Буллинг в школе: как распознать и как защитить своего ребенка?

Обновлено 

Проблемные отношения в школьной среде – явление очень распространенное. Как считают психологи, период взросления невозможно пройти без конфликтов, и юность – лучшее время, чтобы научиться их разрешать. Другое дело, когда конфликтная ситуация становится ненормальной, и речь уже идет о так называемом буллинге – таком типе подростковой агрессии, который может нанести ребенку серьезную травму или даже навсегда сломать его личность. В этой статье поговорим о том, что такое буллинг, как его распознать, как правильно действовать родителям, если их ребенок оказался жертвой травли в школе.


​​​​​​
Что такое буллинг


Слово «буллинг» произошло от англ. «bully» (травля, задирание). По сути это агрессия одних детей против других при очевидном неравенстве сил агрессора и жертвы1. Агрессивные акты по отношению к жертве повторяются раз за разом, нанося беспощадные удары по еще неокрепшей детской психике.

Одна из главных особенностей буллинга – распределение ролей между участниками конфликта (так называемая структура буллинга).
Основные роли участников буллинга:

  • агрессор, инициатор травли (буллер) – тот, кто придумывает и возглавляет издевательства;
  • жертва – тот, кто принимает удар на себя;
  • участники – те, кто поддерживает агрессора;
  • наблюдатели (свидетели)– они не участвуют напрямую в конфликте: смотрят со стороны, могут высказывать свое мнение, но ничего не решают и ни что не влияют.
Как видим, буллинг – это сложное социальное явление со своей иерархией и структурой, негативно влияющее на всех, кто имеет к этому хоть какое-то отношение. Так, например, просто пассивное наблюдение за ситуацией буллинга вызывает у свидетелей чувство беспомощности, снижение самооценки, что может негативно повлиять на его дальнейшую жизнь.

Проявления буллинга


Буллинг разнообразен в своих проявлениях: это не только физическая, но психологическая агрессия, причем акты последней встречаются чаще всего.

Проявления буллинга условно делят на прямую травлю и косвенную. Прямая травля выражается в оскорблениях, избиениях, отбирании денег, вещей. Косвенная – в распространении слухов о человеке, бойкотировании, игнорировании, манипуляции «дружбой».

Агрессивные действия могут сопровождаться комментариями сексуального, национального или этнического характера с негативным контекстом.

Буллинг может проявляться как в повседневной жизни (школа, игровые площадки на пришкольных территориях, улица и проч.), так и в виртуальной (социальные сети и другие коммуникационные каналы в интернете). Такая форма травли получила название «кибербуллинг».


Кто становится жертвой буллинга


Чаще всего жертвами буллинга становятся чувствительные дети, не способные постоять за себя, не умеющие демонстрировать уверенность и отстаивать ее. Но на самом деле жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребенок. Повод для нападения может быть любой – достаточно наклеить ярлык.

Излюбленная жертва буллера – ребенок, который изо всех сил старается делать вид, что его не задевают полученные оскорбления. Получается это обычно плохо: его лицо краснеет, становится очень напряженным, на глазах выступают слезы. Все это провоцирует агрессора нападать снова и снова.

Буллинг – опасное явление в детской среде. И дело не только в том, что его жертва теряет уверенность в себе. Травля может привести к психическим отклонениям разной степени тяжести, психосоматическим заболеваниям и даже к попыткам самоубийства. Именно поэтому взрослые не должны оставлять без внимания случаи травли, даже если агрессия пока не направлена на их детей.
​​​​​​

Как понять, что ребенок стал жертвой агрессии


Различают первичные и вторичные признаки того, что ребенок стал жертвой буллинга.


Первичные признаки буллинга

  • ребенок возвращается домой из школы с порванной одеждой, испорченными тетрадями и учебниками;
  • на его теле есть следы (синяки, порезы, шрамы), которые не связаны с игрой, случайным падением и т. п..

Вторичные признаки буллинга

  • ребенок часто выглядит расстроенным, несчастным, депрессивным;
  • у него нет ни одного друга;
  • у ребенка ухудшилась успеваемость, утрачен интерес к занятиям в школе;
  • он не хочет или боится идти в школу;
  • он идет в школу и из школы неудобным и длинным путем;
  • по утрам перед школой у ребенка отсутствует аппетит, он часто жалуется на головные боли и боли в желудке;
  • он жалуется на плохие сны, беспокойно спит и часто плачет во сне;
  • у него часто меняется настроение, замечаются поведенческие изменения: раздражительность, вспышки гнева;
  • ребенок требует или крадет деньги у родителей (чтобы выполнить требования агрессоров).

Как защитить ребенка от буллинга


Естественное стремление родителей защитить своего ребенка иногда может сопровождаться агрессией, злостью и гневом уже с их стороны. Такую реакцию можно понять, но агрессия против агрессии – плохое средство, которое ничего не меняет. Нельзя также обвинять и пострадавшего ребенка в том, что, дескать, сам виноват.


Поговорите с ребенком


Первый шаг к решению проблемы – спокойный, обстоятельный разговор со своим ребенком. Он должен чувствовать, что родители его поддерживают и всегда готовы помочь. Готовясь к разговору, постарайтесь снизить накал эмоций и подойти к делу рационально. Выстраивайте беседу без давления. Если вы умеете слушать вашего ребенка, он, скорее всего, сам все вам расскажет4.


Разбираемся вместе


Подростковый буллинг – проблема, для решения которой необходим комплексный подход5. С травлей в школе должны разбираться все стороны – родители, учителя, сам школьник, его обидчик и его родители. Причем, чем быстрее вы отреагируете, тем больше шансов на успех.


Профилактика буллинга


Если своевременно не пресечь проявления буллинга, его опасность будет только возрастать. Правильным решением может стать грамотная, осознанная деятельность по профилактике подростковой агрессии. С этой целью в школах рекомендуют организовывать тематические классные часы, встречи с представителями социально-психологической службы.

Поговорите о буллинге со своим ребенком. Объясните ему, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у него эмпатию, учите уважать границы других людей, чтобы он сам не стал агрессором.

Вопросы буллинга - на горячей линии


К сожалению, количество случаев буллинга в школах растет год от года. По данным недавнего исследования, в травлю вовлечены в среднем 45% детей, в среднем – 28% школьников один-два раза в месяц становятся инициаторами травли, 33% – жертвами.

Осознавая «масштабы бедствия», государство не могло оставаться в стороне от этой проблемы. Создать горячую линию по вопросам буллинга в школах предложил министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов в ходе ВКС «Единой России» с регионами 16 сентября.

«Проведена большая работа по медиации. В школах работают советники по воспитательной работе. По итогам прошлого года в десяти регионах на 15% уменьшилось количество правонарушений среди детей. Но в решении вопроса буллинга в школах должна быть тесная координация родителей, школы и других органов. Поэтому давайте проработаем со специалистами и создадим некий механизм. Нам нужна четкая обратная связь, чтобы мог позвонить школьник, родители, учителя. И мы бы в каждом случае разбирались», – отметил Сергей Кравцов.


Министра просвещения поддержала заместитель секретаря Генерального совета партии «Единая Россия», руководитель общественных приемных партии Анна Кузнецова.

«Взрослые порой недооценивают значимость детского конфликта. Мы обязательно найдем формат вместе, я уверена. Там, где есть медиативные службы или конфликтные комиссии в образовательных организациях, простимулируем их работу. Это позволит где-то добрать компетенции, которых не хватало, где-то поменять специалистов, которые просто числились и не готовы работать с этой ситуацией», – сказала Анна Кузнецова.


Очевидно, что в ситуацию буллинга может быть втянут любой ребенок. При этом психологическую травму гарантированно получают все ее участники. Если вы узнали, что в вашей школе происходит нечто подобное, не оставайтесь в стороне. Обсудите проблему со своим ребенком, педагогами и другими родителями, и выход обязательно найдется.



Список литературы

  1. Гришаева Н. А. Буллинг в школе. Психологические науки: теория и практика // Материалы III Междунар. науч. конф. // Москва: Буки-Веди, 2015. – С. 66-68.
  2. Ядова М. А. Буллинг в подростковой среде: причины и последствия // Социологический ежегодник, 2016.
  3. Селифанова А.И., Мартиросян Л.А., Захарова О.В., Абдулина Е.К. Буллинг в подростковой среде // Перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, 2017. – С. 104-105.
  4. Буллинг в школе: как распознать, что ребенок является жертвой травли? сайт
  5. Буллинг в школе: как обезопасить ребенка? сайт
  6. В России предложили создать горячую линию по вопросам буллинга в школах сайт
Комментарии
Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Юлия Зайкевич
Юлия Зайкевич
Про тему буллинга узнала в нашей гимназии и то, со слов учителя. Нам как-то везло, наверное, оказывается, потому что не встречали в реальной жизни, даже среди друзей ребенка. Думаю, это проблема посерьезнее, именно ее нужно решать на новых уроках о воспитании, которые ввели в школах. Психологическое состояние детей намного важнее высокопарных речей.