Невролог пояснил, почему ребенок поздно начинает говорить

199
1
0

«Ваш уже заговорил? Нет? А наш уже вовсю болтает», — иногда хвастаются родители успехами ребенка. Папы и мамы, дети у которых молчуны, начинают волноваться. «Доктор, что-то не так?», — отправляются они к врачам. Вопрос о том, почему ребенок поздно начинает говорить, мы адресовали неврологу, эксперту телеканала «Доктор» Татьяне Соцковой.

Давайте для начала рассмотрим понятие нормы, — поясняет доктор. — Если вы думаете, что у специалистов, консультирующих детей с задержками речевого развития, существуют единые критерии оценки состояния речевого развития, то это не совсем так. «Норма» меняется вместе с поколениями людей. Поэтому то, что считалось нормой 40-60 лет назад, трудно применить к современным детям.

  Пресс-служба эксперта
Пресс-служба эксперта

Какие причины могли повлиять на задержку в развитии речи?

В основе учения о темпераментах лежит понимание двух основных процессов высшей нервной деятельности: возбуждения и торможения. И для различных типов темпераментов соотношение этих двух процессов будет отличаться. Поэтому у детей с различными типами нервной деятельности навыки формируются в разные сроки, — подчеркивает доктор.

Возбудимость — это свойство нервной системы реагировать на внешние раздражители. Когда количество стимулов, приходящих в нервную систему ребенка адекватно, то головной мозг и, в том числе речевые зоны коры головного мозга, развиваются гармонично. Если же количество раздражителей избыточно, а нервная система ребенка ввиду особенностей темперамента или внешних факторов подвижна и ослаблена, появляется риск повышенной возбудимости нервной системы. Это может негативно сказаться на созревании корково-подкорковых структур, в том числе и с риском задержки речевого развития.

Ключевыми избыточными раздражителями нервной системы для ребенка являются различные гаджеты: телевизоры, планшеты, телефоны. Такая чрезмерная нагрузка на сенсорные системы может критично нарушить баланс возбуждения-торможения в нервной системе, лишив малыша возможности (за счет торможения) усвоить новую информацию и научиться чему-либо. 

Мы сейчас рассматривали одну из ведущих причин задержки речевого развития у условноздоровых детей, но нужно понимать, что если у ребенка есть различные другие проблемы создоровьем (пороки развития, генетические синдромы, заболевания обмена веществ и т.д.) они также могут сопровождаться ЗРР. По опыту, нормализация общего состояния ребенка ведет, в том числе, и к улучшению речевого развития.

Маячки задержки речевого развития

Когда начинать нервничать родителям и бить тревогу? На первом году жизни я бы обратила внимание на:

  • отсутствие звукового сосредоточения у ребенка, монотонный плач и гуление — малоэмоционально окрашенные;
  • отсутствие реакции на громкие звуки.
  • В более позднем возрасте, ближе к году:
  • отсутствие реакции на собственное имя при сохранении реакции на звуки и наличии звукового сосредоточения.

При таких признаках необходимо исключить проблемы с органом слуха на различных уровнях (восприятие и проведение).

Не стоит паниковать, если ребенок до года сначала начал произносить различные слоги, простые слова, а потом в какой-то момент замолчал. Обычно это связано с «синдромом обкрадывания» — малыш переключился на овладение новым навыком. Например, учится стоять у опоры или ползать. Это не является признаком «отката» в развитии. Вероятно, через пару недель ребенок «вспомнит», как говорить.

Другой тревожный момент: если ребенок реагирует на звуки, но на свое имя не откликается или откликается не всегда, избегает зрительного и тактильного контакта, сложно взаимодействует со сверстниками, имеет некоторые особенности в поведении, то мы можем предполагать здесь особенности развития эмоционально-волевой сферы. Необходимо незамедлительно обратиться к неврологу.

Случается, что ребенок адаптирован в коллективе сверстников, обладает всеми навыками самообслуживания, понимает обращенную речь, но при этом не разговаривает. При таком состоянии малыша также необходимо показать неврологу для принятия решения о дальнейшей тактике ведения.

Как помочь ребенку заговорить? С чего начинать работу?

Первично необходимо понять, на каком уровне нервной системы ребенка произошла «поломка». Для оценки тяжести состояния следует пройти обследование у невролога. Доктор направит на дообследованные к смежным специалистам (ЭЭГ, УЗИ и т.д.; логопедам, нейропсихологам, поведенческим терапевтам), если такая необходимость имеется. Исходя из полученных результатов исследований, будет понятна тактика ведения ребенка.

Важный момент: необходима максимальная включенность родителей в процесс «запуска» речи у ребенка. Зачастую, чтобы он заговорил, элементарно не хватает потребности — это вопрос вербальной коммуникации в семье. Если ребенок не видит и не слышит, что в семье люди разговаривают, он не понимает, что ему тоже нужно говорить. С ребенком необходимо разговаривать:

  • рассказывать, что вы видите на прогулке и дома;
  • описывать предметы;
  • читать книги;
  • не включать гаджет или телевизор для обучения новым словам, так как их звуки для ребенка в раннем возрасте — белый шум, не более того. Он не воспринимает их равнозначно живой человеческой речи.

Безусловно, взаимодействие с опытными специалистами, обученными различным методикам помощи ребенку, также могут помочь. Но ключевым фактором все-таки является среда и окружение: чем больше вы будете вовлечены в процесс, тем выше шансы у ребенка заговорить. 

А вот наша подборка самых неожиданных первых слов детей. Это не «мама» и «папа»!..

В каком возрасте ваш ребенок начал разговаривать?

Читайте также:

Все фото: Depositphotos

1
Ещё по теме
Есть вопросы или хотите обсудить данную тему?
Напишите все, что вас интересует в комментариях
Комментарии 0