Раннее развитие (0-3 лет) Серия статей. Монтессори

Здравствуйте, я пишу серию статей на тему раннего развития детей, и методик их развития, план статей, и начало: чтение, Глен Доман

тут

Методика Монтессори

Честно к Марии Монтессори, я отношусь с глубоким почтением и уважением. Потому прежде чем говорить о ее методике, хотелось бы делать предисловие и поговорить в целом о ее подходе к обучению. Все-таки нельзя пользоваться отдельным фрагментом ее работ, в конце-то концов пользы от этого фрагмента будет значительно меньше, чем от понимания и использования ее подхода. Конечно здесь в статье я ни как не умещу 25 книг написанных ею о воспитании, да и повторять 10 заповедей ее подхода, смысла не вижу, погуглив вы с ними сразу же столкнетесь. Но очень хочется донести до каждого родителя главное, что пропагандирует Монтессори: УВАЖЕНИЕ к ребенку. Как уважение к взрослому, то чего вы себе не позволяете делать со взрослым человеком, не позволяйте себе делать и с ребенком. ДОВЕРЯЙТЕ своему ребенку. Ваш ребенок смотрит на мир под другим углом, и кто вам сказал, что этот угол не верен? Только ваши предрассудки и ваши собственные представления об идеальном, мешают порой наладить контакт с «маленьким человеком».

Доверие и уважение — это основа основ любых отношений, будь то дружба, любовь, или временное сотрудничество. Только следуя за этими двумя китами, вы уже разовьете в своем ребенке, умение слышать вас, чувствовать вас и понимать вас. Я попробую привести один пример, но к сожалению, не могу ручаться за его дословность, читала этот пример очень давно.

Как то раз Мария Монтессори наблюдала такую картину в своем детском саду. Старшие дети (в садах Монтессори в одной группе часто находятся дети разных возрастов) столпились в кружок и рассматривали, что то интересное. Маленький мальчик же, никак не мог к ним подступиться и рассмотреть что же там такое. И вдруг он увидел стул, и тут его глаза озарились триумфом, мальчик с трудом пододвинул стул к толпе, и начал на него взбираться, он уже почти был у цели. Как вдруг нянечка наблюдавшая за всеми его тяготами не выдержала и подбежав подняла мальчика над толпой, Мария Монтессори отметила, как потух любопытный огонек в глазах ребенка.

Этот пример невероятно показателен. Ребенок хотел САМ добиться желаемого. Терпение к трудностям ребенка — один из главных факторов в обучении его ответственности и самостоятельности. Осознанное желание учиться не появится, если ребенку не давать возможность учиться самому. (Последнее не относится к ситуациям когда возникает опасность здоровью ребенку)

Итак, методика Монтессори, предполагает: уважение, доверие и терпение со стороны воспитателя/родителя по отношению к детям и их действиям.

Среда и практика Монтессори.

Среда Монтессори отличается от любого другого окружения ребенка тем, что в ней все для игры и развития ребенка находится в зоне его досягаемости, да не просто в зоне досягаемости, а он сам выбирает, чем ему заняться, и сколько времени ему этим заниматься. Монтессори всегда считала, что истинное удовольствие и по настоящему хорошее обучение ребенок получает именно тогда когда добивается цели самостоятельно. Т.е. Малыш сам сделал выбор, во что поиграть, например сортер, он поставил себе цель запихнуть в отверстие кружочка — квадрат, и усиленно пытается это сделать. Прежде чем бежать и скорее объяснять куда и, что надо засовывать, подождите. Пусть попробует, пусть пробует еще много раз, и вот когда он заметит в чем подвох и попробует другое отверстие, и у него все получится, тогда ребенок без всяких объяснений заметит и возможно даже уже догадается в чем «соль» этой игры. Но Монтессори не говорит, если вы могли так подумать, что взрослый должен лишь наблюдать за ребенком не вмешиваясь — это не так. В обучении, в раннем развитие, на самом деле всегда ставятся две цели. Первая цель — цель ребенка, например: построить колодец, нарисовать дерево, станцевать танец. Вторая цель — цель взрослого человека родителя/воспитателя: с помощью той или иной игры, развивать глазомер, мелкую моторику, координацию движения и т.д. и т.п.

Соответственно исходя из выше сказанного, подведем итог, что наша задача с точки зрения методики Монтессори, это следовать за ребенком в его желании учится и познавать мир, создавая ему такую среду в которой он может развивать все, что мы желаем в нем развить, а лучше, конечно и больше (направлять развитие вашего чада). На всякий случай уточню, взрослый не должен стоять и только молча наблюдать за ребенком, он может рассказывать, объяснять (не забывая давать возможность самостоятельных действий) и самое главное он может просто поиграть с ребенком.

Маленькие дети обучаются с помощью движения, пробуя все, что могут попробовать и в прямом и в переносном смысле. Чем больше органов восприятия задействовано тем лучше запомнится малышу занятие.

Весь дидактический материал, по методики Монтессори должен распределяться по зонам:

1. Зона упражнений практической жизни

У ребенка может стоять в этой зоне горшочек с цветком, который он будет поливать, тряпочка с ведерочком и веником, с помощью которых он будет убирать за собой. В этой же зоне могут располагаться игры шнуровки, различные книжки с замочками и пуговками, щеточки для чистки обуви и сама обувь, и т.д. и т.п. Все что относится к развитию навыков самообслуживания будет здесь.

2. Сенсорная зона

Главное здесь не получение знаний, а путь познания, с помощью ощущений. Трогая, видя, пробуя (даже так))) ребенок учиться познавать мир различными способами и классифицировать: цвета, формы, в будущем, тех же животных, различные крупы и т.д. и т.п. (уж очень много тут всего для перечисления) Материалом будут являться сенсорные коробочки. Замечательнейший пример таких коробочек я увидела именно тут (очень рекомендую):

3. Языковая зона

Все что связано с речью и ее развитием, думаю и музыкальное сопровождение Железновой: логопедические уроки и звуки, можно также отнести сюда.

Материал: что касается звуков и звуковых игр, о методике Железновой будет отдельная статья, но пока оговорюсь, что звуковые игры можно найти и скачать легко, достаточно просто набрать имя автора в поисковике.

Кубики Зайцева также можно использовать, о них другая статья будет.

Подвижный Алфавит

4. Математическая Зона

Название говорит само за себя, но все же… В этой зоне ребенок знакомится с понятием числа, счетом, формой.

Материал

Рамки-вкладыши

Палочки

Хотелось бы отметить, что все что здесь приведено не сложно изготовить самим либо не дорого приобрести. Ошибка думать, что вам не обходимы именно похожие пособия — нет. Цифры красятся гуашью, обклеиваются скотчем и вырезаются из картона, палочками могут стать нарезанные использованные трубочки из под сока, ну а рамок вкладышей щас огромнейший выбор на полках магазинов. Проявляйте фантазию дорогие родители)))

5. Космическая Зона

Здесь все об окружающем мире, о животных, деревьях, природных явлениях, и о людях в том числе.

Материал: карточки с картинками, фигурки различных животных, создание среды для этих животных, картонные коробки — фермы, силиконовые и пластиковые растения, и т.д. В той же ссылке по сенсорным коробкам, есть замечательные примеры подобного.

Конечно все эти зоны — это вся замечательно, но, к сожалению, далеко не все дети располагают своей комнатой, для такого зонирования, потому(не сочтите рекламой, это лишь личный опыт и мнение) я рискну предложить вам вариант где можно, более или менее создать такие зоны, в рамках небольшой квартиры.

Фотография с просторов интернета. Здесь представлен стеллаж фирмы ИКЕЯ, у меня дома стоит такой же только цвета бук)) Как видите он воплощает в себе в принципе все требования Монтессори, а для того что бы дотянуться до верхних полочек, для ребенка стоит приобрести ступеньку. В Икея есть разные вариации этого шкафа, можно купить и в два раза уже, и ниже. Поройтесь на сайте. На мой взгляд это очень удобный вариант при условии отсутствия комнаты у ребенка, и выделения небольшого уголка ему в общей комнате.

Подводя итог статьи хочется еще раз сказать:

Не забывайте, что по сути методика именно МЕТОДИКА Монтессори, это не только дидактические пособия, даже наоборот, дело совсем не в пособиях, как к сожалению думает не мало людей. Дело в ПОДХОДЕ! Главным для Монтессори было ВЕРИТЬ в ребенка, в его ум, в его развитие, в его природу, и ДОВЕРЯТЬ, она лишь направляла, помогала найти свой путь и интерес каждому малышу. Надеюсь мне удалось показать вам нечто новое в методике Монтессори и доказать, что пособия ее — замечательны, но не используя ее подход, нельзя ждать от ребенка того, что обещает данная методика, т.е. спокойного гармонично развитого ребенка.

