Не просто учитель: классный руководитель – воспитатель и наставник

Обновлено 
Что приходит на ум, когда вы слышите словосочетание «классный руководитель»? Воспитатель, наставник, друг вашего ребёнка? Или просто учитель, организатор и работник системы образования, методично выполняющий свои функции? Разбираемся, кто же такой классный руководитель и каким он должен быть.
 

Кто такой учитель


Не просто учитель: классный руководитель – воспитатель и наставник
В наше время мы воспринимаем учителя как своеобразного посредника между учебником и школьниками. Он рассказывает материал, проводит контрольные, проверяет домашнее задание, и, в общем-то, на этом – всё. Мы скажем, что учитель хороший, если он знает свой предмет и умеет интересно его рассказать.

Но так было далеко не всегда. В древности фигура учителя была по-настоящему сакральной. Сами по себе знания не несли никакой ценности, если они были отделены от воспитания и нравственности. Так, в Греции задачей учителя было не просто передать ученикам знания об арифметике и грамотности, но сделать их достойными членами общества. Искусство, музыка, философия – всё это преподавалось не просто так. «Высокие материи» формировали личность с большой буквы: греки прекрасно понимали, что их общество будет зиждиться на будущем поколении и что мало иметь сухие знания – важно облечь их в правильную, нравственную форму. Это и есть воспитание.

Если же мы обратимся ещё дальше в прошлое, к арийским народам (к которым относимся и мы), фигура учителя нас удивит: уже 4 000 лет назад в ведической традиции учитель был вторым отцом для ребёнка – особый ритуал даже изображал повторное рождение! Учитель был не просто транслятором древних сакральных знаний: он был воспитателем, родителем, наставником. Так же, как родные мать и отец рождали ребёнка, наделяли его жизнью и личностью, так и учитель давал ему «перерождение», формировал из него совершенно нового человека.

И такое сравнение неслучайно. Учитель – это тот, кто закладывает в ребёнка правильные ценности, тот, кто в полном смысле этого слова «рождает» новую индивидуальность; так же, как биологическое продолжение своих родителей, ребёнок – духовное, интеллектуальное и нравственное продолжение своего учителя. Неслучайно Александр I говорил: «Всем, что я знаю, и, может быть, всем, что во мне есть хорошего, я обязан моему учителю (Лагарпу)».

Итак, мы встречаемся с двумя представлениями об учителе. В полном смысле учитель – это воспитатель, наставник и друг. Но в современном обществе фигура учителя потеряла свою подлинную суть: сейчас учитель – это звено между учеником и книжкой. Но может ли быть иначе? В условиях всеобщего бесплатного образования сложно представить, чтобы учитель мог быть воспитателем нескольких сотен учеников, ежедневно проходящих через его занятия.
 

Классный руководитель – подлинный учитель


Не просто учитель: классный руководитель – воспитатель и наставник
Именно потому, что учащихся стало так много, и существует роль классного руководителя.1 В самом деле, следить за несколькими классами сразу невозможно, но когда под крылом учителя оказывается всего лишь два-три десятка учеников, взаимоотношения становятся поистине индивидуальными и близкими.

Классный руководитель – это тот человек, который является куратором на нелёгком школьном пути. Это именно тот педагог, к которому ребёнок может обратиться за поддержкой, помощью или советом.

Помощь ученикам и их воспитание входит в непосредственные обязанности классного руководителя, что регулируется даже на государственном уровне. Так, согласно Письму Министерства Просвещения2, классный руководитель обязан:
 
  1. Создать благоприятные условия в классе путём гуманизации межличностных отношений, основанных на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, недопущения травли и насилия;
  2. Формировать у учеников высоконравственное развитие;
  3. Формировать мнение учеников по отношению к негативным явлениям окружающей среды (травля, курение, обесценивание человеческой жизни и прочее);
  4. Формировать у учащихся активную гражданскую позицию (чувство патриотизма);
  5. Способствовать самореализации за счёт активной жизненной позиции.

Таким образом, классный руководитель – это не просто рядовой учитель, курирующий получение и усвоение учениками знаний. Это тот, кто отвечает за личностный рост учеников, за их воспитание как полноценных членов общества, за прививание правильных ценностей. При этом недостаточно просто навязать позицию: настоящий наставник должен помочь ученику найти себя и самостоятельно определить жизненные ценности и убеждения – пусть они и будут противоречить учительским.

В то же время важно, чтобы воспитание это не шло вразрез с родительским влиянием – для этого классный руководитель должен поддерживать связь с родителями каждого ребёнка.

Не просто учитель: классный руководитель – воспитатель и наставник
Зная всё это, можно себе представить, насколько это сложная профессия и насколько это большая ответственность. Быть классным руководителем – подлинным учителем XXI века – это искусство. Неудивительно, что по всему миру проходят форумы и съезды учителей, где люди делятся методиками и своими взглядами на эту нелёгкую задачу – воспитывать будущее поколение.

Так, например, с 22 апреля начался приём заявок на участие в Форуме классных руководителей, который пройдёт в Москве осенью 2024 года. Принять участие в мероприятии могут как действующие классные руководители, так и кураторы групп колледжей3. Участников ждут дискуссионные программы, лекции экспертов, а также полезные мастер-классы. Классные руководители смогут поделиться друг с другом опытом и предложить уникальные методики не только образования, но и воспитания подрастающего поколения.

Министр просвещения России Сергей Кравцов придаёт этому мероприятию большое значение и утверждает: «Труд классных руководителей и кураторов групп сложно переоценить, ведь именно они несут ответственность за организацию процесса обучения, воспитание подрастающего поколения. Вы становитесь лидерами, настоящим примером для ребят. Уверен, форум в очередной раз станет пространством обмена опытом, педагогическими наработкам и практиками, вы сможете принять участие в мастер-классах и работе экспертных площадок, вынести для себя новаторские идеи и внедрить их в своих школах».

Попасть на это мероприятие, впрочем, могут далеко не все: после подачи заявки будет пройден отбор участников, основанный на результатах тестирования по нескольким темам и представленным тематическим видеовизиткам.

Источники:
  1. Классный руководитель — обязанности и специфика работы. Сайт.
  2. Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях». Сайт.
  3. Стартовал прием заявок на Всероссийский форум классных руководителей. Сайт.
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Комментарии
Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества