вновь опустите пеленку. В эту игру можно играть и втроем. Взрослый с малышом прячутся под пеленкой, а другой взрослый заглядывает под нее.

“Веселая пляска”
Возьмите малыша под мышки. Приподнимая и опуская его на ножки, напевайте:
Я притопну каблучком,
Я махну платочком. Полечу я ветерком,
Закружусь листочком!
(сл. А. Шибицкой)
Для того, чтобы малыш научился сгибать ножки в коленочках, приплясывая, поднимайте и опускайте его на пружинящем диване или кровати.

“Лошадка”
Сядьте на стул, посадив ребенка к себе на колени, лицом к лицу. Крепко обняв, поднимайте его вверх, напевая:
Я на лошади скачу,
Цок, цок, цок, цок! Эх, садитесь. прокачу,
Цок, цок, цок, цок!
(сл. Т.Волгиной,)
При последних словах, крепко держа малыша, раздвиньте ноги и осторожно опустите его на пол. Повторите еще раз, сказав: Бух! Бух!

Развиваем зрительное восприятие.

“Занимательная подушка”
Вам понадобится небольшая подушка с нашитыми на нее большими и маленькими пуговками. Расположитесь рядом с малышом на полу. Пододвиньте к нему подушку. Рассматривайте, ощупывайте пуговицы вместе с малышом. Не забывайте называть ему каждый раз ту пуговицу, которую он ощупывает. Эта игра-занятие научит ребенка различать большие и маленькие предметы.

“Разноцветные гирлянды”
Нанижите на толстую тесьму пластмассовые кубики или шары разного цвета и размера.
Положите малыша на животик. Разместите гирлянду так, чтобы он мог ее притянуть к себе за свободный конец тесьмы, потрогать все кубики. Когда малыш ощупывает кубик, называйте его цвет и величину. Можно сделать несколько гирлянд из шаров, брусочков, и т.д.

“Петушок”
Накройте спинку кроватки платком. Положите малыша на животик в кроватке или, если он умеет устойчиво сидеть, посадите его. Спрячьтесь за “ширмой” и возьмите игрушечного петушка. Пусть ваш петушок показывается и прячется все время с одного конца ширмы. Когда петушок появляется, пойте песенку:
Кто проснулся рано?
Петушок.
Поднял кверху красный
Гребешок. Петушок пропел:
«Ку-ка-ре-ку!
Кто еще лежит там
На боку?»
(сл. С.Прокофьевой)
Спрятав петушка, сделайте паузу и вновь покажите его. Ваш малыш научится ожидать появления игрушки, смотря на одно и то же место “ширмы”, а затем предвосхищать появление игрушки.

«Шляпа»
Вам понадобится шляпа с шиpокими полями. Положите малыша перед зеркалом на животик, обpатив его внимание на отpажение, спpосите: Кто там?.. Закpойте малыша шляпой, сказав: Ку – ку, нет детки, спpяталась! И вновь, убpав шляпу, покажите ему его отpажение, весело воскликнув: Вот детка! Игpая снова и снова в эту игpу, ваш малыш начнет смеяться, узнавая себя в зеpкале.

Развиваем слуховое восприятие

“Похлопываем по бубну”
Похлопайте ладошкой по бубну, подставьте бубен под ручку малыша, ожидая, что и он похлопает по нему. Если малыш не попытается похлопать, обхватите его локоток рукой и легонько похлопайте его ручкой по бубну, в ритм напевая:
Хло, хлоп, хлоп, хлоп,
Ты, ладошечка! Хлоп, да хлоп, хлоп, да, хлоп,
Моя крошечка!
Подвиньте бубен к другой ручке малыша, похлопайте по бубну, приглашая ребенка повторить за вами эти действия, напевая песенку. Со временем ваш малыш научится сам бить в бубен и отличать звучание бубна от звучания других предметов и игрушек.

“Веселый сапожник”
Приготовьте две деревянные ложки. Положите или посадите малыша так, чтобы ему и вам было удобно играть. Напевая песенку, стучите ложками, привлекая внимание малыша. Отдайте ему одну ложку, побуждая его постукивать ею о пол:

Мастер, мастер,
Помоги –
Прохудились
Сапоги! Забивай покрепче
Гвозди –
Мы пойдем сегодня
В гости!
(Сл. Б. Заходера)
Пусть малыш стучит ложкой по бубну, по ведерку, по барабану, по вашей ложке, а потом – ложкой о ложку.

“Поиск музыкальной шкатулки”
Приготовьте музыкальную шкатулку и прозрачный платок. Дайте малышу послушать ту песенку. Когда мелодия отзвучит, спрячьте шкатулку на глазах у малыша, закрыв ее платочком, и вновь включите мелодию. Побуждайте ребенка дотянуться или подползти до шкатулки и снять с нее платочек. Через 3-4 игры платочек можно заменить любой картонной коробкой, за которую вы будете прятать шкатулку. Ваш малыш научится находить невидимый источник звука, устраняя препятствия и двигаясь в пространстве.


