Обучение

Не только грамотно, но и выразительно: учимся писать сочинения

2021
1
1

Вопрос о том, как писать сочинения, мучает уже не одно поколение школьников. Как показал негативный опыт рубежа тысячелетий, попытки отказа от этой уникальной формы, соединяющей элементы обучения и контроля, самым отрицательным образом сказываются на качестве речи выпускников, поэтому мечтать о «чудесном» исчезновении сочинений из образовательного пространства – не в интересах самих учащихся. Ведь способность связно, грамотно, ярко и выразительно излагать свои мысли необходима любому человеку, вне зависимости от сферы его интересов, не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Поэтому мучиться этим вопросом, скорее всего, придётся не только сегодняшним школьникам, но и их детям и внукам. Хотя зачем мучиться, если ответы уже существуют?

Как писать сочинения
Способность связно, грамотно, ярко и выразительно излагать свои мысли необходима любому человеку.

Жанры сочинений

Прежде, чем определиться с тем, как писать, очень важно понять, что, собственно, должно получиться в результате, по каким параметрам будет оцениваться предполагаемая работа. Дело в том, что самих разновидностей сочинений существует достаточно много. Некоторые из предъявляемых к ним требований (самостоятельность, соответствие заданной теме, логичность, орфографическая, пунктуационная и речевая грамотность) совпадают всегда, но некоторые могут быть кардинально различными, даже просто противоположными друг другу (большой или маленький объём, тяготение к субъективности или к объективности в манере изложения, к художественности, к документальности или к научности в стиле).

Жанр сочинение-миниатюра, что очевидно уже из названия, требует предельной лаконичности, «сжатости» мысли, и именно что отличник по литературе, привыкший приводить учителя в восторг работами на шесть-восемь-десять листов, может быть поставлен в тупик, впервые столкнувшись с этой разновидностью лицом к лицу, к примеру, на каком-нибудь городском литературном конкурсе или олимпиаде.

Школьник, часто писавший сочинения-характеристики и приученный к мысли о том, что нужно стараться быть максимально объективным в суждениях, скорее всего, испытает трудности, обнаружив при поступлении на факультет журналистики, что существует такой жанр, как сочинение-эссе, который как раз таки предполагает субъективность, эмоциональность, изложение своих индивидуальных впечатлений и размышлений, связанных с заданной темой.

Неимоверно хороши для развития творческого воображения подрастающих поколений и потому нужны и важны в школе сочинения-фантазии, когда детям нужно придумать свой финал для известного произведения или своё продолжение для него, взять интервью у литературного героя или написать ему письмо, попробовать сочинить свою сказку или даже стихотворный текст на заданную тему (последнее задание, кстати, предлагал в легендарном Царскосельском лицее пушкинский учитель словесности Николай Фёдорович Кошанский – и какого результата достиг!) и т.п. Однако весьма маловероятно, что высокие баллы за сочинение на ЕГЭ по русскому языку получит работа, написанная в стихах. Просто потому, что всё внимание юного автора будет поглощено непростой поэтической задачей и, скорее всего, невыполненными останутся обязательные требования. Как бы ни было экспертам жаль будущего Пушкина, они не смогут поставить ему дополнительные баллы за креативность, поскольку такого критерия оценивания формат ЕГЭ на данный момент попросту не предполагает.

Правила написания

Правила написания
Если ученик знает за собой склонность к многословию, ему стоит потренироваться в сокращении текстов.

Следует понять, что не существует одного-единственного, раз и навсегда заданного алгоритма написания для всех-всех-всех сочинений вообще. Каждый раз пишущий должен суметь выстроить его самостоятельно, опираясь на исходную формулировку задания. Как правило, она включает указание на желательный объём работы (количество страниц или слов), жанр (разновидность сочинения) и конкретную тему или несколько тем, предоставленных на выбор учащегося.

Учитывать объём

Обязательный объём письменных работ, как уже говорилось выше, величина непостоянная. По объёму отличаются друг от друга даже два самых важных для современного выпускника сочинения: итоговое сочинение, являющееся допуском ко всем единым государственным экзаменам вообще, и обязательный для всех учащихся ЕГЭ по русскому языку. Рекомендуемый объём для первого – 350 слов (допустимый минимум – 250, если в итоговом сочинении хотя бы 249 слов, проверяющий уже имеет право зафиксировать неудовлетворительный результат). Рекомендуемый объём для второго существенно меньше, поскольку помимо сочинения он состоит ещё из тестовой части, – это 150 слов (допустимый минимум также указан, это 70 слов; работа из 69 слов должна оцениваться на «ноль» баллов и считается невыполненной).

К сожалению, иногда случается так, что несчастные одиннадцатиклассники, начиная параллельно готовиться к обоим этим знаковым событиям, путаются в требованиях (или просто не принимают их всерьёз) и с лёгким сердцем сдают итоговые сочинения меньше необходимой нормы. Это не фатально, поскольку возможность пересдачи всегда предусмотрена, но, конечно же, не слишком приятно. Чтобы не оказаться в такой ситуации, необходимо, во-первых, быть предельно внимательными и стараться изначально разграничивать информацию об этих отчётных мероприятиях, а во-вторых – учиться самостоятельно регулировать объём своих сочинений, легко увеличивая его или сокращая по собственному желанию.

«Регулировка» объёма

Научиться свободной «регулировке» объёма могут помочь специальные упражнения.

Регулировка объёма
Если же, напротив, возникают трудности с написанием пространных текстов, нужно учиться «наращивать» объём.

Если ученик знает за собой склонность к многословию и мечтает о выразительной краткости, ему стоит потренироваться в сокращении текстов. Можно каждый день брать в одну руку любую книгу, стиль которой отличается некоторой избыточностью и витиеватостью, в другую – простой карандаш и на протяжении абзаца просто вычёркивать карандашом второстепенные члены предложения и вставные конструкции, без которых высказывание не теряет смысла, а затем перечитывать получившееся.

К примеру, в тексте присутствует объёмное высказывание типа «Неизбежная утрата “золотых снов” юношеских иллюзий и “сумеречный” душевный холод разочарования – таковы постоянные, регулярно повторяющиеся мотивы поэзии Евгения Абрамовича Баратынского, автора “Разуверения” и “Истины”, поэта, который, по словам его современника Н. Мельгунова, “возвёл личную грусть до общего философского значения, сделался элегическим поэтом современного человечества”». В итоге оно превращается в достаточно краткое предложение: «Утрата иллюзий и разочарование – постоянные мотивы поэзии Баратынского».

Если же, напротив, возникают трудности с написанием пространных текстов, нужно учиться «наращивать» объём предложения, подбирая синонимические ряды второстепенных членов, активно используя уточнения, распространённые причастные и деепричастные конструкции.

Например, есть исходный тезис: «”Евгений Онегин” – одно из самых известных произведений Пушкина». Если стоит цель увеличить количество слов, стоит задать к нему и отдельным его частям как можно больше вопросов: «А что ещё известно про произведение “Евгений Онегин”?», «Почему оно стало знаменито?», «Какие ещё произведения Пушкина столь же известны?», «Что я помню о самом Пушкине?» В результате в тексте сочинения может появиться следующий отдельный абзац: «Уникальный роман в стихах “Евгений Онегин”, по праву охарактеризованный знаменитым критиком Белинским как “энциклопедия русской жизни”, – это, наряду с повестью “Капитанская дочка” и поэмой “Медный всадник”, одно из самых известных произведений создателя отечественного литературного языка, великого поэта девятнадцатого столетия Александра Сергеевича Пушкина». Главное здесь – не запутаться со знаками препинания и опираться только на достоверную, хорошо знакомую информацию, которая не вызывает сомнений.

Определять жанр и тип речи

Жанр сочинения может не проговариваться специально, но подразумеваться, исходя из особенностей формулировки темы. Не стоит пугаться подобных ситуаций, это бывает только в тех случаях, когда речь идёт не о каких-либо относительно экзотических жанровых разновидностях (типа «театральная рецензия», «литературно-критический обзор», «эпистолярий» и т.п.), а о наиболее широко известных, тех, что, по сути, сводятся к триаде типов речи «повествование – описание – рассуждение».

К примеру, хрестоматийная формулировка «Как я провёл лето» предполагает жанр рассказа, в котором будет доминировать повествование о произошедших за лето событиях с вкраплениями отдельных описательных эпизодов.

жанр и тип речи
Итоговое сочинение предполагает опору, как минимум, на одно произведение художественной литературы.

Если было сказано: «Напишите сочинение по картине такой-то» или «Дайте характеристику литературному герою этакому», мимоходом уже прозвучали названия самых распространённых «описательных» вариантов школьного сочинения. Это значит, что нужно попытаться нарисовать свой аналог картины (психологического портрета) при помощи слов, в большом количестве используя эпитеты и не упуская из внимания никаких деталей.

Формулировки тем в виде вопросов, цитат или обобщающих понятий и их противопоставлений («Любовь в представлении современной молодёжи», «Правда и ложь в пьесе М. Горького “На дне”») требуют от ученика рассуждений. Пускаясь в них, никак не обойтись без вопросно-ответных конструкций («Что же такое любовь?» «Как отличить ложь от правды?») и обязательных аргументов в пользу избранной точки зрения («Любовь в представлении современной молодёжи не слишком отличается от любви в представлениях современников Шекспира, и я докажу это тем, что…»; «Горький воспевает правду и обличает ложь во всяческих её проявлениях, поскольку на страницах его пьесы мы видим…»).

Анализ тематических блоков итогового сочинения и требований к ЕГЭ по русскому языку показывает, что в основе обеих этих суровых форм отчётности также лежит рассуждение, которое, вероятнее всего, будет дополнено описательными и повествовательными эпизодами и в конечном счёте приобретёт синкретичный характер.

Как известно, итоговое сочинение в обязательном порядке предполагает литературоцентричность, то есть опору, как минимум, на одно произведение художественной литературы (хотя на практике гораздо чаще бывает на два или даже три). Это приводит к тому, что рассуждение над заданной проблемой включает в себя пересказ одного или нескольких эпизодов какого-либо шедевра литературной классики (повествование) или одну-две характеристики персонажей (описание).  

Сочинение же, которое является основной частью обязательного ЕГЭ, выстраивается по следующей столь же обязательной схеме:

  • сформулировать проблему предложенного для ознакомления текста (чаще всего, публицистического, реже – художественного или научного);
  • подтвердить наличие этой проблемы двумя примерами из исходного текста и продемонстрировать их связь между собой;
  • показать авторское отношение к проблеме;
  • согласиться или не согласиться с автором, аргументированно выразив собственное отношение к проблеме (приведя примеры из личного опыта, из мировой истории, художественной или публицистической литературы, кинематографа и т.д.).

В основном работа предполагает демонстрацию логики рассуждения. Однако примеры из исходного текста и примеры, аргументирующие собственную позицию, могут носить как повествовательный характер (рассказ о каких-либо событиях), так и описательный (характеристика кого-либо или чего-либо).

Понимать тему

Понимать тему
Понимание предложенной формулировки темы – это самый большой шаг на пути к успешному написанию сочинения.

Тема – предмет авторского осмысления и изображения, то, о чём идёт речь в тексте; не случайно с древнегреческого само это понятие переводится как «то, что положено в основу». Понимание предложенной формулировки темы – это, вероятно, самый большой шаг на пути к успешному написанию сочинения. К сожалению, порой случается так, что волнение и излишняя поспешность мешают адекватному восприятию.

Один школьник, невнимательно прочитав заглавие «Проблема отцов и детей в современной литературе», начинает лихорадочно писать про Чацкого и фамусовское общество, а другой, его сосед по парте, в качестве показательного примера по теме «Любовь к жизни: что это такое?» приводит самоубийственную любовь Ромео и Джульетты. Такого быть ни в коем случае не должно.

Формулировка темы всегда нуждается в самом внимательном прочтении и вдумчивом осмыслении. Не стоит бояться потратить на это несколько лишних минут, гораздо страшнее потратить зря вообще всё отведённое на сочинение время, написав нечто, заведомо ей не соответствующее.

Нельзя забывать, что существует и такой вариант работы, как «сочинение на свободную тему», когда ученик должен сформулировать её самостоятельно, и в этом случае очень важно суметь понять самого себя: свои предпочтения, увлечения, свой уровень знаний. Стоит задаться вопросом: «А о чём же я могу интересно и убедительно написать?» Помочь с ответом, как ни парадоксально, могут часы, к негодованию родителей проведённые подростком в интернете: ведь именно там простые обыватели превращаются в модных блогеров, которые отвечают на этот вопрос каждый день. Тревел-блогер – человек, любящий путешествовать и готовый поделиться впечатлениями от своих поездок; бьюти-блогер исследует на практике важную тему «Красота и здоровье»; зоо-блогер делится своими трогательными эмоциями от общения с домашним питомцем или питомцами… Разве это по сути своей не та же самая ситуация, не вариант «сочинения на свободную тему»?

Когда предлагается не сформулировать тему самостоятельно, а выбрать одну из нескольких, круг возможностей, конечно, уже, но учитывать собственные возможности, знания и интересы по-прежнему необходимо. Если все предложенные темы нужно рассматривать на определённом материале (к примеру, литературном, как в случае с итоговым сочинением), нужно как следует подумать и выбрать ту, которая наиболее удачно сочетается с хорошо знакомыми образцами этого материала (художественными произведениями).

Нельзя писать сочинения «по слухам», по непрочитанным книгам или непросмотренным фильмам, потому что всегда можно навлечь большой позор, случайно разоблачив собственное невежество. Лицемерные сожаления о смерти князя Андрея от руки лучшего друга Пьера под дубом на Куликовском поле или о том, что Герасим был вынужден застрелить любимую собачку, чтобы она не мучилась от неизвестной ветеринарам болезни, конечно, очень повеселят проверяющих, но это не помешает им поставить «неуд» не дрогнувшей рукой.

