Телевизор многие называют членом семьи. Иногда его включают в фоновом режиме или вечером, когда все собираются дома. Эксперты в разных странах давно изучают влияние работающего телевизора на состояние психического и физического здоровья домочадцев.
Факт №1. Заменяет способ получения информации об окружающей среде
Речь о неконтролируемом использовании. Что об этом говорит популярный детский врач Евгений Комаровский:
С экраном (не имеет значения, с каким — телевизора, смартфона, планшета) связано огромное количество проблем. Особенно в первые два года жизни ребенка. Принципиально меняется способ получения информации об окружающей среде.
Прежде всего, ребенок получает информацию совершенно неестественным способом: он сидит и смотрит в одну точку. Кроме того, у ребенка отсутствует социальное взаимодействие. А это основа основ изучения мира, когда он обращается к кому-то и получает ответную реакцию.
Серьезная проблема состоит и в том, что нормальные действия предметов не улавливаются через экран. К примеру, на экране мячик не отскакивает, а потом куда-то исчезает.
И с этим всем связаны реальные проблемы: ожирение, психические расстройства, нарушения сна, привыкание.
Доктор Комаровский призывает родителей сокращать экранное время для детей.
Если это невозможно, постарайтесь сделать так, чтобы рядом был взрослый человек, который будет комментировать и объяснять то, что происходит на экране, — отмечает эксперт.
Факт №2. Изменяет анатомическую структуру мозга ребенка
В 2013 году группа исследователей из Университета Тохоку в Японии под руководством нейробиолога Хикару Такеучи впервые опубликовала результаты исследования, в ходе которого изучали работу мозга 290 детей в возрасте от пяти до 18 лет. Ученые учитывали и экранное время.
Эксперты обнаружили, что чем чаще дети смотрели телевизор, тем больше становились их гипоталамус, перегородка, сенсомоторная и зрительная кора головного мозга. Эти области вовлечены во множество процессов, включая эмоциональные реакции, возбуждение, агрессию и зрение.
С помощью томографии мозга удалось увидеть утолщение в области лобной доли, лобно-полярной коры, которая снижает вербальную способность. Тестирование подтвердило, что показатели вербального IQ, которые измеряют словарный запас и языковые навыки, снижались пропорционально количеству часов, которые дети провели у экрана телевизора. Изменения в мозговой ткани происходили независимо от пола и возраста ребенка, а также доходов его семьи.
Факт №3. Провоцирует развитие депрессии
Японские ученые под руководством нейробиолога Хикару Такеучи пришли и к другому выводу — с каждым дополнительным часом просмотра телевизора в детстве вероятность развития симптомов депрессии увеличивается на 8%.
Факт №4. Повышает риск антисоциального поведения
Криминалисты из Университета Небраски в Омахе и Университета штата Флорида проанализировали поведение учащихся средних и старших классов, чтобы найти связь между просмотром телепередач и рядом факторов, таких как антиобщественное поведение и лишение свободы за различные преступления.
Исследователи наблюдали поведении почти 15 000 подростков и молодых людей в возрасте от 18 до 26 лет. Пришли к выводу: те, кто больше смотрели телевизор в раннем подростковом возрасте, были с большей вероятностью демонстрировали антиобщественное поведение.
Факт №5. Лишает социального взаимодействия
Психологи отмечают, что телевизор рискует заменить людям социальное взаимодействие. Они предпочитают сериалы и шоу-программы живому общению с людьми.
Проведение большого количества времени перед телевизором лишает людей социального общения, что также способствует плохим результатам для здоровья, — комментирует исследователь физической активности из Института сердца и диабета Baker IDI доктор Бриджит Линч.
Фото: Depositphotos
2. Расширяет кругозор ребенка. Солнце — это звезда, Земля — планета. А Смешарики Пин-код вообще заменяют курс физики за 5 класс как минимум.
3. Приучает к классике. Сначала мы посмотрели Эмиль из Лениберги. А потом почитали. Сначала мы посмотрели Алиса в зазеркалье, а теперь Алиса уже сама читает эту книгу.