Развитие речи от 2 до 3. Часть I. Норма и патология

В этом посте мы с вами поговорим о нормах развития речи с 2 до 3 лет, а также выясним, что такое задержка речевого развития и как ее опознать.

С 2 до 3 лет у малыша идет интенсивное развитие речи, совершенствуется диалогическая речь, он начинает много говорить, легко запоминает стихи, простые сюжеты сказок, может объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел и слышал. Речь его становится более выразительной. В разговорной речи начинают появляться различные глаголы, имена прилагательные, союзы и наречия, появляются простые двухсловные предложения. К двум годам нормой как для девочек, так и для мальчиков является наличие в их словаре не менее 50 слов. К этому возрасту малыш должен понимать обращенную к нему речь взрослых и уметь составлять простые предложения из 2-3 слов. Фактически большинство детей в этом возрасте знают намного больше слов и реальный словарный запас доходит до 300 отдельных слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. А уже к концу третьего года жизни малыш употребляет распространенные предложения, почти все части речи, то есть начинает овладевать речью-описанием.
Когда же он приближается к трёхлетнему рубежу, то он свободно манипулирует 1500 или даже чуть большим количеством слов.

НАПРАВЛЕНИЯ развития речи ребенка в 2 года практически не отличаются от направлений, по которым стимулируется речь с 1 до 2:

1. Игры на расширение пассивного (нужны для того, чтобы ребенок мог лучше понимать нас и окружающий мир) и активного словаря (слова, при помощи которых ребенок общается)
2. Игры, связанные с грамматикой, дадут возможность потренироваться в правильном употреблении предлогов и окончаний.
3. Игры на тренировку слухового внимания и фонематического слуха помогут ребенку научиться по звуку узнавать предмет и понимать смысл слов, которые очень похожи по звучанию (пила-юла, стол-стул, лес-лис).
4. Продолжаем работу над правильным речевым дыханием (чтобы речь плавной, регулировать громкость голоса).
5. Включаем игры на развитие мелкой и крупной моторики
6. Занимаемся развитием артикуляционной моторики (что даст возможность ребенку правильно выговаривать уже известные звуки и скорее усвоить те, что еще не удаются).

Чтобы речь у детей 2-3 лет соответствовала возрастным нормам, нужно постоянно стимулировать её развитие.

Основные ЗАДАЧИ, стоящие перед родителями в этот период:
— показывать пример чёткой и ясной речи, произнося слова и звуки, сохранять ровный спокойный темп, не заимствовать у ребёнка неправильно произносимые им слова.
— помогать с накоплением активного и пассивного словаря.
— учить ребёнка строить фразы, задавать вопросы.
— совершенствовать звукопроизношение детей третьего года жизни, заучивать небольшие стихотворения, чистоговорки.
— использовать для развития речи лучшие образцы детской литературы: сказки, рассказики, стихотворения, потешки, песенки

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР)

Это медленные темпы освоения норм родного языка детьми. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Заключение ЗРР ставится специалистами до 3 лет.

Задержка развития речи возникает из-за двух основных причин: органической (биологической) и социальной. Первая подразумевает наличие патологического фактора внутри организма, приводящего к нарушению общения (например, недоразвитие речевых зон, проблемы со слухом, аутизм). Задержка речи при этом объясняется либо нарушениями в нервной системе, либо нарушением в самом речевом аппарате (например, неправильный прикус, короткая уздечка, массивный язык и пр.)
О социальной задержке говорят, когда существует проблема вне организма, а именно в окружении. Такое состояние возникает на фоне нормальных, соответствующих возрасту умственных способностей ребенка без какой-либо патологии. Появлению задержки речевого развития способствуют, в первую очередь, окружение малыша и особенности общения родителей. В таком случае проблема в неправильном речевом воспитании ребенка (гиперопека и невостребованность речи, избыточный поток информации, которая не соответствует возрасту ребенка и пр.)

Также на речь могут повлиять психологические причины (испуг, ссоры и скандалы в семье).

Что должно насторожить родителей в поведении малыша:

— с года ребенок не отзывается на своё имя, не тянется к взрослым, которые зовут его на ручки (включая маму и папу), не показывает пальчиком знакомые объекты, когда их называют взрослые
— невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.)
— отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет, малыш даже не пытается подражать речи близких
— после 2 лет не задает вопросы «что это?»
— неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет
— полное отсутствие собственной речи в 3 года ( или ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.)
— преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов)
— не сопровождает свои игры с игрушками речью, лепетными словами, слогами и звуками
— стремится решать все свои проблемы самостоятельно, избегая любого проявления речи, контактов со сверстниками
— присутствует моторная неловкость, трудности переключения с движения на движение, плохо дается рисование и лепка.

До трёх лет ребенок не способен на 100% употреблять слова грамматически правильно итем более строить полноценные развернутые предложения, зато способен словами выражать свои желания, звать родственников и комментировать увиденное. Лепетные слова, такие как «кака», «гав-гав», «ляля» и пр. считаются за полноценные слова и дают основание подождать несколько месяцев, прежде чем обращаться к специалистам за помощью.

Далее мы рассмотрим игры и упражнения по направлениям развития речи и поговорим о том, с чего начать развивать речь не говорящего малыша🙂


Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск
9233555

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Ярослава
7 лет
Томск

Интересно, почему так много детей с речевыми проблемами. У вас есть какие-нибудь предположения на эту тему?

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск

Причин много, Татьяна. Начиная от того, что с дитем никто не разговаривает толком, только и слышно «нельзя, не трожь, куда полез» и пр. Элементарного общения нет как между мамой с папой, так между взрослыми и детьми. Гаджеты и обилие информационных носителей отвлекают от общения с малышом. Мамы и папы после работы обычно тоже хотят расслабиться, посмотрть ТВ, в компе посидеть. Ребенка посадить рядом… Заканчивая родовыми травмами, органическим поражением ЦНС и пр. 

Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Ярослава
7 лет
Томск
Соланж 

Спасибо за ответ.

Пожаловаться
Vika
Vika
Москва

мой в свои 2.2 тараторит без умолку)строит сложные предложения, рассказывает где гулял, что делал, то есть словарный запас у него отличный, но! именно звуки некоторые произносит неправильно.Звук "с" у него межзубный.Потом говорит например не телефон, а телеХон, то есть вместо ф идет х и это во многих словах.Мама моя логопед, говорит, что от 3 лет можно начинать ставить эти звуки.Конечно шипящие тоже хромают ну и Р и Л.Я думаю для нашего возраста пока все ок.

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск

Да, ваша мама права, в вашем возрасте ребенок должен хорошо произносить губно-губные, губно-зубные звуки, соноры (м, п, т, д, н, в и т.д.), свстящие формируется к 3 годам и после 3, шипящие к 4, Р и Л к 5-6годам, но могут и раньше. Замены звуков, близких по звучавнию тоже норма (ф-х, м-н, ль-вь и пр)

Мне однажды на занятие привели мальчика, ему было 3 года, так вот он меня на всю жизнь удивил: умел заводить моторчик и рычать РРРР, зато ни одного слова, кроме ДА не говорил! Вот так бывает

Пожаловаться
Vika
Vika
Москва
Соланж 

спасибо, успокоили по поводу звуков))мама же наоборот очень акцентирует внимание, что вот смотри сын у тебя неправильно говорит вот это и вот то?Особенно после того, как он у них погостит сутки-всю инфу мне выдает, что и как он правильно и неправильно делает?

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск
Vika 

бабушка логопед на страже речи внука)))) будьте спокойны, просто у ребенка еще недостаточно развит фонематический слух в этом возрасте (помним, что он развивается весь дошкольный период), чуть погодите и не заметите, как он сам будет исправляться? по вашим описаниям о такой речи мечтают половина мам плохо говорящих деток

Пожаловаться
Vika
Vika
Москва
Соланж 

кстати да, по поводу исправления слов, оч многие начал правильно говорить, раньше говорил Бич, а сейчас Дзип(джип)?

Пожаловаться
Дарья
Дарья
Дочка
11 лет
Малыш
6 лет
Москва

Спасибо, что делитесь знаниями!

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск

Дарья, мне приятно, что вам эта информация полезна!?




Пожаловаться
МамаМиши
МамаМиши
Зеленоград

Да уж… как-то мы не вкладываемся в рамки...?
Остаётся только надеяться, что наверстаем.
На днях начали появляться глаголы. ?
Рано конечно радоваться. ? Но для каждой мамы, любая мелочь уже успех.
Спасибо, Катюш, очень познавательно. ??

