Дети

Личный опыт: за 2 месяца «разговорила» ребенка, который молчал 3 года

58
0
0

Автор статей

Родители всегда понимают своих детей. Кроха может произносить непонятные для других людей звуки, но папа и мама будут точно знать: просит пить, устал, нужна машинка, которая лежит в коробке, хочет зеленую лопатку. Как? Ну вот как-то получается… Когда такой малыш попадает в детский сад, ему нужны так называемые «переводчики». И хорошо, если воспитатель окажется профессионалом своего дела, сможет найти ключик к молчуну.

Подобным опытом делится воспитатель высшей категории, финалист областного конкурса «Воспитатель года Подмосковья» Оксана Голубева, сумевшая «разговорить» 3-летнего воспитанника детского сада.

С ним занимались в семье, но мальчик молчал. Ни дома не разговаривал, ни в детском саду — отмечает эксперт. —  Когда у ребенка хороший контакт с теми, кто близок к нему, он может подойти и показать на тот или иной предмет. «Ты это хочешь?», — спросит мама. И он кивнет.

Случается, что ребенок адаптирован в коллективе сверстников, обладает всеми навыками самообслуживания, понимает обращенную речь, но при этом не разговаривает, — поясняет невролог, эксперт телеканала «Доктор» Татьяна Соцкова. — При таком состоянии малыша необходимо показать неврологу. Доктор направит на дообследование к смежным специалистам (ЭЭГ, УЗИ и т.д.; логопедам, нейропсихологам, поведенческим терапевтам), если такая необходимость имеется. Исходя из полученных результатов исследований, будет понятна тактика ведения ребенка.

Комплексный подход — решение! И одна из его граней — определить интерес ребенка, чтобы через него разговорить. Как понять, что больше всего нравится крохе?

Смотрите, как и с чем он играет, — советует Оксана Голубева.

Такой подход эксперт применила к мальчику-молчуну, которые прекрасно обходился кивком головы и языком жестов три года, пока не пришел  в детский сад. А затем выяснилось, что он увлечен темой динозавров. У малыша была внушительная коллекция их фигурок.

Я в то время узнала много названий динозавров, кто из них хищник, кто травоядный, — вспоминает Оксана Голубева. — Выделила мальчику место, где мы создали с ним Юрский период: украсили стол деревьями, травой, фигурками динозавров. Поначалу я рассказывала интересное про то время,  а мальчик слушал. И вдруг наступил день, когда он меня поправил, когда неправильно назвала динозавра. Помню, это было сложное название, длинное…Я повторила за ним и продолжили игру. Мальчик был в «ситуации успеха», где именно он был ведущим, а я ведомым.

И вот так в течение двух месяцев мы играли в динозавров. Другие дети в группе тоже заинтересовались темой. Никто не портил наш парк Юрского периода. Всем он нравится. А мальчик, который увлекался динозаврами, показывал, как они ходят, какие звуки издают. У нас было максимальное погружение в мир его интереса. В результате ребенок заговорил.

Оксана Голубева подчеркивает, что путь от молчуна к болтунишке у каждого ребенка свой. И сравнивать его нельзя ни с кем. Однако концентрация на интересе — опыт, который  стоит применять. Родители должны включиться в игру. Дети очень любят моменты, когда взрослые задают им вопросы про их интерес. 

Эксперт предостерегает мам, мечтающих о том, чтобы ребенок заговорил, от проявления бурного восторга, когда это произойдет.

Малыш ранее молчал, и вдруг сказал что-то… У взрослых шок. Не надо его пугать своей реакцией! Можно улыбнуться, погладить и сказать «как приятно слышать от тебя такие слова». И у ребенка закрепится модель: «мама хорошо отреагировала». И он будет стремится к этому вновь.

В желании запустить речь ребенка через концентрацию на его интересе, воспитатель высшей категории подчеркивает, что родителям важно обратить внимание еще и на то, созидатель их малыш или разрушитель. К примеру, ребенок играет в машинки. Созидатель будет строить гаражи, дороги, эстакады, парковки. Разрушитель будет сталкивать машинки друг с другом. И ругать его не надо, правильнее стимулировать интерес к тому, чтобы ребенок научился анализировать: а ведь большие сильные машинки могут и другое… Например, копать большие ямы, перевозить другие тяжелые машины.

Важно переключить вектор на созидание, — отмечает Оксана Голубева.

Ранее мы рассказывали о том, как выглядит максимальная включенность родителей в процесс «запуска» речи у ребенка.

Все фото:  Depositphotos

0
Ещё по теме
Есть вопросы или хотите обсудить данную тему?
Напишите все, что вас интересует в комментариях
Комментарии 0