Корректирующие упражнения для детей с дисграфией

+ 1) Упражнение «Корректурная правка».

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ребенка. Например, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними.

2) Упражнение «Пишем вслух».

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

Например: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (ведь на самом деле мы произносим «на стале стаял куфшин с малаком»).

Под «слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным, типа «ло*шка». Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

3) «Вглядись и разберись» (пунктуация для дисграфиков и не только).

Материал для работы – сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).

Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: «Запятая между прилагательным „ясным“ и союзом „и“, во-первых, закрывает деепричастный оборот »...", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом «и»".

4) Лабиринты.

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Корректирующие упражнения для детей с дисграфией

Корректирующие упражнения для детей с дисграфией

Корректирующие упражнения для детей с дисграфией

Татьяна
Татьяна
Владислав
12 лет
Есения
4 года
Петрозаводск
44762569
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Ирина Новак
Ирина Новак
Вадим
22 года
Максим
17 лет
Любовь
7 лет

Всем привет! Хочу познакомиться и общаться с мамами, имеющими опыт коррекции дислексии и дисграфии без специалистов психологов и логопедов. Ваше мнение, возможно ли помочь ребенку самим? Объясню ситуацию… Один из моих сыновей дислектик. Максу 10 лет, учится в 4 классе. До сих пор читает вслух тяжело, перескакивая со строки на строку, теряется в тексте, не всегда понимает смысл прочитанного. Про себя читает быстрее и, кажется, лучше понимает прочитанное. Проблем с пересказом нет, делает выводы, умозаключения о прочитанном, если понимает, что прочитал. Левша. При письме повторяются одни и те же ошибки; ь, ъ не пишет практически, путает буквы, похожие по написанию, пропускает буквы и т.д. Кроме всего — повышенная утомляемость и неуклюжесть, ходить начал в 1,5. Тогда связывали это с тем, что очень болезненным рос и слабеньким. Проблемы с памятью… вернее с запоминанием точных фраз. Близко к тексту расскажет отлично, а точно, в рифму, не меняя слова местами — не всегда получается запоминать. Таблицу умножения учили долго и мучительно, но… так и не выучили. Сегодня может выучить, рассказать и по порядку и вразброс, а завтра — снова чистый лист… Иногда неплохо решает примеры, задачи, а иногда...5+8=58… Сегодня расплакался из-за того, что не смог выучить басню «Ворона и лиса». Живем в маленьком городишке, где, к сожалению, о дислексии даже немногие врачи знают. Поэтому специалистов в этой области нам здесь не найти. Занимаюсь с сыном сама, что-то выискиваю в интернете, но результаты пока не очень. Признаюсь, не всегда хватает времени и терпения. В прошлом году нанимали репетитора, чтобы помогала с домашними заданиями. В этом, наверняка, тоже придется. Но, понимаю, без специальных занятий никак не обойтись. Поделитесь опытом, может кто пользуется какими-то книгами, пособиями с упражнениями, которые помогают в таких случаях. Расскажите о своих успехах. Буду благодарна за каждый совет, каждый комментарий.

Ирина
Ирина
Кирилл
12 лет
Степан
4 года
Воронеж

Моему сыну 5 лет, читаю вас и как будто про своего. Только у нас не таблица умножения, а буквы. Каждый день с чистого листа. Не видет разницы между Б и В, 6 и 9 и тд. Стихи только близко к тексту, даже про бычка, своими словами рассказывает. Пишите пожалуйста о своих успехах в обучении. Хочится верить в хорошее, у вас все получится.

Amie
Amie
Александра
13 лет
Андрей
6 лет
Невшатель
Ирина 

У нас долго путала буквы, забывала. Я даже рукой махнула. Но потом вдруг оказалось, что они всё-таки отложились в памяти. Очень помогают ассоциации. Правда, теперь, когда пытается читать слова и какая-то буква вылетает — может задуматься, вспомнить ассоциацию и назвать букву, но при этом приходится чтение начинать сначала, потому что сразу забывает то, что уже прочитала.

Ирина Новак
Ирина Новак
Вадим
22 года
Максим
17 лет
Любовь
7 лет
Ирина 

Спасибо! И вы не сдавайтесь, обязательно все получится! Нам с буквами помогла говорящая азбука, которая висела у Макса на стене. Вначале назвать буквы мог только видя картинки. А для него было — арбуз. Потом я стала его переключать на другие слова, начинающиеся этой буквой, просить найти ее в середине слов и постепенно он их запомнил. Но с ъ и ь до сих пор нелады. Не слышит он их и не пишет, хоть что хочешь делай...