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск

Вах-вах!!! Вот видишь! Двигаемся же вперед! Радоваться не рано))) надо радоваться каждому шажочку и Мише это  демонстрировать! Пусть видит, как маме хорошо и приятно от того, что он говорит?

Надеюсь, дальше будет интереснее, Юль!?

Пожаловаться
МамаМиши
МамаМиши
Зеленоград
Соланж 

Ох, и я надеюсь. Спасибо, выселяешь надежду. ? А то что маман вообще раскисла. ?

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск
МамаМиши 

Юль, вот еще что тебе скажу — задержка речи, если с головой, грубо говоря, все впорядке и нет нарушений и недоразвития в других сферах(мышление, поведение и пр.) не отражается на учебе в школе и на ребенке в целом. Ждать до 4-5 мы не будем, разговорим, так что киснуть тут недопустимо??

Пожаловаться
МамаМиши
МамаМиши
Зеленоград
Соланж 

Буду стараться настраиваться на позитив) ??

Пожаловаться
Ксения
Ксения
Москва

да диагноз Задержка темпа речевого развития.
да, прогрес есть, я его вижу, мы наконец начали почти за всеми животными повторять, задаю вопросы постоянно, выбирает пальцем или кивком, да — только кивает, нет — произносит У-у, а Дай он как раз тянет даааа...

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск

А, у нас такой диагноз не пишут, сразу ЗРР (подразумевая ЗТРР) ставят, или грубая ЗРР.

Ну вот! Представь, все это  сынок должен был уметь делать год назад, а тут ему этот год наверстывать приходится.  Главное — занимайся, Ксюш, придет момент, его прорвет, накопление словаря и разговорная речь начнет развиваться быстрыми темпами, тем более если патологий никаких нет. У вас есть время до 3 лет, чтобы своими силами разговориться.

Пожаловаться
Ксения
Ксения
Москва
Соланж 

да уж, это точно, я наверно от него очень многого хочу, вот надеюсь сейчас чаще будет без меня, бабушка его не так понимает хорошо, может заговорит)

Пожаловаться
Ксения
Ксения
Москва

нам поставили ЗТРР в 1,5 года, было около 10-12 слов. он принимает все, правильно показывает цвета, формы, рисует, лепит, но все старается делать сам, объясняется только жестами, на все вопросы что это и кто это (за исключениями) он отвечает КА, и часто делает это специально, то есть ждет когда папа начнет смеяться что у него везде КА (как пример)
во всем остальном, ходим огромные расстояния пешком, просится на горшок (разными жестами обозначая какать он хочет или писать), все чаще ест сам ложкой, пьет из кружки. я уже не замолкаю вобще, уже даже нахожусь одна в магазине или где то, все комментирую. что он молчит то?! ?
сегодня хочу начать писать как ты советовала дневник речи

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск

Ксюш, а что такое ЗТРР? Я знаю ЗПРР диагноз, ты это имела в виду?

Смотри, если у вас задержка речи, даже темповая (которая при правильном подходе быстро пройдет), ребенку все равно нужно времячтобы разговориться, чтобы что-то где-то дозрело, чтобы сам ребенок понял, что нужно начинать пользоваться речью… На это может уйти до полугода. При условии, что нет никаких серьезных патологий и психически реьенок сохранен.

Правильно, нужно обязательно вести дневник, записывать звуки, звукосочетания, слова, понятия, которые выдает сын, чтобы проанализировать, насколько быстро идет накопление активного словаря, есть ли вообще сдвиги и существенны ли они за опредеоленный период.

То, что комментируешь — отлично, а ребенка пытаешься в диалог втянуть? Задавать вопросы? Давать выбор, чтобы слова потихоньку вытягивать? Отрабатываете уже имеющиеся? (например, сын говорит ДА, превращаем его в ДАЙ. Потом прибавляем к ДАЙ еще словечко,  — МАМА, ДАЙ и т.д.

Пожаловаться
Malichka
Malichka
Ташкент

362 9

Пожаловаться
Оксана
Оксана
Владимир
6 лет
Запорожье

Спасибо большое, особенно для меня интересно ЗРР, я писала дипломную работу на тему ЗПР, но тема речи обошла меня стороной )))

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск

Думаю, тогда многое в этой теме все равно будет тебе знакомо, Оксан.  Может только методики и упражнения в новинку))) все-таки это чисто логопедия пойдет