Твоя Россия будущего
Векторы развития
// Урбанистика

Электробус вместо автобуса? Новая жизнь общественного транспорта

Чем электробус лучше автобуса? А почему он его пока не заменит? Как эволюционировал трамвай? Почему общественный транспорт – не серая альтернатива для тех, у кого нет машины, а оптимальный выбор в городе? Давай заглянем в будущее главнейшей городской инфраструктуры, которое уже наступило.

Наша большая страна вместе с её жителями – неиссякающие источники челленджей. Очень непросто сделать эту огромную территорию со сложным климатом удобной для 147 миллиардов людей. И один из таких челленджей – городской общественный транспорт.

Было время, когда нам казалось, что все хотят и будут ездить на машинах, а забитые маршрутки и воняющие бензином автобусы должны отмереть как атавизмы. В них душно, тесно, грязно, холодно или жарко. Они вечно не приходят вовремя и застревают в пробках. В окна ничего не видно, сквозь толпу прорывается злобная кондукторша, рядом кто-то скандалит, ногу отдавили восьмой раз за две минуты...

Продолжать можно долго. До недавних пор общественный транспорт считался филиалом ада на земле, особенно зимой (и тем более летом). Но потом всё стало быстро меняться.

Если не авто, то что?

Современные урбанисты уверены, что личное авто – не лучшее средство передвижения по городу. Общественный транспорт может оказаться более комфортным и эффективным как для отдельного пассажира, так и для всей экосистемы.

Говорить о том, какие перемены догнали российский общественный транспорт в последние десятилетия, можно долго, много и интересно. Так что ограничимся пока новыми видами средств перемещения групп незнакомых друг с другом людей. А начнём, конечно же, с хедлайнера перевозочных инноваций – электробуса.

Как всё начиналось

Автобус, который «питается» не нефтепродуктами, а электричеством, стал любимцем московского Департамента транспорта. На примере Москвы можно наблюдать, как он встраивается в городское движение и как его улучшает.

Первый электробус вышел на московские улицы в сентябре 2018 года. К октябрю 2022 года по городу ездили уже более тысячи таких машин.

На каждом конце маршрута электробуса – зарядная станция. У машин литий-титанатный аккумулятор, который заряжается полностью за 10-20 минут. Заряда с запасом хватает на весь маршрут.

Чем хорош электробус?

Перечислим преимущества этой машины.

  1. Экологичность. Отсутствуют выбросы от сжигания бензина.
  2. По сравнению с троллейбусами и трамваями, которые тоже экологичны за счёт использования тока, электробус маневреннее, он не ограничен рельсами и проводами.
  3. У него есть бортовой компьютер, который мониторит все системы и предупреждает о проблемах.
  4. Электродвигатель служит дольше: у него меньше подвижных и трущихся друг о друга деталей.
  5. Он почти бесшумен. Вибрация в салоне на 30% ниже, чем у автобуса. В салоне не пахнет выхлопными газами.

Электробусы более современны по конструкции, чем автобусы. У них низкий пол и пандус, удобные для инвалидов и пенсионеров. Есть климат-контроль, вайфай, спутниковая навигация, зарядки для телефонов пассажиров.

Как и всё на свете, электробус несовершенен…

Недостатки электробуса:

  • привязка маршрута к зарядным станциям;
  • на зарядку тратится время;
  • батареи могут работать не больше семи лет, и пока непонятно, как их утилизировать (экологичное уничтожение батарей электробусов только предстоит придумать и наладить);
  • «нелюбовь» нежного механизма к холоду;

При температуре ниже минус пяти в электробусе приходится включать дизельный обогреватель. Минус десять – и эта машина должна использовать столько же «древнего» топлива, сколько дизельный автобус. Ближе к минус пятнадцати – вообще отказывается работать!

  • электробус недёшев: он стоит 60 с небольшим миллионов, а автобус – чуть больше 13 миллионов рублей.

…Но решительно стремится к совершенству

В конце 2022 года в Москве прошла крупнейшая в России и Восточной Европе международная выставка транспорта BW Expo. Там показали новую модель электробуса 62181 General.

Электробус 62181 General – это новый принцип зарядки батарей, который инженеры назвали комбинированной зарядкой. Его можно заряжать от сетей троллейбусов и трамваев, а также от сетей с разным напряжением. Он поддерживает три типа зарядки с разной скоростью.

Заодно конструкторы постарались пересобрать машину так, чтобы её было проще и дешевле ремонтировать. И повысили пожарную безопасность.

Показали на выставке и новую модель троллейбуса «Адмирал». Хотя считается, что электробусы должны заменить в первую очередь троллейбусы, последние пока не отправляют на свалку истории. У них сохраняется своя ниша в сложной системе городской мобильности.

Троллейбус «Адмирал» умеет работать в экстремальных погодных условиях и ездить без проводов 20 километров. То есть он тоже немножко электробус!

Не только Москва

©Haggardous50000 / Shutterstock.com

В Санкт-Петербурге к концу 2021 года вышли на маршруты десять электробусов, во Владивостоке – два. В Тюмени тестируется первая машина, в Липецке – пять.

В Набережных Челнах находится завод КамАЗ, который, собственно, и делает большинство российских электробусов, так что город не мог пройти мимо этой инновации. Пока электробусы работают здесь корпоративным транспортом для сотрудников КамАЗа.

Аналогичная карьера – у новосибирского электробуса, который вообще-то был в порядке эксперимента собран и выпущен ещё в 2012 году. Электробус есть ещё в Сочи. А в Рыбинске, где активно используются троллейбусы, администрация хочет их заменить более современным электротранспортом.

Что дальше?

Следующей стадией эволюции общественного транспорта считаются водоробусы – транспорт на водородном топливном элементе. С помощью простой химической реакции окисления водорода получаются вода и электричество. Последнее поступает в электродвигатель или в аккумулятор.

Департамент транспорта Москвы уже заявил о намерении запустить водородные автобусы в Москве, но пока это не приоритетный проект.

Водоробусы намного дороже электробусов. Зато они ещё экологичнее и быстрее заряжаются (достаточно снять пустые баллоны из-под водорода и поставить полные).

Автобусы и трамваи

В Москве Департамент транспорта планирует к 2030 году заменить все автобусы электробусами. Но пока столица автобусами не разбрасывается, а другие российские города тем более.

Сейчас автобусы обновляются – как сами машины, так и вся система их работы. В автобусах появляются удобные системы оплаты, табло с информацией об остановках, оптимизируется расписание.

Общественный транспорт обрастает цифровой инфраструктурой, в том числе приложениями, сайтами и другими интернет-сервисами. В любом городе можно с помощью Яндекс.Транспорта, встроенного в Яндекс.Карты, увидеть в режиме реального времени, где едет нужный автобус или маршрутка, и посмотреть их расписание на весь день.

В городах появляются ночные автобусные маршруты. Автобусы «помогают» строить метро: если станции временно закрываются для проведения работ, автобусы заменяют подземку.

Что-то похожее происходит и с трамваями: оптимизация маршрутной сети, замена старых вагонов на новые, интеграция с цифровыми сервисами.

Трамвай – штука спорная. С одной стороны, он ограничен рельсами и проводами, шумит, разрушает вибрацией дороги. С другой стороны – народ любит трамвай и немедленно начинает протестовать при попытках убрать его из города.

В общем, будущее трамвая пока туманно… Так что продолжаем вести наблюдение.

Беспилотный транспорт

Этот вид общественного транспорта – едва ли не самое интригующее будущее наших перемещений. Беспилотный транспорт уже активно тестируется на улицах Москвы и не только. Но до полноценного внедрения ещё долго.

Первыми появятся беспилотные грузовики, потом такси. Но ещё долго над душой у робота будет сидеть специально обученный человек и контролировать его.

А где метро и электрички?

Метро, конечно же, остаётся на острие транспортного прогресса. Причём настолько, что про инновации в нём можно писать отдельный цикл статей. Так что разговор о нём мы пока отложим. А электропоезда – это уже чуть больше, чем городской транспорт. Да и по стремительности развития электрички, как минимум, догоняют метро. Так что это тоже – совсем уже другая история.

Как принять участие в развитии общественного транспорта?

Мы живём в прекрасное время, когда любой неравнодушный человек может достучаться до чиновников, донести свою идею или претензию и улучшить свой город.

Для этого есть:

  • специальные приложения и сайты;
  • разделы обратной связи на сайтах органов управления городом;
  • группы в социальных сетях, каналы в мессенджерах с контактами, по которым можно написать;
  • специальные мероприятия (например, в прошлом году московский Департамент транспорта проводил хакатон по транспортным инновациям Москвы);
  • сообщества активных горожан в соцсетях, жителей конкретных районов.

Крупные паблики с цивилизованным контентом мониторятся чиновниками и тоже могут быть каналом связи с ними.

Главное – уловить принцип такого взаимодействия. Если что-то не нравится, если знаешь, как сделать лучше – не молчи, не ворчи на кухне или в уютном бложике. Сделай хотя бы несколько шагов в сторону решения проблемы. Инструментов для этого, как видишь, достаточно. А у тебя есть прекрасная возможность внести хотя бы небольшой вклад в улучшение инфраструктуры своего города.