Ирина Новак
Ирина Новак
Вадим
22 года
Максим
17 лет
Любовь
7 лет
Ирина 

Да, у нас то же со словами. Те слова, которые понимает, читает легко, а то, что не с чем ассоциировать коверкает нещадно. Объясняю смысл слов. На некоторые даже нахожу картинки в интернете, показываю. У нас ситуация усложняется еще обилием изучаемых в школе языков. Живем в Молдове, говорим на русском, школа русская, но кроме русского изучают молдавский, английский и еще местный гагаузский язык тюркской группы. Вот там, что называется. мама не горюй...🤦

Татьяна
Татьяна
Марат
14 лет
Анастасия
17 лет
Санкт-Петербург

Дислексию и дисграфию вылечить не возможно, автоматизировать многое можно. У меня дочь с такой особенностью. Многое автоматизировано логопедом. Я на занятиях не присутствовала. Карточки и восприятие на слух. Логопед приносила свои. У моей первый год по русскому 4 в году

Ирина Новак
Ирина Новак
Вадим
22 года
Максим
17 лет
Любовь
7 лет
Татьяна 

Молодцы! У нас в первый год тоже было получше, хоть и не занимались с логопедом. А чем дальше — тем сложнее. Мы, видимо, упустили время, пока выясняли, что это такое… Вылечить, знаю, что невозможно, но хотелось бы, чтобы сын закончил школу и вспоминал ее потом не как страшный сон.

Amie
Amie
Александра
13 лет
Андрей
6 лет
Невшатель

Нам поставили диагноз дисфазия, но симптомы похожи на ваши. Видимо из той же оперы. Тоже не может запомнить дословно. Новые слова запоминает с трудом. С рифмами огромные проблемы. Нейропедиатр сказал, что с рифмами — это навсегда, лучше просто не мучать ребёнка.
Еще проблемы с произношением. Речь на уровне 3-х летнего ребёнка. С построением фраз проблемы. Путает слоги в словах, буквы переставляет. Длинные слова стабильно произносятся с ошибками. А у нас еще дома на русском говорят, а в школе на французском. Работаем с двумя логопедами. Прогресс есть, но ужасно медленный. Иногда прямо отчаяние накатывает. Но, беру себя в руки и снова за работу.

Ирина Новак
Ирина Новак
Вадим
22 года
Максим
17 лет
Любовь
7 лет
Amie 

Насчет рифм не соглашусь наверно с вашим нейропедиатром. У нас в этом небольшой, но все-таки есть прогресс. Стихотворения учим не за день, а за 2,3.4. В школе договаривалась с преподавателями, дают возможность ему ответить стих позже. Чем больше стараемся учить стихи, тем легче учатся, но прогресс медленный. После лета, конечно, это кошмар… отдыхали, не занимались. Теперь снова все с нуля. С произношением и словарным запасом у нас все нормально. Но в школе все сложнее и отчаяние… да, иногда бывает. А выхода у нас, кроме как взять себя в руки и за работу браться, нет. Наши дети должны видеть, что мы не сомневаемся в их успехе, тогда у них все получится. Меня очень вдохновляет история из детства Томаса Эдисона, он тоже дислектиком был. Успехов вам!

Лариса
Лариса
Харьков

Дисграфия. КАК мы боремся с ней и ее проявлениями в школьных тетрадях.(личный опыт).

(продолжение статьи в дневнике )

Я — не специалист логопед, просто МАМА, которая столкнулась с грандиозной проблемой (специалисты помощь оказывать не особо «рвались»

и толковых конкретных советов от них так и не услышала.) Пришлось во всем самой разбираться. Возможна эта статья поможет разобраться с аналогичными проблемами другим мамам.


(дисграфия — проблема международная, в интернете можно прочитать статьи о том как с ней пытаются бороться в Англии, Израиле, Прибалтике и др. странах.).



Просмотрев множество тетрадей, альбомов с упражнениями, поняла в чем «изюминка», на ЧТО делается акцент во всех упражнениях. Вспомнила, что-то подобное уже видела в учебном пособии «Полезные каникулы» («Основа» Харьков) ( есть на рус.языке, 1-4 классы).или
Особенно ценными упражнениями в моих занятиях стали упражнения на внимание, отмеченные значком «глазик».(во всех учебных пособиях этой серии есть интересные упражнения на внимание).
Аналогичные таблички с буквами (для закрашивания клеточек) можно рисовать самим или найти в учебных пособиях, например,
у О. Холодовой «Умникам и умницам» («Информатика, логика, математика» 1-4 класс и другие из ЭТОЙ серии),
« Звуки и буквы в городе Фонетика: Объяснение трудних тем русского языка в игровой форме» Цветкова ( 2011)
В любом учебном пособии нужно выбирать упражнение на тренировку внимания к БУКВАМ, где заостряется внимание на РАЗНИЦЕ между буквами, слогами, звуками.
Начинать нужно ПЕРЕД 1-м классом (подготовка к школе).
Очень жалею, что я поздно до ЭТОГО додумалась, аж в середине 2-го класса.
Посмотрите в интернете комикс «Дислектик в школе» Похоже на Вашего ученика?!

Видео-комикс: «Дислексик в школе».

Чтобы его просмотреть нужно нажать на жёлтый квадратный блок на странице сайтаhttps://www.dyslexia-dysgraphia.ru/genius/page/14.html

(вверху слева, НАД «Последние темы», СЛЕВА от фото Бондарчука)







В каждом классе найдется 3-4 ученика, которым очень тяжело дается и ЧТЕНИЕ, и СПИСЫВАНИЕ, и ДИКТАНТЫ.
В-общем, они — кандидаты в «круглые» двоечники. Если ученик постоянно при списывании (30 слов) делает не меньше 50 ошибок, учитель «мысленно» зачисляет его в «двоечники» НАВСЕГДА.

В ИНТЕРНЕТЕ, на форумах, много мам рассказывают о своей многолетней тяжелой (и физически и психологически ) войне с дисграфией, КАК они пытаются «изгнать захватчика» из тетрадей своих школьников.
Чтобы победить дисграфию, нужно применить военную хитрость: «Разделяй и Властвуй!».
1. Все ошибки можно разделить на отдельные отряды (объединенные общим признаком) (задача про крупы для Золушки),
2. Среди этого «отряда» находить отличия, запоминать, отмечать их (цветными карандашами). «Отряд» — ЭТО например, ПАРА «ПРОБЛЕМНЫХ» букв-звуков.
Если ребенок выучил весь отряд букв, запомнил его, не путает в словах (ни письменно, ни на слух), значит, Дисграфия лишилась еще одного своего отряда бойцов, а этот отряд теперь «воюет» на Вашей стороне.
Любой текст нужно воспринимать как набор печатных знаков.
С дисграфией МОЖНО бороться. Да, борьба предстоит долгая и нервная (признаки дисграфии в тетрадях нервируют очень сильно, не только учителей, но и маму тоже, по себе знаю).
Во-первых, ее можно избежать (даже если перед школой ребенок плохо разговаривает, плохо читает, плохо пишет). ЕСЛИ одновременно с изучением букв (слогов) делать нижеперечисленные упражнения (перед 1-м классом и в 1-м классе).
Эти упражнения тренируют внимание ребенка, и зрительное и слуховое (фонематический слух), он запомнит (возможно не сразу) буквы (звуки), разницу между ними, и уже никогда их не перепутает.
Во-вторых, ее можно скорректировать (упражнениями). С оценки «1» за списывание, до оценки «12» и за списывание и за диктант.
Главное условие успеха: «проблемные» буквы придется выучить заново, используя нижеприведенные упражнения.
Главные помощники в борьбе с дисграфией: цветные карандаши (ручки, маркеры), цветные карточки (с буквами, слогами) и ТЕРПЕНИЕ.
Главное условие работы с цветными карточками: одновременно использовать ТОЛЬКО ОДНУ ПАРУ карточек, остальные ребенку даже не показывать, не отвлекать его ВНИМАНИЕ. Можно изготавливать карточки НЕ ВСЕ СРАЗУ, а в порядке надобности ПО ПАРАМ.
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ и ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ — Ваши главные союзники (и «смертельное оружие» для дисграфии) в борьбе с дисграфией, их нужно тренировать и развивать.

Перед ребенком ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть «цветная » сторона карточки с буквой .
ЭТО нужно для привлечения внимания к букве (если одна буква), а если две, то для привлечение внимания к контрасту между цветами.
Нужно правильно определить проблему (ГДЕ ребенок постоянно делает ошибки), придумать «обходной» маневр, легенду для поиска. Время (количество дней) «отработки и закрепления» букв-звуков для каждого ребенка индивидуальны, зависят от желания выполнять упражнения и памяти (хорошая или не очень).
Примерные сроки выполнения ЭТАПОВ упражнений:
1. Автоматизация буквы №1 из ПАРЫ — дней 7.
2. Автоматизация буквы №2 из ПАРЫ – дней 7.
3. Дифференциация букв №1 и №2 — дней 7.
Карточки использовали в конце каждого этапа, для проверки и тренировки фонематического слуха (ПРАВИЛЬНО ли слышит букву, разницу между буквами и ОТДЕЛЬНО, и В СЛОВЕ, и В ТЕКСТЕ).

