Цветное путешествие: как научить детей различать цвета

320
0
2

С первых минут жизни младенец умеет приспосабливаться ко всему новому в пространстве. Окружающий мир с его красками, яркими и не очень, становится для него основным источником информации. Для дальнейшего развития детям необходимо ориентироваться в многообразии живой и неживой природы, различных предметов и вещей.

Если в первые дни жизни из-за особенностей  зрительной системы кроха видит все как в тумане, то к трем годам, благодаря ее развитию,  он умеет различать основные базовые цвета (красный, зеленый, желтый и синий). К семи годам, когда завершаются все этапы развития зрения,  он уже должен знать практически все цвета и оттенки.

Для того, чтобы малышу было комфортнее осваивать новые знания, на помощь должны придти родители. Мама может самостоятельно и быстро научить кроху различать не только красный и зеленый, но и голубой, оранжевый и прочие цвета и оттенки.

Первый цвет: красный

Самый первый цвет, который учится различать кроха, красный. Это происходит в первые 2–3 месяца жизни. В зрительной системе малыша самыми первыми начанают работать специальные элементы сетчатки глаза (колбочки), которые чувствительны к длинноволновым частям цветового спектра. И самой длинной спектральной волной обладает как раз красный цвет. Чуть позже к нему добавится желтый, благодаря подобным характеристикам.

Именно поэтому во всех методиках для малышей красный цвет рекомендуют начинать изучать самым первым. Да и игрушки малышам до шести месяцев советуют покупать именно красного и желтого цветов, только немного, не более пяти и разного размера и формы. Тогда малыш может постепенно изучить  знакомые ему цвета.

Ну а если ваш малыш подрос и ему уже есть 2–3 года, можно с помощью наших советов помочь ему узнать и понять другие цвета.

Способ первый и самый ненавязчивый: разговаривайте с ребенком

Собственно, эта методика так и называется: ненавязчивого обучения. Везде, где только можно, называйте цвета чего угодно: одежды, продуктов, машин и пр.

Лучше  начинать с предметов, которые имеют относительно постоянный цвет: травка – зеленая, лимон – желтый, забор рядом с домом синий. А вот яблоко, например, оно может быть и зеленым, и красным и желтым. Его оставим до того момента, когда ребенок уже будет сориентирован в мире цвета.

Так же со всем остальным. Например,  когда листаете книги, начинать называть цвета следует с тех животных и птиц, которые имеют постоянный однотонный цвет – цыпленок – желтый, крокодил – зеленый. А вот котик он в одной книжке белый, в другой, рыжий, в третьей черный. Как и в жизни, поэтому цвет кота, так же как цвет яблока, отложим «на потом», – советует Виолетта Лифорт, детский психолог, автор игр и тренер детских программ.

Помните, что у крохи как раз в этом возрасте начинает развиваться ассоциативное мышление и поэтому он легко может придти к мысли, что если его конкретный мяч синего цвета, то все мячи – непременно синие. Поэтому надо сразу пояснить, что это не так.

Фото эксперта из личного архива 
Фото эксперта из личного архива 

Хорошая возможность для закрепления названий цветов – детская одежда. Она, как правило, ярких цветов и маме рекомендуется называть их во время переодевания. Предоставьте право выбора малышу, но с условием, что он сам назовет цвет одежды: желтое платье, синие штаны. То же самое можно проделывать с игрушками.

Важно! Начинайте всегда и везде с однотонных простых цветов, так быстрее и удобнее для крохи, – предлагает Виолетта Лифорт.

Способ второй и самый художественный: рисуйте, рисуйте!

Подойдет любой вариант – малыш может рисовать самостоятельно или вместе с мамой, а, может,  даже мама вместо него нарисует. Это интересно всем детям, да и взрослым тоже.

Изучение цвета во время рисования – это не основная и не первостепенная задача. Ребенок запоминает цвет как-бы «попутно», поэтому следует просто называть цвет, каким происходит рисование в данный момент, но делать на этом основной акцент, –  рекомендует Виолетта Лифорт.

Но не стоит недооценивать терапевтический эффект от рисования: это и формирование  чувство ритма, развитие мелкой молорики, и умение сочетать действие с помощью карандаша и одновременную работу зрительного аппарата.

Способ третий и самый креативный: весь день посвятите одному цвету

Заранее подготовьтесь и поищите какие-нибудь предметы нужного цвета: одежду, игрушки, что-нибудь из еды. Если это по каким-нибудь причинам сложно – всегда можно надуть воздушный шар и закрепить его возле любимого места вашего малыша.

 А дальше все зависит от вашей фантазии: придумайте с ним сказку, в которой главный герой – желтый цыпленок или синий цветок. Нарисуйте вместе картинку по мотивам сказки. Или пуститесь в воображаемое путешествие на опушку леса и найдите там коричневую бабочку или даже серого волка. Пусть малыш в детских книжках найдет их изображения.

Поощряйте желание ребенка рассказать об этих сказках и путешествих папе или бабушке, покажите рисунки, не забывая попросить упомянуть о «правильном» цвете.

Однако, если мы говорим про возраст 2–3 года, ребенок не может в течении дня быть сфокусирован на чем-то определенном. Да, акцент на один цвет сделать можно, но если вечером он решит поиграть в синий мяч или надеть красные штаны, а изучаете вы сегодня зеленый, не стоит запрещать и говорить «нет, у нас сегодня зеленый день, поэтому вот тебе зеленый мячик играй», – предупреждает эксперт.

Способ четвертый и самый логичный: используйте любой предлог, чтобы научить малыша

Если вы просите его убраться в комнате, порекомендуйте вначале сложить в нужное место игрушки красного цвета. Посмотрите вместе в окно и поищите красные машины. То же самое: книжки, картинки, одежда... – везде ищем нужный цвет.

Способ пятый и самый неожиданный: учите ребенка различать оттенки уже сейчас

Не стоит вместо розового оттенка называть красный – так легко можно запутать малыша. Пусть он вначале запомнит, что цветы могут быть и красными и розовыми. А уже упомянутые тут котята и черными, и серыми.

В 3–4 года можно показать малышу, что бывает, если смешать разные цвета красок. Но запомнить комбинации бывает сложно, так что не требуйте сразу результата.

Важно: количество оттенков в цветовом спектре бесконечно, а их названия и количество всего лишь некая величина, которая обусловлена культурными  традициями. Так что не стоит требовать от малыша быстро выучить оттенки.

Способ шестой, развивающий: купите настольные игры и тематические игрушки

Но только не гаджеты: когда ребенок видит гаджет, там ещё сложнее, чем когда рисует – другие механизмы запускаются, и изучение цвета – очень опосредовано в этот момент, – предупреждает Виолетта Лифорт.

Купите самые разные игрушки с деталями разных цветов, настольные игры, конструкторы – их сейчас великое множество.

Хороши для изучения цвета карточки Домана. Там написана очень простая инструкция как лучше их использовать.

И напоследок. Часто родители теряются и не знают, когда же начинать знакомить кроху с миром цветов и оттенков. Рекомендуют начинать изучать цвета с годовалым малышом. Но надо иметь в виду, что запоминать и отличать крохи начинают только с 2–3 лет,  т. к. именно в этот период проявляется активный познавательный интерес.

Начинайте рассказывать ребенку про цвета задолго до того, как он заговорит. Часто бывает так, что ребенок начинает различать цвета раньше, чем научится из называть.

 

Фото на анонс:  Depositphotos

0
Ещё по теме
Есть вопросы или хотите обсудить данную тему?
Напишите все, что вас интересует в комментариях
Комментарии 2
Леся
Здравствуйте, не знаю, кто и во сколько должен) моя дочь в 9 месяцев ползала за колечком нужного цвета из пирамидки со всеми цветами радуги)) сын более ленивый, но мы стараемся и он глазками смотрит на нужный цвет ) годик
Алина
В 2 года ребёнок уже должен показывать три цвета (красный, синий.зелёный ), Покажи красный.покажи зелёный, в 3 года называть цвета.Скажи какой это цвет? И показывать красный кубик например, в 3 года.тоже в норме три цвета, перегружать не нужно раньше трёх лишними цветами, Это нормы психического развития.Это мнение детской нейропсихологии