С первых минут жизни младенец умеет приспосабливаться ко всему новому в пространстве. Окружающий мир с его красками, яркими и не очень, становится для него основным источником информации. Для дальнейшего развития детям необходимо ориентироваться в многообразии живой и неживой природы, различных предметов и вещей.
Если в первые дни жизни из-за особенностей зрительной системы кроха видит всё как в тумане, то к трём годам, благодаря её развитию, он умеет различать основные базовые цвета (красный, зелёный, жёлтый и синий). К семи годам, когда завершаются все этапы развития зрения, он уже должен знать практически все цвета и оттенки.
Для того, чтобы малышу было комфортнее осваивать новые знания, на помощь должны придти родители. Мама может самостоятельно и быстро научить кроху различать не только красный и зеленый, но и голубой, оранжевый и прочие цвета и оттенки.
Первый цвет: красный
Самый первый цвет, который учится различать малыш, – красный. Это происходит в первые 2–3 месяца жизни. В зрительной системе малыша самыми первыми начинают работать специальные элементы сетчатки глаза (колбочки), которые чувствительны к длинноволновым частям цветового спектра. И самой длинной спектральной волной обладает как раз красный цвет. Чуть позже к нему добавится жёлтый, благодаря подобным характеристикам.
Именно поэтому во всех методиках для малышей красный цвет рекомендуют начинать изучать самым первым. Да и игрушки малышам до шести месяцев советуют покупать именно красного и жёлтого цветов, только немного, не более пяти и разного размера и формы. Тогда малыш может постепенно изучить знакомые ему цвета.
Ну а если ваш малыш подрос и ему уже есть 2–3 года, можно с помощью наших советов помочь ему узнать и понять другие цвета.
Способ первый и самый ненавязчивый: разговаривайте с ребёнком
Собственно, эта методика так и называется: ненавязчивого обучения. Везде, где только можно, называйте цвета чего угодно: одежды, продуктов, машин и прочего.
Лучше начинать с предметов, которые имеют относительно постоянный цвет: травка – зелёная, лимон – жёлтый, забор рядом с домом – синий. А вот яблоко, например, оно может быть и зелёным, и красным, и жёлтым. Его оставим до того момента, когда ребёнок уже будет сориентирован в мире цвета.
Так же со всем остальным. Например, когда листаете книги, начинать называть цвета следует с тех животных и птиц, которые имеют постоянный однотонный цвет: цыплёнок – жёлтый, крокодил – зелёный. А вот котик, он в одной книжке белый, в другой – рыжий, в третьей – чёрный. Как и в жизни, поэтому цвет кота, так же, как цвет яблока, отложим «на потом», – советует Виолетта Лифорт, детский психолог, автор игр и тренер детских программ.
Помните, что у крохи как раз в этом возрасте начинает развиваться ассоциативное мышление и поэтому он легко может придти к мысли, что если его конкретный мяч синего цвета, то все мячи – непременно синие. Поэтому надо сразу пояснить, что это не так.
Хорошая возможность для закрепления названий цветов – детская одежда. Она, как правило, ярких цветов, и маме рекомендуется называть их во время переодевания. Предоставьте право выбора малышу, но с условием, что он сам назовёт цвет одежды: жёлтое платье, синие штаны. То же самое можно проделывать с игрушками.
Важно! Начинайте всегда и везде с однотонных простых цветов, так быстрее и удобнее для крохи, – предлагает Виолетта Лифорт.
Способ второй и самый художественный: рисуйте, рисуйте!
Подойдёт любой вариант – малыш может рисовать самостоятельно или вместе с мамой, а, может, даже мама вместо него нарисует. Это интересно всем детям, да и взрослым тоже.
Изучение цвета во время рисования – это не основная и не первостепенная задача. Ребёнок запоминает цвет как бы «попутно», поэтому следует просто называть цвет, каким происходит рисование в данный момент, но делать на этом основной акцент, – рекомендует Виолетта Лифорт.
Но не стоит недооценивать терапевтический эффект от рисования: это и формирование чувство ритма, развитие мелкой молорики, и умение сочетать действие с помощью карандаша и одновременную работу зрительного аппарата.
Способ третий и самый креативный: весь день посвятите одному цвету
Заранее подготовьтесь и поищите какие-нибудь предметы нужного цвета: одежду, игрушки, что-нибудь из еды. Если это по каким-нибудь причинам сложно – всегда можно надуть воздушный шар и закрепить его возле любимого места вашего малыша.
А дальше всё зависит от вашей фантазии: придумайте с ним сказку, в которой главный герой – жёлтый цыпленок или синий цветок. Нарисуйте вместе картинку по мотивам сказки. Или пуститесь в воображаемое путешествие на опушку леса и найдите там коричневую бабочку или даже серого волка. Пусть малыш в детских книжках найдёт их изображения.
Поощряйте желание ребёнка рассказать об этих сказках и путешествих папе или бабушке, покажите рисунки, не забывая попросить упомянуть о «правильном» цвете.
Однако, если мы говорим про возраст 2–3 года, ребёнок не может в течение дня быть сфокусирован на чём-то определённом. Да, акцент на один цвет сделать можно, но если вечером он решит поиграть в синий мяч или надеть красные штаны, а изучаете вы сегодня зелёный, не стоит запрещать и говорить «нет, у нас сегодня зелёный день, поэтому вот тебе зелёный мячик, играй», – предупреждает эксперт.
Способ четвёртый и самый логичный: используйте любой предлог, чтобы научить малыша
Если вы просите его убраться в комнате, порекомендуйте вначале сложить в нужное место игрушки красного цвета. Посмотрите вместе в окно и поищите красные машины. То же самое: книжки, картинки, одежда... – везде ищем нужный цвет.
Способ пятый и самый неожиданный: учите ребёнка различать оттенки уже сейчас
Не стоит вместо розового оттенка называть красный – так легко можно запутать малыша. Пусть он вначале запомнит, что цветы могут быть и красными, и розовыми. А уже упомянутые тут котята – и чёрными, и серыми.
В 3–4 года можно показать малышу, что бывает, если смешать разные цвета красок. Но запомнить комбинации бывает сложно, так что не требуйте сразу результата.
Важно: количество оттенков в цветовом спектре бесконечно, а их названия и количество всего лишь некая величина, которая обусловлена культурными традициями. Так что не стоит требовать от малыша быстро выучить оттенки.
Способ шестой, развивающий: купите настольные игры и тематические игрушки
Но только не гаджеты: когда ребёнок видит гаджет, там ещё сложнее, чем когда рисует – другие механизмы запускаются, и изучение цвета очень опосредовано в этот момент, – предупреждает Виолетта Лифорт.
Купите самые разные игрушки с деталями разных цветов, настольные игры, конструкторы – их сейчас великое множество.
Хороши для изучения цвета карточки Домана. Там написана очень простая инструкция, как лучше их использовать.
И напоследок. Часто родители теряются и не знают, когда же начинать знакомить кроху с миром цветов и оттенков. Рекомендуют начинать изучать цвета с годовалым малышом. Но надо иметь в виду, что запоминать и отличать крохи начинают только с 2–3 лет, так как именно в этот период проявляется активный познавательный интерес.
Начинайте рассказывать ребёнку про цвета задолго до того, как он заговорит. Часто бывает так, что ребёнок начинает различать цвета раньше, чем научится из называть.