На начальном этапе, когда ребенок еще не может правильно на слух различить Буквы (похожие ПРОБЛЕМНЫЕ) и правильно их произнести (еще «не поставили» звук у логопеда), он не замечает разницы или считает ее совершенно неважной, очень
важен оказывается ЦВЕТ карандаша, которым эти буквы закрашиваются, обводятся. Ну хотя бы первые несколько пар согласных.
Почитайте книгу «Диагностика и коррекция внимания» А.А. Осиповой ( Программа для детей 5-9 лет). Поймете, почему ВАЖНО ВЫДЕЛИТЬ «проблемный» объект среди других объектов внимания.
( название цвета — начинается с «проблемной буквы», С- синий, З- зеленый, Ж- желтый, Ч- черный или какая-то стойкая ассоциация, например «цыпленок» — «Ц»)
Название цвета как бы «связывает» РАЗНЫЕ ПОНЯТИЯ в сознании ребенка: буква (отдельная) — буква (в слове) — звук.
Например, буква «С», она у нас оказывалась все время на синем фоне 1) закрашивали квадратики с буквами, ее — синим цветом; 2) обводили буквы в словах текста, ее — синим цветом; 3) тренировали фонематический слух (особенно дифференциацию звуков).
Буква «С» -на синей (или голубой) карточке, а «Ш»- на красной («шашлык»).
На идею с цветными карандашами меня «натолкнули» занятия с очередным логопедом. Она пыталась «ставить» сыну звуки, объясняя, что при произнесении разных звуков воздух выходит изо рта или теплый или холодный.
Я цветом БУКВЫ «подчеркнула» разность температур выдыхаемого воздуха при ее произнесении.
А еще я заметила, случалось часто, что мой киндер звук произносит уже четко (повторяя за логопедом, но не видя БУКВУ). А на вопрос: «Покажи букву на картинке ЗВУК, которой ты назвал?». Он показывал неправильную букву.
Я решила, что так не годиться, что связь понятий «БУКВА» — «ЗВУК», в нашем случае нужно держать под контролем постоянно, чтобы спутать было НЕВОЗМОЖНО.
Составила таблицу «проблемных» букв.
Когда логопед занимается с ребенком, «ставит звук», перед глазами обязательно должна быть «проблемная» буква, а рядом ее «конкурентка» (см. таблицу).
И когда ребенок проговаривает слова, показывает по табличке какая-именно буква есть в слове, сразу видно ошибку, а то четко выговаривает «Ж» и показывает на «З». Такое тоже может быть. Надо быть начеку, я специально следила, логопеду пришлось смириться с чокнутой мамашей. Т.е. я пыталась разъединить «неправильное» соединение понятий, например,
БУКВА «З» — ЗВУК «ЖЭ».
Таблица «проблемных» согласных букв (составляется индивидуально для ребенка) Проблемные пары букв: С –Ш — Щ, Ц — Ч, З –Ж, Л – Р. ( в каждой паре — контраст ЦВЕТОВ).
Таблицу составляла для походов к логопеду ( ходили «ставить» звуки, термины «тёплый» или «холодный» звук немного помогали различать звуки в проблемной паре). Но потом возникла идея улучшить таблицу, сделать её еще лучше, нагляднее, более запоминающуюся. Так я перешла к разноцветным карточкам. Карточки использовала ТОЛЬКО дома, для проверки фонематического слуха с помощью различных диктантов. Помогало. Если цветные карточки объединить в таблицу, то наверное таблица получится слишком пестрая и трудная для понимания. Лучше работать с ПАРОЙ цветных карточек.


С, Ц, З — синие (холодный воздух при выдохе)
Ш, Щ, Ч, Ж — красные (теплый воздух при выдохе)
Л — лиловый цвет,
Р — розовый.
Слово «жовтий» ( и по-русски и по-украински) он упорно писал «золтий», пока не сделала ЖЕЛТУЮ карточку с буквой «Ж» и ЗЕЛЕНУЮ карточку с «З»; «Ч» — на черной (черный Черныш — белая буква на черном фоне), Ц — на оранжевой («цыпленок»)(коричневая на оранжевом фоне).
На одном сайте недавно прочитала, что у детей с дисграфией большие способности к рисованию, может быть, некогда было заняться рисованием всерьез.
Если подчеркивать (обводить кружком) «твердые» и «мягкие» слоги одной и той же согласной, нужно брать всегда пару «противоположных» гласных.
Например, «А» и «Я», «У» и «Ю», «Е» и «Э», «И» и «Ы», «О» и «Ё» всегда отмечать один слог красным, другой синим, чтобы ребенок запоминал разницу (контраст и визуально и на слух).
Я пытаюсь его приучить видеть во всем РАЗНИЦУ, потому что, (мои наблюдения) когда ребенок «не видит разницы» или «лень сравнить эту чепуху (буквы)», тогда для дисграфии и дислексии очень благоприятные условия для роста.
А если с первого взгляда замечает (слышит) РАЗНИЦУ, то эти БЯКИ БУКИ ему не страшны.

В идеальном варианте, чтобы получить максимальный эффект, аналогичные упражнения нужно выполнять для букв всех языков, который ребенок начал изучать. (поиск и закрашивание букв в тексте, в таблице).

Правильно выговаривать звуки эти упражнения не научат, с этой проблемой Вам может помочь только логопед.
Проанализируйте какие-именно ошибки встречаются чаще всего.
1. При списывании.
При ЭТОМ виде работы очень важны зрительная память и зрительное внимание. Натренировать их помогут упражнения с цветными карандашами.
Сперва нужные объекты необходимо обводить ЦВЕТОМ для привлечения внимания ребенка, когда ребенок научился замечать в ТЕКСТЕ эти объекты, тоже упражнение нужно делать «глазами» (без ЦВЕТА), (проверка — списывание или устный ответ).
2. При диктанте.
При ЭТОМ виде работы очень важен фонематический слух (насколько правильно ребенок слышит и различает разницу между звуками, не только отдельными «А-а-а», «С-с-с», «Ш-ш-ш» (и т.п.) но и в словах («Саша», «Жаба», «Железо» и т.п.).
Проверьте, прочитайте ребенку несколько стишков-чистоговорок, пусть карточками покажет какие звуки он слышит (часто путают звуки: з-ж, ш-щ-с, ч-ц, л-р и много других «индивидуальных» вариантов).
Натренировать фонематический слух помогут выборочные (выбрать слово с заданным звуком) и распределительные (слова распределить по 2-м или 3-м столбикам, в зависимости от наличия звука) диктанты из методички (сборника диктантов, чистоговорок, стишки из азбук, логопедические стишки). Диктанты сперва — устные (ответ — карточками), а потом — письменные.
Мое наблюдение: где-то в мозгу ребенка «не срабатывает» что
1) «вид буквы» (в книге),
2) «звук буквы» (на слух),
3) мышечная память губ и языка (произношение)
4) мышечная память руки (написание)
Это ЧАСТИ ОДНОГО ЦЕЛОГО.
Например, пазла из 4-х частей. Ребенок постоянно, 1-2 пазла «подставляет» «неправильных». Нужно отслеживать ТАКИЕ моменты.
Это касается не только отдельно взятых букв, но и букв в составе слова. Причина этому (из интернета) «несогласованная работа полушарий головного мозга». Купила недавно «Прописи для правшей и левшей» И.В, Мальцевой («Ранок»), попытаемся тренировать взаимодействие полушарий (писать-рисовать нужно одновременно двумя руками, одинаковые рисунки).

Но можно попытаться превратить «минусы» в «плюсы». Использовать игровую мотивацию для тренировки зрительного внимания и фонематического слуха. Объектами игр будут не игрушки, а проблемные элементы (постоянные ошибки):
1) наборы букв, цифр, знаков ( точки, запятые, плюсы, минусы и т.д.)
2) специально подобранные тексты с наличием «проблемных» букв.
3) цветные карточки с буквами (цветной картон), слогами, (например: «Ь», «Ъ», «точка», «запятая» и др.)
4) тренировать внимание можно на любом тексте (с подходящим шрифтом), если в нем есть знаки, сочетание знаков, для поиска.
5) а тему ВРЕМЯ изучать по рисункам, календарям, с помощью маркеров и таблицы умножения.
ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Школьные будни первоклассника начинаются со списывания букв, слогов, предложений. Т.е. нужно начинать с тренировки зрительного внимания.
Примеры упражнений можно увидеть в «Полезные каникулы» (см. фото страниц). Или других учебных пособий, логопедических тетрадях ( с хорошим крупным шрифтом).
1. Закрашивание букв в табличках .
В тексте задания (перед таблицей) можно обвести заданные буквы необходимым (контрастным) набором цветов, ребенку будет понятнее.

2. Поиск и обведение карандашом в тексте заданной ПАРЫ букв. Буквы отмечаются ОБЯЗАТЕЛЬНО контрастными карандашами.
2.1. Сперва ВСЕ буквы №1, потом ВСЕ буквы №2 (в одном тексте).
2.2. Буквы №1 и №2 отмечаются одновременно, согласно «живой» очереди ( в следующем тексте или наборе слов).

3. В следующем (№3) тексте отмечаются СЛОВА (целиком) с заданными буквами, например, буквы «С» и «Ш» (контрастными цветами).
3.1. Слова с «С»- синим цветом.
3.2. Слова с «Ш» — красным цветом.
3.3. Слова с «С» и «Ш» — фиолетовым цветом.

4. Из текста (набора слов) выписать в 2 (или 3) столбика слова:
С «С», с «Ш», с «С-Ш». (или другую пару проблемных букв).

5. Списать небольшой текст для проверки, насколько запомнил буквы.
Текст должен быть специально подобран (наличие «проблемных» букв или знаков).

6. Более сложное. Отметить в тексте СЛОВО с буквой «С» (например) под №10, №15. ТОЛЬКО под указанными номерами (т.е должны быть «обведены» только 2 лова).

7. Отметить только те слова, где ЗАДАННАЯ буква на ЗАДАННОМ месте (начало слова, середина, конец).

Подготовка к диктантам. Тренировка фонематического слуха.
1. Из методички зачитывается набор слогов (потом слов), ребенок должен «хлопнуть» в ладоши, когда услышит нужный звук. Перед этим вместе с ним этот звук отчетливо несколько раз произнести. ( глядя на картинку «предмет + буква»).
«Предмет»- чтобы ребенок хорошо запомнил и букву и звук нужна какая-то «зрительная» ассоциация (близкая и понятная ребенку).
Например, «Ш-ш-ш» — «гусь шипит», «Щ-щ-щ» -« гусь щипается» (можно слегка ущипнуть). ( картинка гуся). Так мой сын довольно быстро запомнил разницу между этими буквами и звуками (у логопедов есть много таких карточек, только все дети разные,
интересы и игрушки разные, карточки (близкие пониманию) могут быть разные.
)
1.1. сперва «прорабатываем» звук №1
Если ребенок правильно показывает карточку при зачитывании слов с №1 или Без него, можно переходить к следующему этапу.
1.2. потом звук №2. Проверить правильно ли слышит звук (карточка).
2. Теперь «ищем» оба звука одновременно (нужны цветные карточки)
2.1. слова с одним из звуком (или или) ( «сом», «шапка»).
2.2. слова с обоими звуками одновременно («Саша», «суша», «суши» и т.п) (карточками должен показать, какой звук первый, какой следующий).
3. Написать выборочный диктант (выбрать из зачитываемых слов, слово с «нужным» звуком, записать).
4. Написать распределительный диктант (распределить по столбикам: №1, №2 и 1+2)
5. Просто диктант (небольшой текст с «нужными» буквами в словах или знаками).

За одно занятие такой объем, конечно не успеть. В начале каждого занятия нужны упражнения на внимание, чтобы «освежить» в памяти прошлое занятие.
Каждый день мы «проходили» 1-2 страницу (текстов) за 1 занятие, иногда успевали Сделать 2 занятия (утром и после обеда).
Для тренировки фонематического слуха очень важно, чтобы ребенок на слух слышал (мог определить) количество слогов, «твердый» или «мягкий», открытый или закрытый.
Для этого можно вернуться к первым текстам (где отмечали отдельные буквы) И красным отметить «мягкие» слоги (например: МЕ, МИ, МЯ, МЁ, МЮ), синим «твердые» слоги (МЭ, МЫ, МА, МО, МУ) для одной и той же согласной.
Сделать карточки со слогами (синие и красные), проверить, как ребенок слышит разницу между слогами :
1. группа слогов ( и «твердые» и «мягкие»).
2. группа слов (с «нужными» слогами).
Для закрепления можно поискать в тексте слова с этими буквами, Обвести разными цветами, написать распределительный диктант.
Если ребенок читая, «фантазирует» произносит другие буквы, СОВСЕМ другие слова, полезно будет:
1. найти в тексте проблемные элементы, обвести карандашом. (например, «Е- красным — читается „мягко“, „Э“- синим — читается „твердо“).
2. ребенок должен прочитать текст с цветными „подсказками“. После прочтения вслух нескольких текстов с „подсказками“ запомнит.
3. можно проверить запоминание упражнениями „Вставь букву“ или „Исправь ошибку“, «Орфографический тренажер» (учебные пособия „Ранок“ и др.).
4. если ребенок „глотает“ или „не замечает“ окончания тоже самое. В подобранных текстах найти и обвести :
— сперва «нужные» окончания во всех словах;
— потом все слова с «нужными» окончаниями.
Например: ВСЕ слова, с заданной комбинацией последних букв (выбрать нужную):
»-тр", "-та", "-ло", "-ки", "-ий", "-ой" и др.
Прочитать, обязательно. А потом научиться читать правильно без цветных «подсказок».
Тоже самое можно применять к приставкам, корням слов, суффиксам (главное, правильно определить проблему).
ЦВЕТ можно использовать так же, что бы отметить разницу в произношении:
1) громко — тихо
2) быстро — медленно;
Полезно делать упражнения где много разных шрифтов, а прочитать предложения нужно в определенном порядке.
ЦВЕТ помогает увидеть и запомнить проблему, а потом нужно чтобы ребенок НАУЧИЛСЯ (после тренировки зрительного внимания) и СМОГ бы все увидеть, заметить без цветных «подсказок».
После того как «разобрались» с печатными буквами, проверьте Как обстоят дела с прописными. Наверняка, есть «проблемные».
Можно аналогичные упражнения делать на прописных текстах, самим написать ( специально с ошибками), чтобы ученик прочитал, нашел и исправил.
В «правильных» (без ошибок) текстах можно искать заданные " проблемные" элементы.
Очень хорошие тетради для коррекции дисграфии:
О.В. Чистякова «20 занятий по рус.языку для предупреждения дисграфии» (для 1 класса, 2-ого, 3-4 классов); Крутецкая В.А. «90 эффективных упражнений по коррекции дисграфии» (Все -ИД «Литера», Россия ).
Проблемы возникают по всем предметам, к сожалению. Особенно, если задание дается НА СЛУХ, а перед учеником ТОЛЬКО чистый лист тетради. Нет ни каких зрительных ориентиров: ЧТО? ГДЕ? КАК? писать.
К таким моментам нужно дома ребенка «подготовить», специальными упражнениями, например математическими диктантами (сборник диктантов).
Нужно учить стихи (если уговорите) тренировать память. Мы учили стихи и правила по несколько раз списывая строчки из учебника в тетрадь-черновик.
Из интернета — «у ТАКИХ детей преобладает зрительная память».
ОБЯЗАТЕЛЬНО делать «Работу над ошибками», обращать внимание ребенка на каждую ошибку или группу аналогичных ошибок (но не ругать). Чтобы он точно знал где «Правильно», а где «Неправильно», ЦВЕТОМ ОБВЕСТИ (подчеркнуть разницу, ошибку). Чтобы он увидел и запомнил. В первом классе «Работа над ошибками» — написать несколько раз правильно слово, в котором была допущена ошибка (1-2 строчки).
Постепенно, улучшать почерк. Определить 2 самых крупных недостатка почерка, подчеркнуть красной ручкой (чтобы ребенок увидел, понял недостаток, запомнил КАК правильно). Добиваться, чтобы именно-эти недостатки исчезли. Когда ребенок привыкнет
писать «по-новому» (БЕЗ этих дефектов), можно найти другую пару дефектов почерка, «воевать» с ними. Проблем еще много. Надеюсь, постепенно со всеми справимся.

P.S.
Если какие-то моменты в статье были не совсем понятны посмотрите статью
https://www.liveinternet.ru/journal_proc.php?action=redirect&url=https://mamaclub.ua/trudnosti-v-obuchenii/user_material/disgrafiya-opyt-mamy-kak-s-ney-mozhno-borotsya-2388.html
(здесь немного подробнее изложено).

