Блог

Ума палата дороже злата

Малыш появляется на свет – это чудо. Еще большее чудо – наблюдать изо дня в день, как кроха начинает познавать этот мир. Маленький несмышленыш превращается в любознательного почемучку, у которого начинает появляться свое мнение обо всем, с чем он сталкивается. И родителям очень хочется, чтобы малыш вырос умным и рассудительным.

Интеллектуальное развитие детей по этапам

Долгое время велись споры о том, являются ли интеллектуальные способности врожденными или они формируются в процессе воспитания. Сейчас ученые пришли к более-менее единодушному выводу, что нельзя сбрасывать со счетов врожденные данные. Но в этом случае речь идет о врожденных способностях, одаренности к какому-либо определенному роду деятельности, виду познания. Можно говорить о врожденном таланте к рисованию, музыке, выдающихся аналитических способностях. Но все это лишь задатки, которые могут проявиться и полностью расцвести только при благоприятных обстоятельствах, которые создают особенности воспитания и обучения.
Наиболее бурное развитие мозга происходит в первые годы жизни, когда и закладываются психоэмоциональные и интеллектуальные способности личности. Ученые доказали, что наиболее интенсивное развитие мозга происходит в первые три горда жизни – к четырем годам мозг достигает 80% от объема, который будет у человека во взрослом состоянии. В это время идет становление зачатков аналитического мышления, освоение практических навыков, становление психоэмоциональной сферы. Все дети до трех лет – исследователи, великолепные аналитики. Интересно, что в этот период мозг ребенка находится в постоянной работе, анализируя и компилируя всю поступающую информацию. 

В течение первых шести лет жизни мозг окончательно созревает. Ребенок воспринимает информацию, делает самостоятельные выводы, активно пытается восполнить недостаток знаний. Но интеллектуальное развитие ребенка продолжается дальше – к 12 годам интеллект формируется на три четверти.
Согласно теории Пиаже развитие интеллекта у человека проходит несколько стадий. На первом году жизни мозг получает информацию с помощью чувств – так называемая сенсомоторная стадия. Ребенок получает представления о мире, его устройстве, понимает, что предметы существуют независимо от того, видит ребенок их или нет.  Далее вплоть до семи лет развитие интеллектуальных способностей идет по пути символического мышления. И только в период 7-12 лет начинается этап становления интеллекта, связанный с конкретным мышлением. Абстрактное мышление появляется после 12 лет, что и говорит о формировании зрелых интеллектуальных способностей.

Что из этого следует

Знание особенностей становления интеллекта позволяет оказывать активное влияние на построение обучения, так как интеллектуальное развитие детей – это комплекс развивающих когнитивные способности человека методик. Сторонники раннего развития детей утверждают, что начинать развивать ребенка нужно в первые годы жизни. «После трех будет поздно» – уверял Доман. Конечно, это несколько перфекционистская и весьма спорная  точка зрения, но сторонники раннего развития правы в одном – чем раньше начать развивать интеллект ребенка, тем больших успехов на этом поприще можно добиться. Хотя это не означает, что в 6 лет развивать ребенка уже поздно!

При этом развитие интеллектуальных способностей при помощи развивающих игр, занятий и прочих форм обучения должно происходить в точном соответствии с этапами развития головного мозга ребенка. До трех лет нет смысла пытаться побудить малыша выполнять задания, требующие анализа и синтеза, применения абстрактных понятий. Интеллект ребенка в этой сфере еще абсолютно незрел, поэтому все подобные попытки обречены на провал. Это в свою очередь вызовет у родителя разочарование в методике раннего развития и он откажется от этого. До трех лет развитие интеллекта у детей базируется в большей степени на накоплении фактов и простейших выводах из них. Дайте ребенку факты, знакомьте его с разными сторонами жизни, развивайте мелкую моторику, поощряйте двигательную активность и любопытство. Сказки могут быть познавательными, но не надейтесь на то, что почерпнутые практические знания будут применены в этом возрасте.

Чем старше ребенок, тем сложнее могут быть занятия, направленные на интеллектуальное развитие. Для детей от 3 до 5 лет актуально развитие логического мышления, воображения, развитие речи. Занятия обязательно должны проходить в форме игры.

Помните, что ребенок не в состоянии выполнять несколько действий  – способность держать в уме последовательность действий из пяти операций появляется в возрасте 7 лет, когда развивается переключаемость внимания. Не требуйте от ребенка того, что еще он сделать не в состоянии физиологически. Выбирайте задачи на развитие интеллекта у детей строго по возрасту. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка – приведенные данные усредненные – в реальности у одних детей развитие определенной сферы интеллектуальных возможностей протекает быстрее, у других – медленнее. Учитывайте это в своих занятиях – давайте ребенку задания на развитие тех способностей, которые у него развиты недостаточно, но не требуйте обязательного успеха. Если ребенок не справляется – отложите занятие или попробуйте сделать его вместе, объясняя поэтапно.

