x

Для более быстрой и комфортной работы с сайтом бэби.ру
мы рекомендуем обновить ваш браузер.

Для этого необходимо скачать и установить обновление,
с официального сайта браузера.

Наверх
Блог

Социальное развитие ребенка

Особенно быстрыми темпами социальное развитие ребенка происходит в первый год жизни. За 12 месяцев малышу приходится усвоить не только огромный объем знаний и навыков, но и установить эмоциональные контакты с окружающими, научиться доверять взрослым, научиться управлять своим телом, запомнить несколько сотен слов и научиться произносить некоторые из них.

Чтобы социальное развитие младенца происходило в правильном направлении и оптимальными темпами, необходимо постоянно общаться с ним, показывать свою любовь, разговаривать и петь песенки, гулять и привлекать внимание к окружающим предметам – словом, уделять малышу максимум внимания.

Что такое социальное развитие?

Социальное развитие ребенка – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит малыш. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, маленький человек учится жить по определенным неписанным правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения.

Большое влияние на социально личностное развитие ребенка оказывает семья. Именно семья становится своеобразным транслятором, который передает из поколения в поколение знания, опыт, ценности, традиции. Вот почему для нормального развития малыша очень важна теплая атмосфера в семье, доверительные взаимоотношения, уважение друг к другу.


Общение детей и взрослых

Специалисты выделяют основные социальные факторы развития ребенка, среди которых ведущую роль занимает общение. С помощью общения формируются первые дружеские связи ребенка со сверстниками. Общение становится и главным составляющим взаимоотношений ребенка и воспитателя в детском саду.

Элементы общения присущи ребенку с самого раннего возраста. В первые шесть месяцев жизни общение является ведущим направлением деятельности младенца. Он выражает свои эмоции и ощущения при помощи мимики, движений и звуков.

Младенчество

Начиная с 6 месяцев и до двух лет общение детей со взрослыми носит ситуативно-деловую форму. Особенность этой формы – практическое взаимодействие взрослого и ребенка. Теперь малышу требуется уже не только любовь и внимание – он нуждается в совете, помощи, совместных действиях. Все это дает возможность ребенку быстрее и лучше узнать различные предметы, их свойства, как обращаться с ними.

От трех до пяти

Общение детей в возрасте с 3 до 5 лет принимает внеситуативно-познавательную форму. Малыш начинает задавать взрослым вопросы: о предметах, людях, различных явлениях… Основное средство общения теперь – речь. Только речь позволяет обсудить предметы и явления, которых нет в данный момент рядом, а значит, позволяет выйти за пределы частной конкретной ситуации. Ребенок от 3 до 5 лет стремится получать новую информацию, обсуждать со взрослыми ситуации и явления, рассказывать о своих фантазиях.

От шести до семи

Личностная форма общения присуща детям в возрасте от 6 до 7 лет. Все чаще ребенок задает вопросы о человеке, его сущности. В этом возрасте ребенку особенно необходима эмоциональная поддержка, понимание, сопереживание. Важно не упустить этот уникальный момент, когда взрослый является для ребенка образцом для подражания, всемогущим и всезнающим. Поведение и стиль общения находящегося рядом взрослого – отца, матери, воспитателя, учителя, соседа – воспринимается как пример, по аналогии с этим примером ребенок выстраивает и свой стиль поведения. Огромную роль в этом процессе играет общение с детьми-ровесниками. В группе или классе должна быть благоприятная для свободного развития атмосфера, которую должен создать воспитатель или учитель. Лучше всего дети развиваются, когда чувствуют себя свободно, могут сохранять собственную индивидуальность, но при этом понимают, что и у других членов коллектива есть право оставаться самими собой.

Социализация через игру

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Дело в том, что до 7 лет игра остается ведущей деятельностью детей. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»…

При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

Другие социальные факторы развития ребенка

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать.
Родители не должны позволять себе играть или беседовать с ребенком, находясь в плохом или безразличном настроении: ведь дети особенно тонко чувствуют малейшую фальшь в поведении взрослых. Каждое слово взрослого воспринимается как непреложная истина, поэтому нельзя допускать обмана – если ребенок поймет, что его обманули, его вера в непогрешимость близких рухнет безвозвратно.


Взрослые должны помочь ребенку усвоить сложившиеся этические нормы и правила поведения, сформировать гуманное отношение к окружающим людям, к природе.

Автор: Ольга Моисеева

Нравится!
В закладки
Просмотров: 9855
Отметок «Нравится!»: 6
Комментариев: 15
28 Июль 2010
бэби.ру
Добавить комментарий
Комментарии (15)
АленочкаЕсть всего два вечных предмета, которые можно передать своим детям, - это корни и крылья Новосибирск
Первые социальные роли ребенок начинает опробывать уже совсем рано – играя в куклы, в сюжетные игры… Но думаю, самое большое открытие для него – это САДИК. Вот тут уж точно мини-общество, мини-страна, все с малых лет понятно: кто лидер, а кто…
10:39 | 29 Июл 10
Дaрина Ильнурина Тверь
Планирует
АленочкаСадик и школа — это и правда мини-страна. Там есть еще силовые структуры и преступные элементы! Статья очень содержательная, но вывод который я сделала какой-то примитивный: социальное развитие это — развитие в социуме…
23:28 | 03 Окт 14
Дaрина Ильнурина Тверь
Планирует
Аленочкасоциализация ребёнка в игре может проходить, если группа детей состоит из 4 человек?
23:11 | 17 Окт 14
ЕленаЕсли у девушки в глазах появились озорные огоньки - это значит, что тараканы в ее голове что-то празднуют. Омск
Наблюдаю сейчас за дочкой, когда гуляем. Ей интересно наблюдать за детьми, но на контакт идти не хочет ни в какую. Если ребенок проявляет к ней интерес, прячется за меня или папу. А вот в общении со взрослыми нет совершенно никаких проблем.
11:36 | 29 Июл 10
˙·•●♥Татьяна˙·•●♥Главное в жизни - это семья. Карьера - не ждет тебя дома, деньги - не вытрут слезы, а слава - не обнимет ночью.. Курск
А у нас очень общительная дочка, с детками хорошо играет. 
14:28 | 29 Июл 10
TeslaGirlДочка - это маленькая девочка и большой друг)) Новосибирск
Охохо, вот как не обманывать… Жует девочка страшая, с которой мы гуляем жвачку, Ника начала неподдельный интерес к этому пищевому ужасу проявлять, спрашивает «А что там Даша жует...». Пришлось сочинить, что Даша проголодалась и жует кусочек хлеба..)))) Ну ладно, Дашу я попрошу не жевать жваку при нас, а другие дети на площадке??..
14:41 | 29 Июл 10
TeslaGirlДочка - это маленькая девочка и большой друг)) Новосибирск
Ей уже 10 лет почти… Она уже и красится, а ты про жвачку...))))))))))))
09:16 | 09 Авг 10
Анастасия Севастополь
Мы тоже проще общаемся со взрослыми, может быть это от того, что маленькие пристают, трогают, толкают?
15:13 | 29 Июл 10
Angelina
АнастасияДетки часто тянутся к старшим, с ними же интереснее
11:53 | 08 Авг 10
TeslaGirlДочка - это маленькая девочка и большой друг)) Новосибирск
АнастасияНет, Настя… Это называется Архитип… Особенно к девочкам детки тянутся, ну до определенного возраста конечно… Лет до двух… Это сложилось тысячилетиями, когда старшие девочки нянчились с младшими детьми...)))
09:18 | 09 Авг 10
˙·•●♥Татьяна˙·•●♥Главное в жизни - это семья. Карьера - не ждет тебя дома, деньги - не вытрут слезы, а слава - не обнимет ночью.. Курск
Насчет гуманности, этики и прочего: вот если родители учат ребенка, что животных надо любить, а потом пинает например кошку… или учат родители, что надо чистоту соблюдать, не бросать мусор на улице, а только в урну надо и т.д. и тут же папа бросает окурок на тротуар. Как вы думаете, такое воспитание нужно? Детки схватывают все на лету, и пример родителей играет огромную роль 
11:12 | 08 Авг 10
Angelina
˙·•●♥Татьяна˙·•●♥согласна, можно говорить много всяких красивых слов, но если взрослые не подтверждают свои слова поступками, действиями, ребенок видит все, и еще недоверие к взрослым испытывает,  т.к. говорят одно а делают другое
11:55 | 08 Авг 10
Добавить комментарий
Новый комментарий
Пройди тест
Что умеем? Тест
Прямой эфир

На сайте

У подруг

Мой город
      
   
Спасибо, Ваше сообщение
будет рассмотрено.