Список литературы
1. С.Г. Зотов «Повышение скорости чтения»
2. Е.Н. Спивак «Исправляем произношение» (речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков)
3. И.Е. Токарь «Сборник упражнений по предупреждению и коррекции письменных нарушений речи» (очень много полезных упражнений, со «шрифтом» тоже).
4. Р.И. Лалаева «Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников»
5. Г.Г. Мисаренко «Учимся определять части речи», «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе»
6. О.В. Елецкая, И.Ю. Горбачевская «Коррекция дизорфографии» (5-6 класс) (методические рекомендации и упражнения).
7. З.И. Бекшиева «Коррекция письменной речи у школьников»
8. Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи у первоклассников»
9. Л.Н. Лисенкова «Развитие и коррекция навыков чтения»
10. И.В. Прищепова «Дизорфография младших школьников»
11. Н.А. Кочеткова «Я различаю буквы о-а, сходные по написанию: альбом ученика (и другие), издательство „ГНОМ и Д“, 2005.
12. В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева „ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО.Обучение, развитие и исправление недостатков“.
13. Н.Г. Алтухова „Научитесь слышать звук“.
14. А.А. Осипова „Диагностика и коррекция внимания“ (программа для детей 5-9 лет).
15. З. В. Короткевич « Текстовые упражнения для развития орфографической зоркости младших школьников. 2-4 классы. Издательство: Мозырь: Содействие. Год: 2010
16. А. Е. Соболева, Е. Н. Емельянова « Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом» Издательство: Питер Год: 2008
- Андрей
- Андрей
Как всегда борьба со следствием, никому и в голову не приходит, что причиной дисграфии часто является дислексия и пока не будет устранена причина, со следствием бороться бесполезно. Почитайте книгу Рональда Дейвиса «Дар дислексии».
Женечка
Женечка
Карим
8 лет
Крымск

У нас такая ситуация дочка заканчивает первый класс и кл. рук посоветовала обратиться к логопеду именно по поводу дисграфии. Читает хорошо, отвечает всегда на уроках. Ребенок общительный. Сходили мы сейчас к логопеду и она говорит: ну надо да заниматься, как по русскому языку так и в логопедии🤔🤔

Я в замещательстве… первый класс, и репититор по русскому языку ну перебор точно! Что я и озвучила)

Еще делали они там тесты и дочка написала Е в другую сторону🤔 есть подучается оптическая дисграфия что и озвучили мне.

Кто сталкивался? Точно ли помогут занятия с логопедом. Я сомневаюсь тк конец года, каникулы.

Татьяна Линькова
Татьяна Линькова
Дмитрий
17 лет
Егор
9 лет
Воронеж
Женечка 

Дисграфия не лечится, я среднего в 1- 2 классе таскала, все бесполезно, как впрочем логопеды и репетиторы сразу и говорили, мучается по сей день, в 6 классе сейчас, ничего поделать нельзя..

Женечка
Женечка
Карим
8 лет
Крымск

Блииин не пугайте??

Ее много видов дисграфии этой… у вас что именно ?

Татьяна Линькова
Татьяна Линькова
Дмитрий
17 лет
Егор
9 лет
Воронеж
Женечка 

У нас так же при письме буквы путает, иногда неправильно пишет, иногда вообще без гласных...

Женечка
Женечка
Карим
8 лет
Крымск

А дома пишите? Я прочитала надо сначала списывать с книг? Потом подтиктовку...

мне логопед не сказала, что это не лечится?

Татьяна Линькова
Татьяна Линькова
Дмитрий
17 лет
Егор
9 лет
Воронеж
Женечка 

Да писали, что только не делали, конечно сейчас есть прогресс, но не большой… пока выезжаем на правилах, на теории, плюс учитель знает про дисграфию, лояльно относится… Он вот по слогам или буквам к примеру все называет нормально, начинает писать, и беда прям… При чем даже при переписывании текста, все равно такое...

Анюта
Анюта
Виктория
3 года
Новосибирск
Женечка 

Дисграфия и дислексия не лечатся. Таким детям нужен специальный класс со специальным обучением

Женечка
Женечка
Карим
8 лет
Крымск

Так моя например не постоянно пишет буквы зеркально? больше смахивает на невнимательеость. Я читала девочек, у кого дети зеркально пишут логопед помог...

Женечка
Женечка
Карим
8 лет
Крымск

Есть же разные виды дисграфии. Или все виды не лечатся? И вы врач? Очень волнуюсь

Мария Филиппова
Мария Филиппова
Лобня

Вчера поставили нам эту штуку...
Сын левша и сказали, что он предрасположен к этому… если в кратце то он все «зеркалит» читает справа-налево, пишет так же, ещё и буквы переворачивает в другую сторону. Конечно будем корректировать.
Но меня очень волнует у кого так было? Прошло/не прошло? Долго корректировали? Как отразилось в будущем на чтении и письме? Ну и вообще советы по теме
Чучундра
Чучундра
Тим
10 лет
Химки
Мария Филиппова 

Даже не заворачивайтесь! Мало того что у моего также, пока не напомнишь, как правильно, так и у большинства знакомых. Читать начинает только сейчас мой. Девочки быстрее все схватывают, быстрее исправляются, мальчишки медленнее, это не страшно! Не примеряйте никакие диагнозы на ребёнка. Все перерастёт).

Лёлик
Лёлик
Марк
8 лет
Лобня
Мария Филиппова 

Тоже самое было с старшей, теперь младший 4,8 лет читает наоборот. Старшая до сих пор пишет буквы и цифры не как взрослые

ЗвездаВстакане
ЗвездаВстакане
Москва

В школе логопед (аллилуйя!) наконец-то заметила проблемы у сына. Сказала, что дисграфия. Я спросила куда пойти, чтоб исправить ситуацию, она сказала, что надо начинать с поликлиники. Девочки. Помогите пожалуйста. С чего начать? Куда идти? К кому записываться? Сын в третий класс ходит. Всё понимает, но выразить в письменном виде не может. Прочитала, что надо идти к неврологу вроде как.
Светлана
Светлана
Артём
15 лет
Москва
ЗвездаВстакане 

Сначала к педиатру

Снежинка
Снежинка
Купидончик
9 лет
Огурчик
4 года
Москва
ЗвездаВстакане 

Сначала в любом случае к педиатру, она даст все направления

МилаяСовушка
МилаяСовушка
Кира
6 лет
Сыночек
4 года
Москва
ЗвездаВстакане 

Нас отправили в центр Патологии Речи, но ездить сейчас и вообще я не смогу теперь.

ЗвездаВстакане
ЗвездаВстакане
Москва

Это в Чертаново?

МилаяСовушка
МилаяСовушка
Кира
6 лет
Сыночек
4 года
Москва
ЗвездаВстакане 

Не, таганская! Николо -ямская

ЗвездаВстакане
ЗвездаВстакане
Москва

С него не сняли ОНР 2 типа с сада. В карте есть отметка. Это как-то влияет на скорость получения помощи или направления?

ЗвездаВстакане
ЗвездаВстакане
Москва

По разному. В основном четвёрки, но оформление писееееец

ЗвездаВстакане
ЗвездаВстакане
Москва

Ребёнок очень любит учиться, сейчас еле на четвёрки выползли. Мне его ужасно жалко. Он себя винит, что не может нормально писать. Я его уговариваю, что всё образуется и будет писать нормально. Он учительнице заявил, что хочет все каникулы в школу ходить.

ЗвездаВстакане
ЗвездаВстакане
Москва

А я и не знала о дисграфии. В первом классе логопед сказала, что всё зачипись, во втором всё зачипись.

Воскресшая
Воскресшая
Ольга
8 лет
Марианна
11 лет
Артём
12 лет
Ника
16 лет
Евгений
17 лет
Гатчина
ЗвездаВстакане 

Нам логопед и невролог от поликлиники ставили этот диагноз. Артёму

Наталья
Наталья
Рязань

Как понять что ребенок дисграфик? Как помочь в обучении? Диктанты пишем очень плохо, по математике тоже проблемы. Задачи совершенно не умеет решать,

ГалинаGalina
ГалинаGalina
Старшаядочь
12 лет
Младшаядочь
8 лет
Москва
Наталья 
https://www.baby.ru/community/126532/ лучше в этом сообществе пообщайтесь, там есть ответы.
ГалинаGalina
ГалинаGalina
Старшаядочь
12 лет
Младшаядочь
8 лет
Москва
Наталья 
https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/3577697/
Лана Ожегова
Лана Ожегова
Ставрополь
Наталья 
На это учителя обратили внимание, или Вы? Возможно просто нет стимула учиться?!
Юлёк
Юлёк
Необычный
8 лет
Наталья 
К специалистам не обращались?
Иветта
Иветта

Здравствуйте. Обращаюсь ко всем родителям , которые столкнулись с проблемой дисграфии. Если Ваш ребёнок не успевает в школе , плохо читает , допускает глупые ошибки на письме , зайдите в контакте в группу " Центр развития речемышления" послушайте аудиозапись.
НАФАНЯ
НАФАНЯ
СОФЬЯ
12 лет
Воронеж
Иветта 
а это только только для школьников?а для сада есть?
Иветта
Иветта
Послушайте там система для всех детей. В контакте " Центр развития речемышления"
ЗвездаВстакане
ЗвездаВстакане
Москва
Дислексию убрали, оставили дисграфию.Подобрали ноотроп и мы меняем нейропсихолога.
Надежда
Надежда
Мытищи
ЗвездаВстакане 

Правильно.

Ritter Choose
Ritter Choose
Морковка
6 месяцев
Саратов
ЗвездаВстакане 

А с дефектологом занимались?

ЗвездаВстакане
ЗвездаВстакане
Москва

В саду был логопед, дефектолог, массаж. В школе уже нет этого. Потом в Москве можно только с логопедом или с нейропсихологом заниматься.

Лариса
Лариса
Харьков

Упражнения для коррекции дисграфии (1-4 части дневника)

Узнавай и участвуй
Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации