Всем привет,
девочки, у кого второклассники? Надеюсь, что-то пригодится из моего рассказа.
В первом классе Ромка учился «в легкую». Там у нас все было играючи: тут раскрась, там нарисуй.
И вроде подлежащее, сказуемое, существительное, глагол… ориентировочно знаем, а вроде — нет)) Не учили же, просто давали для ознакомления задания.
А тут на днях обморок: на выходные, значит, дают нам бумажку с правилами. А4 листок и написано: учить!
учим: сын, я, мелкий еще бегает, помогает, папа подключился… а толку? Все равно, наблюдаю: не то что-то рассказывает. Понимаете? Вроде слова те же, но речь еще «сырая», детсадовская.
Тут я вспомнила, как нас учили в школе отвечать на вопросы красиво и грамотно. На любые вопросы. Сейчас расскажу ...
Например,
на листочке у нас было следующее определение:
«Предложение — это слово или несколько слов, которые связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль».
еще определение:
«Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать?».
Вроде бы не сложные определения. Но когда это рассказывает ребенок, все в кашу… он и понимает, что выучил, но определение ему сложно на память восстановить. Если только вызубрить… Но смысл какой в зубрежке?
Моя учительница математики объясняла, что любое определение состоит из формулы. Такие формулы потом встречаются в теоремах геометрии:
[понятие (которое требуется объяснить)] — это [существительное], которое (который) [глагол]… и далее поехали рассказывать, что знаем об этом слове.
Наглядно нарисовала:
так легче сориентироваться ребенку (и взрослому), когда есть схемка.
Тебя спросили, что такое Апельсин?
И ты отвечаешь не просто и как-то размыто: ммм, это такой оранжевый, круглый, вкусный )) А ты даешь красивое определение: это фрукт, который растет… или который имеет вкус…
Такое предложение гораздо приятнее слышать, чем подобное:
«нуу, это… как бы… когда».
Заметила, что такие слова говорят люди, в момент «поиска файлов» в голове. То есть в процессе, когда мозг начинает подбирать слова. Перебирает, перебирает… И в это время мы слышим слова-паразиты: как бы, ну, когда, как бы где, как бы как, как вам сказать, ааа, эммм и т.д.
Такие слова уже настраивают слушателя, который интересовался заданным вопросом, что отвечающий не очень-то грамотен — это раз, не очень владеет знаниями в этой области — это два. Если Вы наблюдали в жизни, такие «медитативные» словечки не располагают к общению, даже если человек дальше все-таки найдет «нужный файл» в своем головном компьютере, и он будет даже верным, все равно, восприятие будет смазано.
Значит, учимся с ребенком говорить красиво даже в момент заминок:
«Прилагательное — это часть речи, которая… (здесь даем паузу и можем дать себе возможность подумать) обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?»
Мы и дали «себе подышать», вспомнить определение и не дали «плохим словам» вырваться наружу. Потому что знаем схему ответа на любой вопрос.
Ребенку говорю так:
назови предмет (это может быть синоним слова)
дай связку «который/которая»
дай действие предмета (глагол)
и дальше уже думай, окрашивай действие предмета дополнительными своими соображениями ))
Смысл ответа обычно кроется в самом вопросе. И если задают развернутый вопрос, половина ответа уже будет в нем заложена.
Могут задать такое определение-вопрос:
«что такое питьевая вода?»
без схемы можно ответить некрасиво: «ну, которую пьют».
ПО схеме:
Питьевая вода — это вода, которая хорошо отфильтрована и ее можно смело пить.
Правда такой ответ приятней слышать от ученика?
Еще важная ошибка, от которой лучше отучить в раннем возрасте:
отвечать по поводу предмета словом «когда». То есть делать такую грубую словесную связку при ответе.
Предмет подразумевает действие и его характеристики. Слово «когда» обычно характеризует произошедшее явление, время действия.
Например, отвечают следующим образом:
Грибной дождь — это… это когда после него вырастают грибы.
Слова «когда», «как», «ну как», местоимения (он, она, они) часто используют дети при ответах: «птичка — они летают. люди — они идут. учеба — это когда в школу надо ходить».
Мы сначала умиляемся, а потом резко требуем в старших классах: «говори нормально!»
А как нормально? если не учили, не поправляли вовремя.