Спасибо за прочтение, я с удовольствием бы почитала ваши мнения о статье и этой методики, и если есть вопросы, то задавайте)))

P/S/ Я искренне извиняюсь за орфографические и пунктуационные ошибки и опечатки, если есть возможность помочь и подсказать где они, буду вам очень признательна


Света
Света
Тольятти
1095120
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Мария
Мария
Рязань
Мы по этой методике пойдем на курсы. Уже были там, но мы ещё совсем маленькие были. Сейчас пойдём в следующую группу!

Много интересного у Вам в журнале для себя увидела

Пожаловаться
Анна
Анна
Юрий
8 лет
Москва

спасибо! снова удивляюсь созвучию наших мыслей.

М.Монтессори тоже очень уважаю и расстраиваюсь, что сейчас ее теория разобрана на дорогостоящие игрушки и часовые «развивашки», которые не дают никакой глубины понимания.

и неграмотность монтессори-педагогов, которые мне встретились, увы, удручает.

читала сама ее книги. какой же интересный человек и как она умеет заражать своей любовью к детям. после прочтения ее книг мне стало легче понимать детей на площадках (которые порой раньше вызывали раздражение)… стала очень хорошо видеть детей скованных в своем развитии из-за каких-то перекосов в воспитании.

сына воспитываю соответственно в духе этой теории. результат вижу. ребенок открыт всему новому, любознателен, уже сейчас любит довести дело до конца (не пойдет гулять пока не закончит собирать пазл), возрастные кризисы были, но пережили мы их довольно быстро и легко.

вцелом мне со старшим сыном легко! и все окружающие отмечают его спокойствие, усидчивость, рассудительность, противопоставляя своих «а мой только в машинки играет с 6 мес, я ему и не покупаю ничего кроме машинок», «а мой больше 5 минут ничего не делает, зачем я ему краски буду давать, потом дольше убирать..» и т.п.

я понимаю -темперамент ребенка играет значительную роль, но все-таки методика действительно работает. не сразу, но результат замечательный…

мне даже не хочется называть это методикой развития. это скорее общий подход, отношение к детям, целое мировоззрение.

Пожаловаться
Света
Света
Тольятти
Ой какое же удовольствие встречать такие мнения и родителей!!! Я также стараюсь растить и свою дочку и мне тоже безумно близок этот подход))) И я вам еще хотела вот, что посоветовать, есть замечательная книга Соловейчик «педагогика для всех», я уверенна что вам она понравится, она практически в рамках этого подхода, но расширена, она обо всем и в частности о детях))) Очень советую

Спасибо за ваше созвучное мнение!)))

Пожаловаться
Анна
Анна
Юрий
8 лет
Москва
Света 
спасибо! прочту
Пожаловаться
МамаМандаринки
МамаМандаринки
Астана
Отличная статья!) и методика тоже отличная! В наших яслях обучают именно по ней, детки лепят, раскрашивают, играют, что кому больше нравится. И дома так же стараюсь не мешать дочке исследовать и познавать, слегка помогаю только)
Пожаловаться
Света
Света
Тольятти
Большое спасибо!))) Да, самое интересное, что в принципе программа в наших дет садах на самом деле похожа на эту самую методику, хотя конечно в любом дет саде главное это педагог. Вы молодец!)))
Пожаловаться
Алена
Алена
Тольятти

Мне очень нравится ваше начинание! Хочется уже быстрее добраться до темы 2 и 3.

Я вот что еще подумала, если у вас есть кое-какой опыт, можно ли обраться к вам за консультацией или что-то вроде этого?

Пожаловаться
Света
Света
Тольятти
Да, конечно, я как раз читаю ваш пост))) Но если есть возможность встретится, лучше встретится. При письменном общении люди «недоговаривают» и «недослушивают» более 60% информации))) Я как прочитаю ваш пост, я вам в личку напишу) Я же правильно понимаю, что по поводу этого хотите поговорить?
Пожаловаться
Алена
Алена
Тольятти
Света 
ДААА! Ура.