Речевое развитие детей – основа их будущего

Обновлено 
Речь – это способ взаимодействия с миром. Мы общаемся друг с другом словами, словами же объясняем простые вещи и сложные явления вокруг себя. Глубокое знание родного языка открывает социальные возможности перед своим обладателем.
 
Вот почему развитие речи у детей дошкольного возраста поощряется государством в виде грантов на открытие логопедических центров, речевых и языковых детских садов.

Петрозаводская предпринимательница Елена Ларионова открыла два частных детских сада и организовала группу для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предпринимательница получила грант от Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия.

Актуальность развития речи у детей


Связная грамотная речь у ребенка – это основа развития его личности. Речь ребенка формирует3 такие навыки, как:
  • общение со сверстниками. Чем четче и яснее ребенок выражает свои мысли, тем проще ему наладить контакт с другими детьми. Неясная речь мешает такому контакту, ребенок чувствует себя отверженным, стесняется вступать во взаимоотношения, дичится, замыкается в себе.
  • развитие мышления. Сначала ребенок познает окружающий мир только через органы восприятия: зрение, обоняние, осязание и т.п. Но вскоре у него появляется потребность объяснить словами то, что он видит и чувствует.
  • интерес к обучению. Ребенок с развитой речью не стесняется задавать бесчисленные: «Почему?», - и чем больше получает ответов, тем лучше понимает окружающий мир. Такие дети приходят в школу с желанием учиться.
Развитие речи у дошкольников – задача родителей и дошкольных учреждений. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) есть предмет «Речевое развитие» и прописаны стандарты развития речи у детей:
  • Ребенок должен уметь выражать свои мысли понятно для других детей своего возраста.
  • Должен активно расти словарный запас.
  • Необходимо прививать ребенку любовь к литературе через чтение вслух родных сказок и детских книг.
  • Поощряется развитие творческих способностей: сочинение рассказов и стихов по картинкам.
  • Грамотная речь включает в себя расстановку ударений в словах и интонаций в предложениях.
Естественно, речь пятилетнего ребенка будет сильно отличаться от речи трехлетки. Дети меняются быстро. За год ребенок узнает очень много, и это влияет на его речь, эмоции, мышление и творческие способности.

Стандарты развития речи у детей разного возраста


На каждом этапе своего развития, ребенок имеет свои особенности2 психического развития. Ребенок познает мир и приобретает определенный опыт, что влияет на его словарный запас.
 

Речь у детей 3-4 лет

 
В этом возрасте дети учатся объяснять словами окружающие их явления и свои действия.
  • Словарный запас около 1,5 слов
  • Чаще употребляются глаголы и существительные.
  • Предложение короткие, грамматически не всегда правильные.
  • Речь носит ситуативный характер.
  • Дети правильно слышат звуки, но ещё неспособны их воспроизвести, поэтому глотают целые слоги в словах, заменяют трудные для произношения буквы.

Речь у детей 4-5 лет


В этом возрасте дети уже умеют доносить свои мысли дол взрослых.
  • Словарный запас значительный и продолжает расти.
  • Развивается словотворчество. Ребенок придумывает простые рифмы и с удовольствие коверкает слова: кашка-малашка, собака-бабака и т.п.
  • Предложения сложные с причинно-следственными связями.
  • Речь более чистая, за исключением некоторых звуков (шипящих, рычащих).

Речь у детей 5-7 лет


Ребенок умеет связно общаться со взрослыми, у него формируется речевое планирование, т.е. речь больше не связана с действующей ситуацией.
  • Широкий словарный запас.
  • Последовательное изложение мыслей несколькими сложными предложениями.
  • Чистая речь.

Методы развития речи

 

Высокие требования ФГОС ДО и школ к поступающим в первый класс детям требует многоступенчатого подхода к развитию речи у детей в детских садах.

«В нашей работе большую важность имеют современное оборудование, передовые методики обучения и продуманные образовательные программы», – считает Елена Ларионова.


В программу по развитию речи входят такие обязательные элементы, как:
  • Разговоры с активными интонациями, сопровождающиеся жестами и мимикой.
  • Чтение вслух сказок и рассказов. После прочтения ребенку задают вопросы на понимание услышанного, просят пересказать сюжет.
  • Описание картинок словами учит ребенка объяснять окружающую его действительность.
  • Рассказ по картинкам формирует связное мышление.
Помогают формировать речь у детей и другие методики, например, сенсомоторная интеграция.

У ребенка до 7 лет мозг настроен на прием и обработку информации, которая поступает по сенсорным каналам восприятия. Дети воспринимают мир через ощущения: форму, цвет, запах, вкус и т.п. Интеграция – свойство мозга соединять воедино разрозненную информацию и делать выводы.
Сенсорная интеграция развивает:
  • Концентрацию.
  • Адаптивность. Ребенок учится делать выводы.
  • Развивает движение, говорение, способности к игре.
Сенсорная интеграция нужна всем детям, а для детей с нарушениями речи и особенностями развития жизненно необходима.

Финансирование помогло оформить комнату сенсомоторной интеграции — она учит мозг объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. В комнате есть красочные маты, бассейн с шарами, стол для рисования на песке. Благодаря средствам гранта удалось приобрести обучающий набор игр Фребеля, который активно используют педагоги.1


Чем раньше и лучше ребенок начнет говорить, тем больше возможностей перед ним откроется. Ребенок может освоить любой иностранный язык или пойти в театральную студию, а в школе ему будет легко и интересно учиться.  

Источники:
  1. Господдержка помогла оборудовать комнату сенсомоторной интеграции в одном из детских садов Карелии, сайт
  2. Каким должно быть развитие речи у детей дошкольного возраста, сайт
  3. «Значение правильной речи в развитии детей дошкольного возраста», сайт
Фото: © Shutterstock.com
Комментарии
Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества