Петрозаводская предпринимательница Елена Ларионова открыла два частных детских сада и организовала группу для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предпринимательница получила грант от Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия.
Актуальность развития речи у детей
Связная грамотная речь у ребенка – это основа развития его личности. Речь ребенка формирует3 такие навыки, как:
- общение со сверстниками. Чем четче и яснее ребенок выражает свои мысли, тем проще ему наладить контакт с другими детьми. Неясная речь мешает такому контакту, ребенок чувствует себя отверженным, стесняется вступать во взаимоотношения, дичится, замыкается в себе.
- развитие мышления. Сначала ребенок познает окружающий мир только через органы восприятия: зрение, обоняние, осязание и т.п. Но вскоре у него появляется потребность объяснить словами то, что он видит и чувствует.
- интерес к обучению. Ребенок с развитой речью не стесняется задавать бесчисленные: «Почему?», - и чем больше получает ответов, тем лучше понимает окружающий мир. Такие дети приходят в школу с желанием учиться.
- Ребенок должен уметь выражать свои мысли понятно для других детей своего возраста.
- Должен активно расти словарный запас.
- Необходимо прививать ребенку любовь к литературе через чтение вслух родных сказок и детских книг.
- Поощряется развитие творческих способностей: сочинение рассказов и стихов по картинкам.
- Грамотная речь включает в себя расстановку ударений в словах и интонаций в предложениях.
Стандарты развития речи у детей разного возраста
На каждом этапе своего развития, ребенок имеет свои особенности2 психического развития. Ребенок познает мир и приобретает определенный опыт, что влияет на его словарный запас.
Речь у детей 3-4 лет
В этом возрасте дети учатся объяснять словами окружающие их явления и свои действия.- Словарный запас около 1,5 слов
- Чаще употребляются глаголы и существительные.
- Предложение короткие, грамматически не всегда правильные.
- Речь носит ситуативный характер.
- Дети правильно слышат звуки, но ещё неспособны их воспроизвести, поэтому глотают целые слоги в словах, заменяют трудные для произношения буквы.
Речь у детей 4-5 лет
В этом возрасте дети уже умеют доносить свои мысли дол взрослых.
- Словарный запас значительный и продолжает расти.
- Развивается словотворчество. Ребенок придумывает простые рифмы и с удовольствие коверкает слова: кашка-малашка, собака-бабака и т.п.
- Предложения сложные с причинно-следственными связями.
- Речь более чистая, за исключением некоторых звуков (шипящих, рычащих).
Речь у детей 5-7 лет
Ребенок умеет связно общаться со взрослыми, у него формируется речевое планирование, т.е. речь больше не связана с действующей ситуацией.
- Широкий словарный запас.
- Последовательное изложение мыслей несколькими сложными предложениями.
- Чистая речь.
Методы развития речи
Высокие требования ФГОС ДО и школ к поступающим в первый класс детям требует многоступенчатого подхода к развитию речи у детей в детских садах.
«В нашей работе большую важность имеют современное оборудование, передовые методики обучения и продуманные образовательные программы», – считает Елена Ларионова.
В программу по развитию речи входят такие обязательные элементы, как:
- Разговоры с активными интонациями, сопровождающиеся жестами и мимикой.
- Чтение вслух сказок и рассказов. После прочтения ребенку задают вопросы на понимание услышанного, просят пересказать сюжет.
- Описание картинок словами учит ребенка объяснять окружающую его действительность.
- Рассказ по картинкам формирует связное мышление.
У ребенка до 7 лет мозг настроен на прием и обработку информации, которая поступает по сенсорным каналам восприятия. Дети воспринимают мир через ощущения: форму, цвет, запах, вкус и т.п. Интеграция – свойство мозга соединять воедино разрозненную информацию и делать выводы.
Сенсорная интеграция развивает:
- Концентрацию.
- Адаптивность. Ребенок учится делать выводы.
- Развивает движение, говорение, способности к игре.
Финансирование помогло оформить комнату сенсомоторной интеграции — она учит мозг объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. В комнате есть красочные маты, бассейн с шарами, стол для рисования на песке. Благодаря средствам гранта удалось приобрести обучающий набор игр Фребеля, который активно используют педагоги.1
Чем раньше и лучше ребенок начнет говорить, тем больше возможностей перед ним откроется. Ребенок может освоить любой иностранный язык или пойти в театральную студию, а в школе ему будет легко и интересно учиться.
Источники:
- Господдержка помогла оборудовать комнату сенсомоторной интеграции в одном из детских садов Карелии, сайт
- Каким должно быть развитие речи у детей дошкольного возраста, сайт
- «Значение правильной речи в развитии детей дошкольного возраста», сайт