Однако порой происходит так, что школьник «перерастает» свою школу. Это чревато снижением интереса к учебе, низкой успеваемостью и психологическим дискомфортом. По каким признакам и фразам-маячкам можно определить, что ребенок и школа уже не подходят друг другу?
№1. Школьник теряет мотивацию
У ребенка всегда должен быть стимул для действий, побуждающий его учиться, узнавать новое, решать сложные задачи. Мотивация – мощная движущая сила, которую, в том числе, ребенок получает и в школе. Но если с механизмом, который производит эту силу, что-то происходит, ученик теряет стимул.№2. Ребенку скучно в школе
Нам было так интересно… У детей горят глаза, когда они рассказывают о том, что было в школе. К примеру, проходя ту или иную тему, педагог рассказал интересный факт. Если же уроки выглядят как «открыли учебники и решаем задачу №125», творческие и активные дети, которые хотят узнавать новое в большом объеме, быстро перегорают и теряют к школе интерес.
№3. Нет дополнительных занятий, соответствующих интересам
В школьном расписании после уроков всегда отмечены занятия внеурочной деятельности. В зависимости от учебного заведения это могут быть кружки ЮИД (юный инспектор дорожного движения), робототехники, ритмики, спортивные… Подвох в том, что название порой интереснее контента. К примеру, школьники больше пишут в тетрадях, чем изучают на практике. Захочет ли ребенок посещать такую «внеурочку»? Вряд ли. И он позавидует другу, который учится в школе, где такие занятия проводятся интереснее.№4. Теряет интерес к любимым предметам
Чаще всего родители передают детям интерес к своим любимым предметам. Мама – большая поклонница истории, способна увлечь ребенка интересным рассказом о событиях, которые происходили, к примеру, в Древнем Египте. А папа, который отлично разбирается в химии, помогает ребенку разложить формулы на интересные реакции, происходящие с веществами. Однако ребенок перерастет школу, если преподаватель будет формально подходить к преподаванию и потушит искру интереса.№5. Готов к сложным задачам, но вынужден равняться на большинство учеников в классе
«Я уже все понял на первом уроке, когда начали проходить уравнения с двумя неизвестными, а мы топчемся на этой теме уже несколько дней. Мне скучно», — жалуются дети, выполняя вновь и вновь похожее на вчерашнее домашнее задание. Способный ребенок выгорает, если изо дня в день вместо того, чтобы развиваться и расти над собой, он буквально топчется на месте.№6. Нет друзей-единомышленников
«Мне не о чем с ними разговаривать…» И эту фразу можно услышать от школьника, который явно отличается от своих одноклассников по уровню интеллектуального развития.
№7. Отсутствует контакт с учителем
Увлеченный работой учитель способен разглядеть школьников с потенциалом. Талантливые дети рады участию в олимпиадах, конференциях, творческих и научных проектах. Однако если нет налаженной связи с педагогом, способный ребенок начнет «тухнуть».
№8. Ищет причину, чтобы пропустить уроки
«А все равно не будет ничего интересного…» Эта фраза, которую можно услышать от ребенка, должна стать «маячком» для родителей по поиску нового учебного заведения.№9. Избегает разговоров о школе
Внимательные родители обычно задают вопросы о том, как прошел день в школе. Если чадо постоянно отделывается фразой «ничего интересного», это также повод пристальнее присмотреться к учебному заведению.№10. Начинает отставать в учебе
Способный ребенок, который готов к решению задач повышенной сложности, дополнительным заданиям олимпиадного характера, попадая в среду, ориентированную на «средних» школьников, начинает выгорать. У него нет достойного соперника в хорошем смысле этого слова, с кем хотелось бы соревноваться. Слабый класс подобен болоту, которое затягивает в трясину талантливых школьников. И если не обратить на это внимание вовремя, ребенок может потерять интерес к учебе.…Анамнез школьника, который «перерастает» школу, составлен. Какими характеристиками должно обладать учебное заведение, в котором талантливые дети, напротив, растут над собой на каждом уроке?
- Объединять традиции отечественного образования и современной методики.
- Переключать детей с одного алгоритма мышления на другой.
- Стимулировать ребенка двигаться к большей сложности и большей самостоятельности.
- Наращивать одаренность, а не растрачивать способности школьников.
Подобный опыт успешно демонстрируют в школе-пансионе «Летово», расположенной в Новой Москве. Это учебное заведение заняло второе место1 в рейтинге лучших частных IB школ мира по версии Global Top IB Schools, получив 43 балла при максимальном количестве – 45.
Успех «Летово» способен вдохновить педагогическое сообщество. «В соответствии с поручением президента, Россия должна войти в десятку стран по качеству школьного образования, — отметил2 министр просвещения РФ Сергей Кравцов. — И уже многое сделано – по качеству начальной школы мы занимаем первое место в мире. Важно, что в Летово используются стандарты отечественного образования и в дополнение к ним создана среда, которая позволяет развить талант каждого школьника».
По словам главы ведомства, опыт школы Летово будет использован для подготовки учителей, которые будут работать в новых школах.
«Идея заключается в том, чтобы брать в школу детей не по конкурсу или отбору, а тех, кто хочет идти в эту школу, и сделать так, чтобы эти ученики достигли самого высокого результата – на это и нацелена вся наша система», — подчеркнул Сергей Кравцов.
Источники:
1. Global Top IB Schools сайт
2. Московская школа «Летово» стала второй в международном рейтинге частных школ сайт