Интеллектуальное развитие детей 10-14 лет уже можно и нужно проводить с использованием заданий на развитие абстрактного мышления. В этом случае ребенок уже осознает, что задания необходимы для получения знаний, он начинает осмыслять те способы, с помощью которых он обрабатывает информацию. Занятия уже могут протекать не в форме игры.
 
Интеллект и обучение в школе

Гармоничное развитие интеллекта ребенка предполагает успешное применение способностей на практике. Поэтому все когнитивные способности ребенка надо развивать равномерно и последовательно – однобокое развитие одной способности в ущерб другой приводит к сложностям с усвоением материала из иных сфер. Практически любой человек, учившийся в школе, может вспомнить истории о том, как лучший математик класса не мог связать двух слов, анализируя поступки литературных героев.

Успехи ребенка в литературе, истории, обществознании определяется умением работать со словесной информацией,  уровнем развития речи. Поэтому вербальный интеллект ребенка надо развивать с первых лет жизни, используя развивающие игры на развитие речи, пополнение словарного запаса, умение формулировать мысли словами.

Успехи в геометрии, биологии, географии определяет пространственный интеллект. Есть масса развивающих игр, которые помогут ребенку в раннем возрасте развить пространственное объемное мышление.

Без сформированного формально-символического интеллекта трудно достичь успехов в алгебре, химии, физике. Поэтому многие современные логические пособия для дошкольников в игровой форме прививают умение обращаться со схемами, символическими обозначениями.

Автор: Екатерина Есманцева, педагог

Нравится!
В закладки
Просмотров: 3361
Отметок «Нравится!»: 5
Комментариев: 11
28 Июль 2010
бэби.ру
Добавить комментарий
Комментарии (11)
АнастасияСевастополь
Сейчас замечаю, что сын стал проявлять любовь к пению, постоянно поет – и дома. и на улице, и в гостях.
15:20 | 30 июл 10
ЕленаЕсли у девушки в глазах появились озорные огоньки - это значит, что тараканы в ее голове что-то празднуют.Омск
Помимо того, что все это важно знать каждому родителю, так еще и очень интересно. Особенно, когда детей несколько и, ты видишь, насколько они отличаются друг от друга.
15:58 | 30 июл 10
ОльчикМосква
Елена, отличия детей на мой взгляд, это вообще поразительная штука! Казалось бы дети от одних родителей, воспитываются одинаково, растут в одинаковых условиях, а почему такие разные?
23:38 | 31 июл 10
АленочкаЕсть всего два вечных предмета, которые можно передать своим детям, - это корни и крыльяНовосибирск
Я считаю, что все дети одарены с рождения! Все детки любят творчество, надо только развивать это… Глупо пытаться изо всех сил  растить гения, но и пускать на самотек развитие тоже неверно.
17:24 | 30 июл 10
ОльчикМосква
Аленочка, гении кстати говоря довольно часто бывают несчастливыми людьми, белой вороной всегда быть тяжело и особенно в юном возрасте.
А вот развивать наклонности и способности детей безусловно надо. И присматриваться надо к ребенку, смотреть что ему интересно, а не пытаться реализовать свои мечты через ребенка
23:40 | 31 июл 10
АленочкаЕсть всего два вечных предмета, которые можно передать своим детям, - это корни и крыльяНовосибирск
у ребенка должно быть детство… учиться и трудиться по полной програме еще успеет...
08:29 | 02 авг 10
ЮлёкЕшьте всё, что хотите. Если люди высмеивают ваш вес, то ешьте их
надо помогать развиваться, не навязывая что-то одно
17:40 | 30 июл 10
ОльчикМосква
Юлёк, да, совершенно верно!
20:26 | 01 авг 10
ТатьянаГлавное в жизни - это семья. Карьера - не ждет тебя дома, деньги - не вытрут слезы, а слава - не обнимет ночью..Петрозаводск
Юлёк, Согласна, Юль! Ребенок все сам должен выбрать, какая сфера ему ближе, а родители должны помогать в этом развиваться. Ну а вообще я за гармоничное развитие личности.
14:43 | 02 авг 10
TeslaGirlДочка - это маленькая девочка и большой друг))Новосибирск
Надо нам на пространственное мышление и логику напирать, у меня были проблемы в школе с точными науками…
10:17 | 02 авг 10
АнастасияСевастополь
Сейчас вообще деток учат по-другому – если нам  в свое время делали упор на точные науки, правила и формулы, то сегодня уже с садовского возраста детей учат мыслить неординарно, предлагая задания на развитие воображения и логики.
15:34 | 02 авг 10
Добавить комментарий
Новый комментарий