Твоя Россия будущего
Культурный код

Мы все вместе — и в этом наша сила!

Ты хочешь узнать, сколько народов живёт в России? Что мы делали и делаем друг для друга и для страны? Как себя вести, когда разговор касается национальных отношений? Надеемся частично ответить на эти вопросы. Чтобы осветить их полностью, не хватит и целой жизни. 

Что говорит Основной закон нашей страны?

Наша Конституция начинается с выражения «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». Это значит, что народ у нас в стране один, но он состоит из меньших общностей — наций. Совсем как алгебраические множества, которые состоят из подмножеств.
Есть ли разница между нацией и народом, нацией и этносом?
Кроме понятия «нация» есть ещё понятия «национальность», «этнос», «этничность». Все эти понятия опираются: 

  • на территориальное единство;
  • единство происхождения от общих предков;
  • общность языка;
  • совместную историю;
  • общую культуру;
  • осознание человеком себя как представителя народа, нации, этноса и т. д.

Огромную роль в происхождении наций сыграла религия. Иногда, если народ принимал две религии, то со временем он разделялся на два народа. Так произошло с сербами и хорватами.
Строгих научных определений, с которыми были бы согласны все учёные, не существует.

Ты, наверное, нередко слышишь об особых национальных генах? Это понятие не имеет отношения к науке и вполне может быть названо мифом.
В наши дни считается, что главное — то, кем себя ощущает сам человек. Но не надо доводить это до абсурда: некоторые шутники, отвечая на вопросы переписи населения, называют себя хоббитами, клингонцами и т. п. Переписчики (и в их лице государство) хотят знать, сколько у нас представителей тех или иных народов, чтобы понять, сколько надо национальных школ и многого другого. Нет смысла мешать государству в этом полезном деле!

Как нас всех посчитали

По результатам переписи населения в России проживают представители более 180 национальностей.  Семь национальностей насчитывают свыше 1 миллиона человек: русские, татары (казанские, астраханские и сибирские), украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне. Немного меньше численность народа мордва (Республика Мордовия) и аварцев (Республика Дагестан).
В нашем законодательстве выделяют особую группу коренных малочисленных народов. Им предоставлены льготы. Например, они могут продолжать охотиться даже на редких животных из Красной книги, раз эта охота кормила их тысячелетиями. В годы войны мужчин этих народов не призывали в действующую армию, они помогали фронту своим трудом в тылу. Конечно, некоторые из них стали добровольцами и прославились своим героизмом.

Столетия плечом к плечу

На уроках истории ты, конечно, мысленно путешествовал вглубь веков, к истокам Древней Руси. Уже тогда летописи тщательно перечисляли не только славян, но и соседние народы и племена (обрати внимание, в древнерусском язык народ и язык часто назывались одинаково — «язык»). Иногда они враждовали, иногда сражались вместе против внешних врагов. Уже в самом начале летописи «Повесть временных лет» рассказывается о жестоких завоевателях — обрах (исторических аварах, не путать с аварцами). «Их же несть ни племени, ни потомства», — замечает летописец, то есть они исчезли. Это своего рода предупреждение русским князьям: «Будете жестоко истязать покорённые народы — исчезнете как обры». Сражаясь с очередными кочевниками, русские стараются их «замирить», постепенно обратить в свою веру. Это хорошо видно на примере половцев. Эти герои «Слова о Полку Игореве» постепенно вступают с русскими в родственные союзы и учатся жить вместе.

Фото: Pukhov K / Shutterstock.com

Нашествие орд хана Батыя в середине XIII века привело к тому, что в борьбе против них объединились все народы русских княжеств. Тогда, казалось, Русь погибла. Примечательны проповеди очевидца нашествия Серапиона Владимирского. Хотя он называет татар «погаными», то есть язычниками, но находит у них хорошие стороны: они «…не убивают единоверних своихъ, не ограбляють, не обадят, не поклеплют, ни украдут, не запряться чужаго; всякъ поганый брата своего не продасть; но кого в нихъ постигнет беда, то искупять его и на промыслъ дадуть ему…» В итоге книжник приходит к «признанию положительных достоинств» татар и даже ставит их в пример христианам. Такое отношение к другим народам, даже враждебным, становится определяющим в политике правителей Русского государства. Чтобы освободиться от ордынского ига, они привлекали на свою сторону татар. И даже когда Иван Грозный брал Казань, в его войске были «свои» татары. 

Русское правительство в дальнейшем часто использовало храбрость и силу отдельных народов. Например, в борьбе Петра Великого со шведами огромную роль сыграли калмыки. Да и в дальнейшем их воинская доблесть и умение переносить тяготы сослужили России большую службу.
Конечно, не всё всегда было гладко и благостно. Самой длинной войной в истории России была Кавказская война (1817–1864). На ней побывали многие известные русские писатели, от М. Ю. Лермонтова до Л. Н. Толстого. Все они с большой любовью и восхищением описывали обычаи горцев, их любовь к свободе. Уже вскоре после «замирения» народы Кавказа приняли участие в войне с Турцией.

Разумеется, разные народы не только сражались вместе, но и трудились. Русские охотно заимствовали у других народов ремесленные хитрости, особенности земледелия в конкретных суровых условиях. Землепроходцам помогали местные проводники, они же предоставляли выносливых лошадей, например калмыцких и якутских. Уникален опыт путешествия в Тибет бурята Г. Ц. Цыбикова.
Настоящим испытанием для народов страны стала Великая Отечественная война. Враг изо всех сил старался разрушить межнациональное единство, натравить разные народы друг на друга. Советское командование  часто умело использовало на фронте замечательные качества природных охотников, например тувинцев, которых немцы прозвали «чёрная смерть». Эвакуированных из европейской части страны принимали в Сибири как родных.

С огромным количеством межнациональных конфликтов и даже войн мы столкнулись в 1990-е годы. Их эхо чувствуется и до сих пор.  
В повести американского писателя-фантаста Гарри Гаррисона «Неукротимая планета» вся природа планеты Пирр ожесточенно борется с земными колонистами. Лишь космический странник Ясон дин Альт находит причину этого: растения-телепаты воспринимают сигналы ненависти от колонистов и посылают их обратно, многократно усиливая. То есть пришельцам приходится бороться со своим собственным злом. Эта повесть может служить отличной иллюстрацией к межнациональным конфликтам. Люди посылают друг другу сигналы ненависти и всё время усиливают их. Есть лишь один выход — перестать ненавидеть.

Непростые вопросы и ответы


1.    Можно ли говорить о том, что какая-то нация «хорошая», а какая-то «плохая»? 
Это совершенно недопустимо. Пожалуй, это самый верный путь вызвать немедленный конфликт. И хорошо, если обойдётся без кулаков. Если ты слышишь подобное, то прерви такой разговор.
2.    Почему люди ищут причины своих проблем в представителях другой нации?
Отчасти человеку свойственно винить в своих проблемах кого-то другого. Вспомни, как маленькому ребёнку, чтобы он успокоился, предлагают побить предмет, о который малыш споткнулся. Обвинение других наций в своих проблемах, по существу, ничем не отличается от удара по табуретке. Это проявление незрелого сознания. Но ты-то уже взрослый!
3.    Можно ли рассказывать анекдоты на национальные темы? 
Если слушатели относятся слишком серьёзно даже к анекдотам, то лучше, конечно, их избегать. 
4.    Надо ли унижать свою нацию, чтобы понравиться другим? 
Абсолютно все народы не примут как своего того, кто отказывается от своих корней.