Учимся выполнять действия с предметами.
«Рученьки-крошки»
Сядьте на пол, посадите ребенка перед собой. Напевая песенку, хлопайте в ладоши. Малыш будет вам подражать.
Ладушки, ладушки,
Маленькие ладушки. Рученьки –крошки
Хлопают в ладошки.
(сл. Т.Мираджи)
Спросите у малыша: Где ручки? Поднимите руки вверх. Если малыш не понимает, что вы от него хотите, сам поднимите его ручки. Радостно воскликните: Вот, они, ручки!

«Ладушки»
Сядьте на пол, посадите малыша спиной к себе, Обхватив его ручки в запястье, хлопайте ими в ладоши:
Ладушки, ладошки.
Звонкие хлопошки Хлопали в ладошки
Отдохнем немножко.
Ритмично, плавно, не спеша поглаживайте коленочки малыша его ручками снизу вверх, одновременно пропевая: Да! Да! Да!
Указательным пальцем правой руки ребенка выполняйте круговые движения по раскрытой ладошке левой:
Кашку варили,
Ложечкой мешали, Куколку кормили,
Кошечке давали
Поглаживайте коленочки малыша: Да! Да! Да!
Слегка поворачивайте кисти его рук, поднятых на уровень лица:
Ладушки плясали,
Деток забавляли. Ля-ля-ля-ля, ля-ля,
Ля-ля-ля-ля, ля-ля,
(сл. Н.Блуменфельд)
И вновь поглаживайте коленочки: Да! Да! Да!

“Открываем коробочки”
Подберите несколько коробочек, у которых крышки могут открываться по-разному: откидываться, отодвигаться, подниматься. В каждую из коробок положите какую-нибудь игрушку: в одну – колокольчик, в другую – носовой платок или лоскуток ткани, в третью – бусы или браслет из бус. Доставайте коробочки по одной, показывая, как их можно открывать и находить интересную игрушку. Учите малыша открывать разные крышки. А для этого подумайте, какие предметы домашнего обихода можно приспособить для игры. Вскоре ваш малыш освоит разные способы открывания крышек у коробок.

“Сними колечко с пирамидки”
Вам понадобится пирамидка, кольца которой имеют большое отверстие.
Покажите малышу пирамидку, медленно снимите первое колечко, побуждая малыша снять следующее. Снимайте колечки по очереди или вместе с малышом. К 4-5-ой игре поменяйте кольца. Возьмите кольца от игры в серсо, сделайте их из плетеного жгута или сшейте из ткани, набив ватой. Теперь у вас будет много разных колец. Это поможет поддерживать у малыша интерес к игре и научит его снимать разные кольца со стержня пирамидки.

“Высыпаем из пакета”
Приготовьте чистые картонные пакеты из-под молока. Положите в них различные игрушки и предметы: погремушки, шары, кубики и т.п.
Положите малыша на животик или посадите так, чтобы его спина опиралась на вашу грудь. Возьмите один из пакетов и высыпьте его содержимое перед малышом, радостно восклицая: «Бах! Упали, покатились! Вот так!» Предложите малышу самому высыпать содержимое другого пакета, перевернув его. Играя в эту игру, малыш научится переворачивать емкости и высыпать из них содержимое, подражая вам.

Развиваем руки
 “Собери ягодки”
Сделайте объемные ягодки из поролона, а плоские – из коврового покрытия.
Рассыпьте объемные и плоские предметы, побуждая ребенка достать их, переложить из руки в руку, ощупать, отдать взрослому. Побуждайте малыша объемные предметы брать горстью, а плоские – кончиками пальцев. Эта игра научит малыша по- разному распределять пальчики, беря объемные и плоские предметы.

Игра с носовым платочком
Вам понадобится пластмассовая банка с крышкой и носовой платок. Проделайте отверстие в крышке баночки. Спрячьте носовой платочек, ленту или лоскут материи в баночке, а его краешек пропустите в отверстие крышки.
Покажите малышу, как можно взяться двумя или тремя пальчиками за кончик платка и потянуть его на себя, доставая из баночки. Поиграйте с платочком, накрывая себя, а потом ребенка, подбрасывая платочек в воздух. И вновь спрячьте его в баночку, предлагая малышу достать платочек пальчиками.

“Вот какие глазки!”
Вам понадобится кукла, у которой закрываются и открываются глазки.Достаньте из-за спины куклу, сказав малышу: Вот кукла – Ля-ля!.. Куколка – Ля-ля умеет закрывать и открывать глазки. Вот так! Покажите малышу, как можно указательным пальчиком закрыть и открыть глазки у куколки. Придерживая ручку и указательный пальчик малыша, помогите ему повторить действия – закрыть и открыть глазки у куколки. Спрячьте куколку и вновь покажите ее малышу, спросив: Где Ля-ля? (Выдержите паузу). Вот куколка – Ля-ля. Где у куколки глазки? (Снова пауза). Вот глазки! Закрой глазки!(Дождитесь действий малыша). Так-так! Малыш научится вытягивать указательный пальчик, прижимая остальные к ладошке.

Стимулируем речевое развитие

“Где огонек?”
Держа малыша на руках, включите свет, воскликнув: Ай! Огонек! Посмотри, вот огонек! Выключите свет, сказав: Ой! Нет огонька! Нет огонька! Играйте в эту игру ежедневно, и малыш через некоторое время в ответ на вопрос: Где огонек? -будет поднимать голову, находя взглядом люстру, торшер или бра.

“Где часики?”
Для игры подойдут большие комнатные часы или самый простой будильник, который вы поставите на полку шкафа так, чтобы ребенок видел его, бодрствуя в кроватке или манеже. Возьмите малыша на руки, поднесите его к часам, если они большие, а если это будильник – приблизьте его к уху ребенка, приговаривая:
Ты послушай, посмотри,
Как идут часы мои,
Идут часы вот так:
Тик-так, тик-так, тик-так. Где же, где же, где часы?
Вот они часы мои!
Идут часы вот так:
Тик-так, тик-так, тик-так.
Посадите малыша в манеж, в кровать или на пол, но так, чтобы ему были хорошо видны часы. Спросите его:
Где же, где же, где часы?
(Сделайте паузу, оценивая реакцию малыша и побуждая его самого проявить активность: посмотреть туда, где стоят часы.)
Вот они, часы мои,
Идут часы вот так:
Тик-так, тик-так, тик-так.
Укажите рукой на часы, привлекая внимание малыша к ним. Когда вы спросите: Где часики – тик-так? – он начнет искать их взглядом, разворачиваться в их сторону, смотреть на них.

“Где куколка, а где часики?”
Вам понадобятся кукла, всегда сидящая на одном и том же месте, часы и прозрачный платок.
Спросите малыша: Где куколка – Ля-ля?, – побуждая найти взглядом игрушку – Вот куколка – Ля-ля! Закройте ее прозрачным платочком, сказав: Ой! Нет куколки, спряталась. Сдерните платочек и, радуясь вместе с малышом, воскликните: Ах! Вот куколка –Ля-ля! Затем также поиграйте с часами. В конце игры вновь задайте малышу вопрос: Где куколка – Ля-ля, а где часики – тик-так? Ежедневно так играя, вы научите малыша находить взглядом два предмета, стоящих на одном и том же месте.

Игра с коробкой
Вам будет нужна большая коробка. Отрежьте две противоположные ее стороны – получится “туннель”.Ребенок должен находиться у одного конца “туннеля”, а вы– у другого. Заглядывая в “туннель”, произносите те слоги, которые уже может произносить ваш малыш. Пропев фразу со слогами, спрячьтесь за коробку, побуждая его повторить те же слоги. Эта забавная игра поможет малышу научиться прислушиваться к звукам лепета, подражать вам, произнося знакомые слоги.

“Наша песенка простая”
Положите малыша к себе на грудь. Напевайте ему песенку:
Утром я встаю,
Песенку пою, Песенку простую,
Вот какую:
Ля-ля-ля-ля (2 раза)
Повторите припев несколько раз, затем сделайте паузу, приглашая малыша присоединиться к вам. Далее измените последние строчки песенки, пропев ее с другими слогами:
Утром я встаю,
Песенку пою,
Песенку простую,
Вот какую:
Да-да-да-да (2 раза)
(Музыка Ан. Александрова)
Играя в эту игру, меняйте последние строки песенки, вводя все новые и новые слоги, такие как на-на-на, ма-м-ма, па-па-па, та-та-та, ба-ба-ба и т.п. Ваш малыш научится прислушиваться к слогам песенки и повторять их.

«Пришла собачка»
Для игры вам понадобится игрушка – собачкаи легкая непрозрачная накидка. Накройте игрушку накидкой и предложите ребенку посмотреть, что там. Снимите ее вместе с малышом. Не спешите, ваши движения должны быть неторопливыми и плавными. Непосредственное участие взрослого в игре, дает малышу чувство защищенности и снимает страх перед неизвестным. Найдя игрушку, изобразите удивление и радость. Постарайтесь передать свои эмоции ребенку. Возьмите игрушку, осторожно прикоснитесь ею к малышу ито приближая к нему, то удаляя собачку, спойте песенку:


К нам пришла собачка,
Умная собачка, С детками играет,
Очень громко лает!
(сл. Н.Комиссаровой)
Поиграйте в своеобразную перекличку с малышом: «лайте», как собачка, спрашивайте у него: Где ав-ав, собачка, как она лает? Делайте паузу, выразительно глядя на ребенка, затем опять «лайте». Прячьте собачку за спину, говоря: Нет собачки, где ав-ав?

“Кошка и корзинка”
Вам понадобятся игрушечная кошка и корзинка. Принесите корзинку, сказав: Вот корзинка. А кто сидит в корзинке? Покажите малышу, как кошка медленно показывается из корзинки: вначале только хвост или ушки, затем ставит лапки на край корзинки и, наконец, выпрыгивает, мяукая. Пока малыш знакомится с игрушкой, пойте песенку:
Киска к детям подошла,
Молочка просила,
Молочка просила,
«Мяу» – говорила.
Мяу, мяу, мяу. Угостили молочком,
Кисонька поела,
Кисонька поела,
Песенку запела:
«Мур, мур, мур, мур, мур, мур.»
(сл. Н.Френкель)
Спрячьте киску в корзинку так, чтобы был виден хвост. Спросите малыша: Где киска – мяу? -побуждая ее найти. Каждый раз, пряча киску, переставляйте корзинку в разные места комнаты или манежа, побуждайте ребенка доползти до нее и найти киску. Эта игра познакомит ребенка с новой игрушкой и научит его находить игрушку по вашей просьбе.

“Песенка о рыбаке”
Разместите малыша у себя на коленях. Пойте ему песенку:
Над рекой сидел рыбак,
Потерял один башмак.
Видно, солнце и река Усыпили рыбака.
Да-да-да, да-да-да,
Да-да-да, да-да-да.
У малыша под подбородком есть подъязычная ямка, поставьте туда свой большой палец и в ритм двух последних строк легко нажимайте, приподнимая язычок ребенка. Помните, что малыш должен радоваться во время игры, а не плакать. Если малышу нравится играть вместе с вами, продолжайте:
Ну-ка, ну-ка,
Вот так штука!
Видно солнце и река, -
Ну-ка, ну-ка, Вот так штука! –
Усыпили рыбака.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Ла-ла-ла, ла-ла-ла.
При последних словах вновь нажимайте в подъязычной ямке ребенка пальцем, приподнимая кончик его языка кверху:
Рыбка съела червяка –
Разбудила рыбака.
Дернул удочку рыбак – Старый вытащил башмак!…
Та-та-та, та-та, та
Та-та-та, та-та-та.
При пропевании слов: Та-та-та, приподнимайте кончик языка малыша кверху, ритмично нажимая пальцем в подъязычной ямке:
Ну-ка, ну-ка,
Вот так штука! –
Старый вытащил башмак!…
Ну-ка, ну-ка, Вот так штука! –
Старый собственный башмак!…
Да-да-да, да-да-да,
Да-да-да, да-да-да.
(сл. А.Горина)
Играя в эту игру, вы научите малыша прислушиваться к слогам лепета и повторять их.

“Песенка со слогами”
Поговорите с малышом, покажите ему яркий платочек или шарфик. Убедившись, что малыш наблюдает за вами, играйте с платочком, напевая самые простые строки: Ла-ла-ла-ла, лапушка! Делайте паузу для того, чтобы привлечь малыша к повторению слов лепета. Распевайте самые простые слоги и слова, такие как:
Ма-ма-ма-ма, мамочка!
Ба-ба-ба-ба, бабушка! Ду-ду-ду-ду, дудочка!
Па-па-па-па, папочка!
Ваш малыш научится повторять слоги вслед за вами.

«Ай, да мячик!»
Напевайте песенку, одновременно бейте мячиком об пол:
Ай, да мячик, ай, да мячик!
Как легко, легко он скачет. Прыг, скок, прыг, скок,
Покатился в уголок!
(сл. Н.Френкель)
Бросьте мячик так, чтобы он катился в противоположную сторону от малыша, но оставался в зоне его видимости. Спросите: Где мячик, бом-бом? Куда укатился? Принеси скорей маме мячик, бом-бом! Учите малыша вначале приносить мячик, а затем катать его. Чтобы разнообразить ощущения от игры, используйте мячики разные по размеру, фактуре и весу – резиновые, пластмассовые, матерчатые, гладкие, шершавые и т.д… Играя в эту игру ваш малыш научится понимать такие слова, как мячик, дай, на, принеси, покати.

Разенкова Ю.А, к.п.н., Выродова И.А., научный сотрудник Институт коррекционной педагогики РАО

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи