Твоя Россия будущего
Культурный код

Народные обычаи, легенды и поверья – на страже природы

«Мала птица, а и та своё гнездо бережёт», «Не беречь поросли, не видать и дерева», «Кто мать сыру землю любит, тот голоден не будет». Возможно, ты слышал эти русские пословицы, которые пришли к нам из глубины веков. В давние времена наши предки ещё не знали законов природы. Но они считали природу живым существом, а себя её частью, любили и уважали её, бережно относясь ко всему, что она даёт человеку.

Природа как святыня

Всё в мире, который окружал человека в древности – земля и вода, небо и звёзды, животные и растения – вызывало у него удивление, трепет, а порой и страх. Этим и объясняется его благоговейное отношение к природе, протянувшееся невидимой нитью в наше время.

Человек стремился разгадать великую тайну природы, поскольку тонко чувствовал своё внутреннее родство с ней. 

Наблюдения за природой, опыт и приобретённые знания передавались из поколения в поколение в виде самых разных форм народного творчества. Мифы и легенды, пословицы и поговорки, сказки и поверья, загадки и притчи – всё это ложилось в основу отношения к природе как к святыне.

Понимая, что природа – это их дом, кров и пища, люди старались беречь её и брать только самое нужное. Нельзя было разрушать или убивать без крайней необходимости. Наши предки верили, что нарушение этих запретов и обычаев может привести к беде.

У многих народов бытовало поверье, что у жадного охотника могут погибнуть дети – по числу убитых им сверх меры зверей.

Матушка-земля – кормилица твоя

«Мать сыра земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим телом пригревает», «Кто землю лелеет, того и земля жалеет», – говорили наши предки-славяне.

Земля ощущалась человеком как живой организм. Её считали символом плодородия и материнства, ведь она каждую весну покрывалась растительностью, рождала хлеб, приносила плоды и кормила всех живых существ, включая человека. А ещё земля считалась священной силой, которая отторгает всякую нечистоту.

Перед тем как перекусить в поле, крестьяне «умывали» руки землёй, считая, что она очищает грязь. А в былине о Добрыне и Змее земля не хотела впитывать нечистую змеиную кровь.

В народном православии землю отождествляли с Богородицей. Существовала даже «исповедь земле», когда человек, опускаясь на колени, исповедовался ей, если не было священника. У христиан есть день, когда земля считается именинницей – Духов день. В этот день землю нельзя беспокоить: ей давали отдохнуть после весенних полевых работ.

Трепетное отношение к земле до сих пор сохранилось у многих народов. Возможно, ты слышал, как землю ласково зовут матушкой, кормилицей. Она даёт нам урожай, и за это её нужно уважать и беречь – «лелеять».

Живительная сила воды

Воду люди почитали с самых древних времён, считая её живительной и священной стихией. Без воды земля была бесплодна, и во время засух взывали к богам с просьбой послать дождь.

Особенно трепетно в старину относились к источникам и родникам. Их обожествляли, считая, что с водой из земли выходит её сила. Вода из источника считалась целебной, что отразилось, например, в таком пожелании: «Будь здоров, как вода». Родники и колодцы расчищали и обихаживали. Вокруг них запрещалось собирать грибы и ягоды. Многие из этих обычаев сохранились до сих пор. У источников и сейчас принято высаживать деревья и оставлять посуду, чтобы любой прохожий мог напиться. 

Большинство славянских поселений, как правило, строилось на берегах рек и озёр. Нельзя было загрязнять водоёмы, рубить растущие здесь деревья: люди верили, что вода может «обидеться» и «уйти».

Вода считалась дружественной стихией, но при этом она требовала уважения к себе. Она могла напоить и очистить, а могла и утопить или даже смыть деревню. Ответственными за это назначали духов воды, например, водяного, с которым нужно было договариваться. 

В древности существовал обряд водосвятия, благодаря которому вода приобретала чудодейственную силу. Почитание воды сохранилось и с приходом христианства. Оно отразилось в обряде крещения и в водосвятии на празднике Крещения Господня.

Лес: и поилец, и кормилец

«Не мудрено дерево срубить, а мудрено лес вырастить», «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню», – в этих старинных пословицах отражалось бережное отношение людей к лесу. «Наш поилец, наш кормилец!» – так обращались к нему люди. С лесом и деревьями связан целый ряд славянских традиций.

«В старые годы на Горах (от устья Оки до Саратова и дальше вниз правая сторона Волги Горами зовется) росли леса кондовые, местами они досель уцелели, больше по тем местам, где чуваши, черемиса да мордва живут. Любят те племена леса дремучие да рощи темные, ни один из них без нужды деревца не тронет, ранить лес без пути по-ихнему грех великий, по старинному их закону, лес – жилище богов. Лес истреблять – божество оскорблять, его дом разорять, кару на себя накликать. Так думает мордвин, так думают и черемис и чувашенин...» (А. И. Мельников-Печерский).

Лесные духи-обереги

В лесу тоже были свои духи-хранители. Например, славянский леший. Чтобы не обидеть его, нельзя было разводить костры, убивать дичь без нужды, брать в лесу слишком много грибов и ягод. Нельзя было даже срывать ветки или цветы забавы ради, иначе, по поверью, можно было сломать руку или ногу.

В лесу не принято громко кричать. Говорили: «Напугаешь лесных духов, сам будешь всего бояться». Кстати, эта традиция сохранилась до сих пор, особенно в период размножения лесных животных. 

Почтение и священный ужас перед лесом сохранялись в народе вплоть до недавнего времени. Древние обычаи работали, помогая человеку бережно относиться к лесу.

Заповедные рощи

В современных национальных парках и заповедниках до сих пор можно встретить древние заповедные рощи. Так наши предки называли священные места, где нельзя было рубить деревья, ломать ветки, косить траву.

Слово «заповедник» произошло от слова «заповедование» (запрет на вырубку в священных рощах). По преданиям, в ветвях и стволах заповедных деревьев жили духи-покровители этой местности. Срубив такое дерево, можно было навлечь на себя болезнь, а на всю округу – неурожай.

В наше время для сохранения исчезающих видов растений и животных также создаются охраняемые природные зоны – национальные парки и заповедники. Возможно, благодаря именно этой традиции и удалось сохранить многие лесные богатства.

В Бурятии в наши дни можно увидеть древние шаманские рощи, которые выделяются особой густотой и высотой деревьев. В некоторых уголках России сохранились остатки «диких садов». Много легенд о них можно услышать, например, на Кавказе.

Деревья

Наши предки считали деревья основой жизни. Некоторые деревья, особенно могучие, старые, с большой кроной, например, сосны или кедры, растущие близ деревень и у родников, пользовались особым почитанием.

Особую любовь у самых разных народов всегда вызывала берёза. Красивые старые берёзы у многих народов Поволжья, Урала и Сибири считались священными. Их украшали, а в совсем «седую» древность приносили им жертвы. 

В России берёзу сравнивали с прекрасной девушкой, а её ветки использовали в свадебных обрядах. В одной удмуртской сказке берёза играла роль Золотой Рыбки, исполняя желания. 

Кстати, берёзы любили не зря. Ведь они играют важную роль в экологических связях. Например, осушают болотистые почвы, тем самым «подготавливая» их для других деревьев.

Ещё одно священное дерево Евразии – дуб. Дубы считались символом силы и мощи, поэтому этими же свойствами могли наделить человека.

Животные

Животные обожествлялись у многих народов России. Их считали родоначальниками человеческой общины, особыми ипостасями человека. Животные умели делать то, что не дано человеку: летать, жить и дышать под водой, жить под землей и на деревьях. Люди верили, что всё это связывает животных с обитателями иных миров.

Священным животным, хозяином леса считался медведь. Обитателем одновременно человеческого мира и царства мёртвых считали волка. Помнишь Серого волка из русских волшебных сказок? Этот сказочный зверь был посредником между живыми и духами, поскольку обладал магической силой. 

На юге России существовала такая традиция – кормить птиц на сороковой день после смерти родственника: верили, что в облике птицы дом навещает душа покойного.

Неудивительно, что к животным наши предки относились с уважением. Запрещалось убивать и употреблять в пищу мясо некоторых животных, беспокоить гнездующихся птиц, трогать яйца, разрушать муравейники.

В древности, как и в наши дни, существовал запрет на охоту в период размножения диких животных или когда они находились в бедственном положении из-за засухи или половодья. 

Как видишь, вопрос бережного отношения к природе волновал наших предков не меньше, чем нас сейчас. И если бы не эти удивительные древние мифы, поверья, запреты и табу, кто знает, что было бы с нашей природой и с нами сейчас, в наши дни? К счастью, мы уже многое знаем о природе и стремимся её беречь, защищать и восстанавливать уже на основе этих знаний. С другой стороны, в нас ещё живы (хоть и глубоко скрыты) древние традиции отношения к природе как к живому существу. А значит, не всё ещё потеряно...