Способности и талант: как распознать и развить их в ребенке

Обновлено 
В том, что каждый ребенок обладает множеством способностей, теперь уже никто не сомневается. Чтобы вовремя распознать и развить таланты своего малыша, родителям, прежде всего, необходимо быть очень внимательными к нему. Именно от наших действий в этом направлении во многом зависит будущее ребенка. В этом нам готово помочь и государство, которое предоставляет для этого целый спектр возможностей – от учебы в школах искусств до участия в грантовых проектах, направленных на поддержку талантливых детей.

Что такое талант и откуда он берется


Фото: © Ivan Samkov / pexels

Легче всего талант определить тогда, когда человек что-то любит делать больше всего, и это у него получается очень хорошо. Если прибегнуть к более точным формулировкам, то определение таланта будет звучать примерно так.

Талант – это определенные особые наклонности и способности, присущие человеку от рождения.

Но талант – это нечто большее, чем генетическая предрасположенность: неординарные способности человека необходимо развивать на протяжении жизни. Чтобы ответить на вопрос о происхождении таланта, важно понимать разницу между талантом и одаренностью.

Одаренность – это потенциальная возможность человека стать талантливым, которая передается генным путем. При этом далеко не все одаренные дети проявляют талант во взрослой жизни.

В отличие от одаренности, талант не передается по наследству. Талант – это довольно редкое явление, напрямую связанное с умением учиться и трудиться.

Для того чтобы талант начал рождаться и раскрываться, ему нужна соответствующая среда. Получается, что главная задача родителей – разглядеть одаренность в ребенке и создать все условия для запуска ее механизма.

Типы множественного интеллекта по Гарднеру

Часто говорят, что каждый человек талантлив по-своему. Но иногда говорят также, что талантливый человек талантлив во всем.

Мы часто недооцениваем разнообразие врожденных способностей, которое заключено в каждом человеке.

Одной из самых перспективных теорий классификации способностей человека считается теория «множественного интеллекта», разработанная доктором Говардом Гарднером.

Гарднер насчитывает девять типов интеллекта. Каждый из них несложно выявить уже в раннем детстве, развивая в дальнейшем свойственные ему способности.

Визуально-пространственный интеллект



Фото: © Gustavo Fring / pexels

У детей с таким типом интеллекта – яркое воображение и прекрасная фантазия. Они легко ориентируются в новом пространстве, способны рисовать по памяти, визуализируя в голове фигуры и модели. С таким типом интеллекта часто становятся талантливыми художниками, архитекторами, скульпторами или мультипликаторами.

Как развить? Знакомьте ребенка с визуальным творчеством, произведениями искусства, иллюстрациями и графическими изображениями. Предложите ему занятия рисованием или дизайном. Повышайте насмотренность.

Лингвистический интеллект

Дети с таким типом мышления любят читать книги и рассказывать истории. У них большой словарный запас, талант к написанию сочинений, склонность к изучению языков.

Обладатели такого типа интеллекта могут стать талантливыми писателями, редакторами, переводчиками.

Как развить? Поощряйте чтение, развитие письменной и устной речи, изучение иностранных языков.

Музыкальный интеллект


Фото: © Mikhail Nilov / pexels


Такие дети хорошо воспринимают музыку и ритм, быстро запоминают мелодии, любят петь и играть на музыкальных инструментах. Иногда они сами сочиняют песни и пишут стихи.


Люди с таким типом интеллекта могут стать талантливыми артистами и музыкантами.

Как развить? Создайте ребенку музыкальную среду, слушайте вместе с ним музыку, приобщайте к игре на музыкальных инструментах. Важно научить его чувствовать музыку, понимать ритм и настроение музыкальных произведений.

Межличностный интеллект

Этот тип мышления присущ тем, кто понимает настроение окружающих, умеет выстраивать коммуникацию с другими людьми и работать в команде. Такие люди умеют доказывать свою точку зрения и конструктивно дискутировать.

Из таких детей могут получиться настоящие лидеры, психологи, менеджеры, дипломаты и политики.

Как развить? Развивайте у ребенка коммуникативные способности, поощряйте конструктивное общение с другими детьми. Закрепляйте умение решать задачи в группе и интерес к жизни общества.

Внутриличностный интеллект

Такой тип мышления помогает детям различать и анализировать собственные эмоции. Такие дети обладают способностью к рефлексии и осознанности. Обычно они молчаливы и предпочитают проводить время в одиночестве, за книгой или на прогулке.

Люди с таким типом интеллекта часто становятся талантливыми писателями, философами, журналистами.

Как развить? Поощряйте ребенка в концентрироваться на таких моментах, как постановка целей, планирование, саморазвитие, рефлексия, познание себя, выяснение своих истинных желаний, сильных и слабых сторон.

Натуралистический интеллект

Такие дети всерьез интересуются устройством окружающего мира. Им нравится заниматься биологией, химией, физикой. Они любят наблюдать за природой, ухаживать за растениями и животными, проводить эксперименты.

Из таких детей получаются успешные ученые-естественники, путешественники, экологи.

Как развить? Поощряйте в ребенке интерес к природе и понимание того, как устроена живая среда. Наблюдайте вместе с ним за процессами, происходящими в природе и в самом человеке.

Телесно-кинестетический интеллект



Фото: © Budgeron Bach / pexels

Для таких детей основным способом самовыражения и передачи эмоций является тело. У них хорошая координация и мелкая моторика, они любят заниматься спортом и играть в активные игры.

В будущем такие дети могут стать профессиональными спортсменами, танцорами, скульпторами, актерами, моделями.

