Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь.


Для произнесения звуков «Р, Рь» необходима сложная работа всех мышц языка. При произнесении звука «Р» рот открыт, кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе.   Выдыхаемая струя воздуха проходит по середине языка. Струя должна быть сильной, направленной.

Мягкий звук «Рь отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении звука „Р“.

Артикуляционные упражнения

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь.

Лопатка

Цель:  вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить  звуки пя-пя-пя… Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.



 

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь.

Кто дальше загонит мяч?

Цель:  вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.   Нельзя надувать щеки.    Следить, чтобы произносили звук «Ф», а не звук «Х»,  т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.




Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь.


Почистим зубы


Цель:  вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает   только язык.


Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь.

Забиваем гвозди

Цель:   вырабатывать подъем  языка вверх, подвижность его передней части. Открыть рот, кончиком языка стучать у основания верхних зубов под счет от 1 до 10.  

Следить, чтобы кончик языка не высовывался из-за верхних зубов. 




Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь.


Качели

Цель:  укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается за верхние зубы, затем опускается за нижние зубы. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не прикусывают язык.




Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь.

Маляр

Цель:  отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

Губы и нижняя челюсть неподвижны.   Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.





Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь.

Барабанщик

Цель:  укреплять мышцы  кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх.  Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося   звук:  Д-Д-Д…  Сначала звук  «Д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная  струя.

                                     

                               




Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь.

Вкусное варенье

Цель:  вырабатывать движение широкой передней части языка вверх. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.   Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким. 



Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь.

Фокус

Цель:  вырабатывать подъем языка вверх, умение направлять воздушную струю посередине языка. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, по которой идет воздушная струя.


Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь.

Грибок

Цель:  растягивать  подъязычную связку.  Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.




Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь. 

Гармошка

Цель:  растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу, открывать — закрывать рот. Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком. 



Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь.

Пощелкать кончиком языка

Цель:  укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.



Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь.

Лошадка

Цель: укреплять мышцы языка,   вырабатывать подъем языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.





Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь.

Автомат

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка. Рот открыт, губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т — сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, кончик языка не подворачивался.




Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь.

Индюк

Цель:  вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл… (как индюк болбочет).  Следить, чтобы кончик языка был широким и не сужался. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.


Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь.

Комарик


цель:  вырабатывать подъем языка, подвижность его передней части.
Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести „дззз“, но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд, энергично нажимать языком на бугорки.

Кучер

Цель:  развивать вибрацию кончика языка.

1. Дуть на сомкнутые расслабленные губы. 2. Широкий расслабленный язык положить между губами,  дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.


˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
Сочи
31344228

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Лурека Инесса
Лурека Инесса
Жозефин
10 лет
Ницца

спасибо, в закладки кинула

Пожаловаться
Санька Любимая
Санька Любимая
Олечка
10 лет
Настенька
7 лет
Москва

глядишь, и я научусь))) утащила в закладочки

Пожаловаться
˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
Сочи

Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Егор
12 лет
Нефтекамск

Пожаловаться
˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
Сочи




Пожаловаться
Талина ИбблаГхыр
Талина ИбблаГхыр
Анюткин
16 лет
Ростов-на-Дону
Блин, половину сделать не смогла я(((((
Пожаловаться
˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
Сочи

Да ну, там не сложно) наверное, при показе легче и понятнее.

Пожаловаться
Талина ИбблаГхыр
Талина ИбблаГхыр
Анюткин
16 лет
Ростов-на-Дону

Так мои муж со свекровью делают всё на ура, даже Аня смогла, а я бестолочь

Пожаловаться
˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
Сочи

у тебя другими делами голова занята)

Пожаловаться
Талина ИбблаГхыр
Талина ИбблаГхыр
Анюткин
16 лет
Ростов-на-Дону

тогда уж рот

Пожаловаться
˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
Сочи

)))))

Пожаловаться
Елена Милая
Елена Милая
спасибо!!!!!
Пожаловаться
Романова Яночка
Романова Яночка
Волгоград
будем пробовать. спасибо!