Обучение

Wow-эффект: 7 химических опытов для детей в домашних условиях

1002
20
1

Дети любят экспериментировать. И если родители помогают им в этом, можно в домашних условиях создать «химическую лабораторию». В подборке 7 мастер-классов, с помощью которых дети откроют для себя интересную науку — химию.

Чем еще хороши домашние химические опыты:

  • вдохновляют детей учиться;
  • прививают навык к осмотрительности при применении компонентов для опыта;
  • учат видеть новое в обычном.

 

Техника безопасности

Безопасность прежде всего! В мастер-классах используются бытовые материалы. Однако их  следует использовать с соблюдением мер предосторожности и только под присмотром взрослых. Иногда возникающая химическая реакция может вызвать раздражение кожи или глаз, опасной при проглатывании.

Следите за тем, что все потенциально опасные для детей средства находились в зоне, недоступной для юных химиков.

Перед началом опыта приобретите следующие материалы и инструменты:

  • Защитные очки
  • Перчатки

Итак, приступим!

Лава в банке

Возраст: опыт можно проводить с детьми в возрасте от 2-х лет.

Необходимые материалы:

  • Прозрачная стеклянная банка объемом 250 мл — 1 шт.
  • Вода — на ¼ от объема банки
  • Растительное масло — на  ¾ от объема банки
  • Лимонная кислота — 1 ч. ложка
  • Сода — 2 ч. ложки
  • Краситель — на кончике ножа (смешайте его с водой)

Как провести химический опыт:

  1. Налейте в банку воду.
  2. Сверху залейте растительное масло. Так как плотность у них разная, жидкости не смешиваются. Оставьте место в банке, не заливайте жидкости под горлышко.
  3. Добавьте краситель.  Здесь начинается интересное…  Краситель окрашивает масло. Оно становится ярким и начинает падать на дно. Крохотные капельки могут соединяться в большие.
  4. Затем смешайте лимонную кислоту и соду. Засыпьте эту смесь в банку.  Начнется реакция: все забурлит. Настоящий вулкан, где лава как будто живая.
  5. Если поставить банку под яркий свет или на фонарик, то получится лавовая лампа.

Как это происходит:

Как только шипучее вещество попадает в водный окрашенный слой, от него в большом количество отделаются цветные капли разных размеров. Они поднимаются к верху, а затем опускаются, чтобы снова повторить свой путь.

Видео

Видео: 94iadEGCBfk

Блестящие монетки

Возраст: опыт можно проводить с детьми в возрасте от 3-х лет.

Техника безопасности: нельзя пробовать уксус на вкус, берегите глаза и кожу рук. 

Необходимые материалы:

  • Потускневшие медные монетки
  • Соль —  1 ч. ложка
  • Уксус или сок лимона, томатный сок (на глаз)
  • Бумажные салфетки
  • Пластиковый контейнер
  • Мыльная вода

Как провести химический опыт:

  1. Налейте в емкость уксус или свежевыжатый сок лимона.
  2. Добавьте чайную ложку соли в каждую емкость и перемешайте.
  3. Поместите монетки в каждый контейнер и замочите на 5 минут.
  4. Достаньте их из раствора и промойте в мыльной воде.
  5. Высушите на отдельных салфетках.

Как это происходит:

Жидкости, такие как уксус, лимонный сок и томатный сок, являются кислотами. Монетки из меди под воздействием кислорода со временем тускнеет и темнеют.  Кислоты очищают их оксида меди, и они вновь становятся блестящими.

Видео

Видео: x-NBxZyUkwE

«Шагающая» вода

Возраст: опыт можно проводить с детьми в возрасте от 3-х лет.

Техника безопасности: следите за тем, чтобы дети не пробовали на вкус цветную воду.

Необходимые материалы:

  • Прохладная вода
  • Пластиковые или прозрачные стеклянные стаканы
  • Бумажное полотенце
  • Гуашь или акварель

Как провести химический опыт:

  1. Налейте в стаканчики разное количество воды.
  2. Окрасьте воду краской разного цвета.
  3. Вложите бумажные полотенца таким образом, чтобы их концы были в разных стаканчиках.
  4. Наблюдайте за тем, как вода будет впитываться в салфетки. Этот процесс постепенно красит их.

Как это происходит:

Капиллярное действие — это процесс, при котором жидкость движется вверх по твердому, например, по трубе, или в материал с множеством маленьких отверстий. Это происходит, когда вместе действуют три силы, называемые когезией, адгезией и поверхностным натяжением. Молекулы воды считаются когезивными (липкими друг к другу) и прилипают к бумажному полотенцу. Когда одна молекула воды движется вверх по бумажному полотенцу, она тянет за собой другие молекулы. Молекулы тянут друг друга, как шнурок.

Видео

Видео: s2Jud7F478I

Слайм

Возраст: опыт можно проводить с детьми в возрасте от 3-х лет.

Техника безопасности: следите за тем, чтобы дети не пробовали слайм на вкус.

Необходимые материалы:

  • Прозрачный клей — 45—50 мл
  • Сода — 30 г
  • Горячая вода — 250 мл
  • Блестки и шарики — для украшения
  • Пластиковые емкости — 2 шт.
  • Пластиковая ложка
  • Пищевой краситель или маркер — для окрашивания клея

Как провести химический опыт:

  1. Залейте клей в первую емкость и окрасьте красителем маркером.
  2. Во вторую емкость засыпьте соду и добавьте горячую воду. Остудите этот раствор.
  3. Чтобы слайм был красивым, добавьте в него блестки и шарики. Но украшения должны быть очень мелкими, иначе структура  будет нарушена.
  4. Затем влейте полученный раствор в клей. Слайм начнет формироваться. Вылавливайте его пластиковой ложкой и откладывайте в первую емкость. Если он не мягкий, а рассыпается— не хватает влаги. Вновь окуните в раствор. И так до тех пор, пока не начнет легко растягиваться.

Как это происходит:

Слайм — это особый тип жидкости, который не подчиняется обычным правилам поведения жидкости. Он теряет свою текучесть и ведет себя как твердое тело.

Видео

Видео: OkII5k_sczM

Неньютоновская жидкость

Возраст: опыт можно проводить с детьми в возрасте от 4-х лет.

Техника безопасности: объясните ребенку, что полученную в результате эксперимента массу нельзя есть.

Необходимые материалы (в этом рецепте компоненты регулируйте на глаз):

  • Вода
  • Крахмал
  • Контейнер
  • Ложка

Как провести химический опыт:

  1. Засыпьте любое количество крахмала в емкость.
  2. Залейте водой.
  3. Перемешайте.
  4. Наблюдайте за тем, как масса становится твердой.
  5. Попробуйте взять в руки. Убедитесь, что ранее плотная масса растекается в руках как жидкость

Как это происходит:

В результате опыта делаете жидкость , которая не подчиняется закону вязкости Ньютона , то есть  имеет постоянную вязкость, не зависящую от напряжения. В неньютоновских жидкостях вязкость может измениться под действием силы либо на более жидкую, либо на более твердую. Кетчуп, например, становится более жидким при встряхивании и, таким образом, является неньютоновской жидкостью.

Видео

Видео: UjZc5Q0PaDU

Бомбочки для ванны

Техника безопасности: объясните ребенку, что бомбочки нельзя пробовать на вкус.

Возраст: опыт можно проводить с детьми в возрасте от 4-х лет.

Необходимые материалы (в расчете на одну бомбочку):

  • Сода — 0,5 стакана
  • Пищевой  краситель  — 2—3 капли
  • Оливковое  масло — ¼ ч. ложки
  • Лимонная кислота — 2 ст. ложки
  • Формочка

Как провести химический опыт:

  1. Смешайте соду с красителем. Тщательно перемешайте руками.
  2. Затем добавьте лимонную кислоту, вновь перемешайте.
  3. Добавьте в массу оливковое масло. Опять перемешайте до однородного состояния.
  4. Сложите массу в формочку и оставьте высыхать.
  5. Затем выньте и положите в воду.
  6. Вода вокруг бомбочки начнет бурлить и шипеть.

Как это происходит:

Когда бомбочка для ванны растворяется в воде, происходит химическая реакция между лимонной кислотой и бикарбонатом натрия. В ходе реакции выделяется углекислый газ. Это вызывает «шипение». В ходе этой реакции высвобождается масло. Во время купания он образует тонкий слой на коже, который может помочь увлажнить ее.

Видео

Видео: x4kMQb9nSrY

Рисование на молоке

Необходимые материалы:

  • Коровье молоко
  • Средство для мытья посуды
  • Ватные палочки
  • Пищевой краситель
  • Неглубокая тарелка или широкая миска

Как провести химический опыт:

  1. Наполните тарелку или миску молоком.
  2. Капните не менее двух капель пищевого красителя каждого из четырех цветов. Чем больше разнообразие цветов, тем красивее картина.
  3. Щедро окуните конец ватной палочки в средство для мытья посуды.
  4. Теперь окуните ватную палочку в молоко рядом с каплей красителя.
  5. Первое, что произойдет, это то, что цвет «разойдется», как только на него попадет средство для мытья посуды.
  6. Аккуратно проводите ватной палочкой по разным цветам. Вы увидите, как начинают формироваться маленькие цветные реки.
  7. Продолжайте, пока цвета не начнут смешиваться и не приобретут темный оттенок.
  8. Вылейте окрашенное молоко и, при желании, повторите опыт.

Как это происходит:

Молекулы средства для мытья посуды притягиваются к молекулам жира в молоке. Как только вы вводите мыло в смесь молока и красителя, молекулы «бегают» вокруг, пытаясь соединиться. В результате все молекулы соединяются, и реакция останавливается. Это хороший пример того, как работают моющие средства: их молекулы имеют два конца: один конец притягивается к маслам, а другой — к воде. Один конец молекул моющего средства притягивает масла и грязь с одежды, посуды. Соединяясь, они «разбивают» масло и грязь на более мелкие, легко удаляемые кусочки.

Видео

*Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ. 21.03.2022 компания Meta признана в России экстремистской организацией.

Фото на анонс: Depositphotos

*Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ. 21.03.2022 компания Meta признана в России экстремистской организацией.
20
Ещё по теме
Есть вопросы или хотите обсудить данную тему?
Напишите все, что вас интересует в комментариях
Комментарии 1
мария
Прошу быть внимательнее по описании, пропорции воды и масла в описании 1 опыта не соответствуют тем, что на видео.