Как развить? Поддерживайте в ребенке его любовь к движению, помогайте ему физически развиваться и заботиться о своем здоровье. Привлекайте его в сферу социальной активности, учите решать практические проблемы и участвовать в обсуждениях.

Логико-математический интеллект

В основе рассуждений таких детей лежит логика. Они умеют быстро работать с цифрами, оперативно анализировать и быстро запоминать информацию, визуализируя полученные данные.

Дети с таким типом интеллекта становятся математиками, бухгалтерами, программистами, инженерами.

Как развить? Учите ребенка выстраивать пошаговые инструкции и алгоритмы действий, искать доказательства и обосновывать свою точку зрения. Очень пригодится составление планов и расписаний для организации жизни.

Экзистенциальный интеллект

Для этого типа характерно глобальное мышление с точки зрения законов мироздания и вселенной, серьезные размышления о смысле жизни.

Из таких детей иногда вырастают духовные лидеры и философы.

Как развить? В развитии таких способностей поможет изучение философии и истории религии, глобальных научных теорий и исследований, взаимосвязей в природе и мире.

Важно понимать, что в ребенке могут сосуществовать сразу несколько разных способностей. Не стоит концентрироваться лишь на одной из них, если мы хотим воспитать гармоничную личность. Залог настоящего успеха в воспитании – всестороннее развитие и раскрытие общего потенциала человека.

Как раскрыть способности ребенка


Фото: © Yan Krukov / pexels

Первые и самые главные учителя ребенка – его родители. Именно от них в первую очередь зависит, удастся ли в в полной мере раскрыть и развить способности и таланты малыша.

Итак, что же мы можем? Очень многое!
  • Важно принимать ребенка таким, какой он есть: каждый малыш – это уникальная личность со своими интересами и взглядами!

Старайтесь максимально абстрагироваться от собственных нереализованных возможностей и не навязывать ребенку свои желания.

  • Дома должна быть создана спокойная, творческая атмосфера.
  • Обеспечьте малыша всем необходимым для проявления его способностей.
  • Дайте ребенку возможность попробовать себя в различных начинаниях.
  • Дошкольникам интересно и полезно посещать различные тематические мероприятия, музеи, выставки, мастер-классы.
  • Отнеситесь серьезно к выбору секций и преподавателей для ребенка. Посещайте пробные занятия и наблюдайте за работой педагогов.

Когда ребенок подрастет, ему можно дать полную свободу в выборе дополнительных занятий. Даже если он бросит какие-то кружки, это будет его собственный бесценный опыт. Так, методом проб и ошибок, он нащупает верный путь к самореализации.

  • Чаще хвалите ребенка за его успехи и поощряйте самостоятельные шаги.
  • Наберитесь терпения и не ждите быстрых результатов.
Государственная поддержка для детских талантов


Фото: скриншот с сайта фондкультурныхинициатив.рф

На самом деле наше государство готово поддерживать таланты наших детей чуть ли не с ясельного возраста. Речь идет о многочисленных творческих студиях, кружках и спортивных секциях, большинство из которых вполне по карману семьям даже с небольшим доходом.

Чуть позже появляется возможность поступить в музыкальные, художественные и спортивные школы. Способные дети могут попробовать себя в школьных олимпиадах самых разных уровней.

В последние годы таких возможностей заметно прибавилось за счет грантовой поддержки организаций, чья деятельность направлена на развитие детских способностей и вовлечение детей в творческий процесс.

Так, например, 18 апреля стартовал специальный конкурс Президентского фонда культурных инициатив на предоставление грантов для реализации проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий.

Особое внимание организаторы «президентского» конкурса уделяют проектам, которые направлены на поддержку и развитие детских талантов в самых разных сферах, включая общеобразовательную, творческую, спортивную.

Среди победителей прошлых конкурсов – детский хор, подростковая творческая лаборатория «Говорю о семье», мастерская по плетению кружева, музыкальная сказка, экскурсионный проект «По улицам старого города», иммерсивный театр кукол и многие другие.

Как видим, современный мир предоставляет массу возможностей для того, чтобы наши дети могли развивать свои способности, таланты и навыки. И именно мы, родители, должны помочь им раскрыться, чтобы идти дальше по этому увлекательному и непростому пути. А для этого важно хорошо знать своих детей и доверять им, не забывая при этом опираться на законы детской психологии.



Список литературы

1. Говард Гарднер. Структура разума: теория множественного интеллекта / пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. - 512 с.
2. Как раскрыть талант у ребенка сайт
3. Как распознать способности и таланты ребенка и развить их? сайт
4. Одаренные дети / под общ. ред. Г. В. Бурменской, В. А. Слуцкого. М. Прогресс, 1991. 376 с.
5. Откуда берутся таланты: генетика, родители, учителя и усилие сайт
6. Раскрытие талантов как важный этап развития ребенка сайт
7. Стартовал прием заявок на спец конкурс от президентского фонда культурных инициатив сайт
8. Этапы второго конкурса 2022 года https://фондкультурныхинициатив.рф/

Комментарии
Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
M*** Katarina
M*** Katarina
Бесспорно — если у ребенка есть способности от рождения, то их необходимо развивать. Для этого существуют разные школы, кружки, занятия… Конечно, при этом надо понимать, что талант и одаренность — это разные понятия. В любом случае, ребенку надо протягивать руку помощи. У моего сына лингвистический интеллект. Я стараюсь развивать его в этом направлении. Мои помощники в этом — эваларовские мишки омега-3. Благодаря им у ребенка есть возможность попробовать то, что еще вчера он считал невозможным.