Составлять план

Составлять план
Многие школьники не любят составлять план к сочинению, считая это совершенно бессмысленной тратой времени.

Многие школьники не любят составлять план к сочинению, считая это лишней и совершенно бессмысленной тратой времени. Возможно, это связано с тем, что, когда происходит обучение этой процедуре, очень часто план как бы навязывается учителем извне, диктует школьнику, что именно он должен написать, возможно, не давая реализовать какие-то свои собственные творческие замыслы и потому внутренне раздражая. Нужно приучаться не механически копировать за учителем, а именно планировать самому, развивать свою собственную логику.

Антипатию к планированию необходимо преодолевать, поскольку именно наличие плана помогает организовать собственные мысли, «выстроить» композицию работы так, чтобы избежать неоправданных повторов и логических противоречий.

Чем подробнее план, тем проще, быстрее и эффективнее будет его реализация, однако если времени нет, можно ограничиться хотя бы обобщённой схемой.

Все пособия по написанию сочинений напоминают учащимся о существовании универсального плана из трёх частей:  

  1. Вступление – краткое обоснование темы и её значимости («Доброта – тема, имеющая непосредственное отношение к жизни каждого из нас, каждый мечтает о добром к себе отношении со стороны окружающих») или обозначение связанной с ней проблемы / круга проблем, демонстрация неоднозначности её восприятия («Что значит быть добрым? Почему возникают такие мрачные пословицы, как “не делай добра, не будет и худа”? Может ли доброта причинить вред? Можно ли обойтись без неё?»).
  2. Основная часть – раскрытие темы, изложение и обоснование собственных мыслей по её поводу; практически всегда она делится на более дробные смысловые части, что формально выражается в абзацном членении текста. Составление индивидуального плана важно, в первую очередь, для её продумывания и выстраивания.
  3. Заключение – выводы и обобщения, итог всего вышеизложенного, как вариант, выражение авторского отношения, если форма работы допускает субъективную оценку («Сама жизнь убеждает нас в том, что в человеческих отношениях нет ничего важнее доброты. Я хотел бы, чтобы все люди в мире были добрыми»).

Однако важно отметить, что встречаются и такие ситуации, когда универсальный план напрямую «не работает»: это некоторые редкие творческие формы сочинений, такие, как «дневниковые записи» или «сочинение-экскурсия».

Работать с черновиком

Работать с черновиком
Именно в процессе переписывания становится возможным взгляд на свою работу с позиции её читателя.

С нелюбовью к составлению планов может конкурировать только нелюбовь к написанию черновиков: их тоже воспринимают как ненужную трату времени. Но именно в процессе переписывания становится возможным взгляд на свою собственную работу как бы «со стороны», с позиции её читателя. Это позволяет увидеть ранее незамеченные ошибки, причём не только орфографические и пунктуационные, но и речевые, и логические, и даже содержательные.

Кроме того, ни одному человеку неприятно читать «грязный текст», изобилующий зачёркиваниями, вставками и исправлениями, такая работа труднее воспринимается и, даже вопреки желанию, вызывает внутреннее раздражение самим своим внешним видом, которое в процессе чтения будет только нарастать. Напротив, чистый аккуратный текст, написанный понятным почерком, вызывает симпатию и в целом положительный эмоциональный настрой. 

Запретить себе плагиат

Плагиат – умышленное присвоение себе чужого текста – относится к числу самых распространённых и самых грубых ошибок современных школьников. Казалось бы, действительно, зачем мучиться и что-то сочинять самому, если в интернете уже выложены сотни и даже тысячи отличных работ на заданную тему? Просто бери и от руки переписывай! Если учитель почему-либо не владеет современными информационными технологиями или просто слишком доверяет своим ученикам, такая ситуация, увы, может стать вполне привычной, обыденной и в итоге привести учеников к полному краху на итоговом сочинении и ЕГЭ по русскому языку. Там даже если чудом и удастся что-то списать с заранее припрятанного в туалете гаджета, плагиат будет обнаружен в ходе проверки независимыми экспертами и незамедлительно обличён. 

Да даже если оставить в стороне строгие правила итоговой аттестации, разве не важно для каждого человека учиться мыслить самостоятельно, а не бездумно копировать чужие идеи?

Фото: Freepik.com

1
Ещё по теме
Есть вопросы или хотите обсудить данную тему?
Напишите все, что вас интересует в комментариях
Комментарии 1
Юля
+