Старшие классы, потом институты с докладами, курсовыми, конференциями. Там придется выступать публично и уметь приятно и грамотно говорить. Схемы будут все больше и больше усложняться, внимание нужно будет удерживать дольше на себе и качественней.
Это сейчас ребенок отвечает и учитель его внимательно слушает. Потом садит с мыслями: «так-то понял, что-то сказал, молодец».
А в серьезной жизни никто «молодец» уже не скажет, все «молча» перебьют )) Особенно важно это для будущих менеджеров.
Мой вот снова захотел стать директором )) Хотел же быть полицейским, потом спецназом, затем космонавтом, теперь снова директором ...
Говорю ему: «тогда, Роман, будем учить схемы предложений. Потому что директор — это в первую очередь умение говорить убедительно».
Обратим внимание на ораторов телевидения, политики. Им задают вопрос и они пользуются схемами. Кто-то пользуется в щекотливых моментах своими приемами.
К примеру, Вы слышали наверняка, как на какой-то сомнительный вопрос типа: «каля баля, булю, мулю, ничего не понятно, что хотел спросить, сам забыл, но вы мне ответьте, я же старался» ))) оратор отвечает: «очень интересный вопрос ...» или «о, большое спасибо за ваш вопрос ...»
тем самым также дает себе паузу для загрузки.
Думаете, в это время «файлы перебирает»? нет, настраивается, думает, как перевести тему вопроса в нужную и выгодную ему плоскость. И потом аудитория понимает, что вроде что-то ответил, а вроде бы и нет. Но уже не важно )) красиво ответил!
Это я уже про другое, про ораторское искусство, отвлеклась )
Так вот, мы с сыном научились выстраивать так все наши ответы. Папа нас поддержал. И тут РОДИЛАСЬ новая семейная игра!
До этого мы играли в слова, в города, в числа… а теперь в определения.
Играем втроем, сейчас рассказываю:
Первый — загадывает простое определение, например, «морозильная камера»
Второй — говорит правильно определение.
Морозильная камера — это камера, которая служит для заморозки и долгого хранения продуктов.
Третий — говорит нарочно неправильное определение.
Морозильная камера — это когда складывают продукты в одно место, очень холодное, там их хранят, потом вытаскивают, когда надо.
Затем меняемся по кругу.
Смешно ребенку самому сочинять неправильное определение и слышать его от взрослых родителей. Таким образом, игра увлекает всех троих. А ребенок на контрасте понимает: на сколько ярче и понятней короткое предложение, составленное по схеме и насколько размытое словами-паразитами предложение смешно и не информативно.
Потренируйтесь, если Вам понравилось, вот примеры для упражнения:
летний дождь
кленовый лист
апрельская капель
кухонный стол
обеденный перерыв
техническое задание
тихий час
мамин сайт ))
Даже само загадывание словосочетаний — уже «файловая загрузка».
Всем спасибо, что дочитали, любви и счастья Вам!
Приятных оценок и мудрых учителей!
Целую, пока!
П.С. Продолжение здесь: https://www.baby.ru/community/view/126569/forum/post/205696492/
очень интересная статья
элементарное задание для нас в этом нет никаких проблем. нотолько нам не задают таким объемом а все переодически в зависисмрсти от изучаемой темы
А я думала, что только моя дочь этим страдает… Спасибо большое, будем учиться правильно говорить!!!!
на будущие! спасиб
Здорово))) Мне и самой сейчас не помешало бы себя потренировать! За последние три года чувствую, что речь становится очень «народной» что ли… Всякие вредные словечки. Бывает хочешь даже объяснить знакомые вещи, но забываешь элементарные слова!
Крайне полезный пост!!!
Спасибо, очень пригодится! Мы с детками играем в такие игры, когда в машине ездим!
и мне так проще: схемы, кружочки, стрелочки… смотришь потом — все понятно
Ой, спасибо большое. Надо будет испробывать вашу методику, а то мой тоже вроде знает, а слова подобрать не может.
спасибо!!!!!!!!!
Карина, какая же ты мудрая мамочка!!!!!!!!
Спасибо тебе большое!!! Обязательно попробуем применить твой опыт!!!!
Спасибо!!! Самой очень интересно стало!
Очень интересная и важная тема, спасибо! Возьму в закладки))