Интерпретация психологических особенностей и развития ребёнка по его рисунку. Часть 2

Кому интересны психологические тесты и всякое подобное, и если ещё не успели подробно прочитать первую часть, рекомендую потренироваться сначала на себе – нарисовать человека на вертикально расположенном листе формата А4, используя карандаш и ластик. А потом почитать интерпретацию – очень познавательно  Важно: для объективности интерпретации стоит учесть условия проведения тестирования, описанные в начале предыдущего поста
https://www.baby.ru/blogs/post/586820606-181805786/

☀ Характер изображения
Головоног: норма до 4-х лет, позже — задержка в развитии изобразительной функции (далее ЗРИФ) и, возможно, в общем умственном развитии (далее ОУР); иногда умственная отсталость.

Схематический (руки и ноги одинарные линии-палочки): до 5,5 лет норма, позднее — либо нежелание выполнять задание, либо ЗРИФ или в ОУР; негативизм, нарушение обучаемости.

Одни конечности изображены одинарной линией, другие — двойной: до 6,5 лет соответствует норме, позднее — импульсивность, ЗРИФ и, возможно, в ОУР; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга, умственная отсталость.

Руки и ноги изображены двойной линией: до 8-ми лет соответствует норме, позже — формальное отношение к заданию, ЗРИФ и, возможно, в ОУР; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга, умственная отсталость.

Промежуточный между схематическим и пластическим: до подросткового возраста соответствует норме, позже — импульсивность, ЗРИФ и, возможно, в ОУР; иногда нарушение обучаемости.

Карикатурный: демонстративное поведение, обычно в сочетании с негативизмом, асоциальностью или антисоциальностью, желание «закрыться» от проверяющего.

☀ Поза человека

Изображение наклонённой фигуры говорит о психологической неуравновешенности и нестабильности.

Развернутое анфас тело с головой в профиль, как на египетских фресках, может быть знаком испытываемой социальной напряженности. Если тело повернуто на три четверти, рисунок свидетельствует о творческой направленности ребёнка. О том же и вдобавок о высокой активности — если фигура движется или выполняет какую-то работу.

Сидячая или лежачая фигура — признак пассивности, особенно если подтверждение находится в других деталях картинки (например, у человека безвольно опущены руки).

Если ребёнок рисует фигуру, закрытую предметами, изображенными на переднем плане (большим столом, например), это может говорить о негативизме, сложностях в общении и проблемах социализации.

Тип персонажа

В целом изображение человека в определенной роли — это показатель демонстративности, то есть повышенной потребности во внимании и похвале, склонности к театральным эффектам и чрезмерным чувствам. Особенно наглядно она проявляется в выборе персонажа, на которого обычно с восхищением смотрит масса людей — артиста, фигуриста, актера и других.

Некоторые типажи принято толковать определенным образом. Например, шут или клоун — знак сниженной самооценки, а иногда и негативного самопредъявления (позиции «ужасного ребёнка», который нарушает нормы и правила, чтобы быть замеченным окружающими). Король, принц или вельможа символизируют высокий уровень притязаний. Военный может указывать на агрессивность, а любой «плохой» персонаж (вор, грабитель, наркоман, пьяница) или отрицательный сказочный герой — на негативизм, асоциальность или антисоциальность, а также негативное самопредъявление.

Интерпретация психологических особенностей и развития ребёнка по его рисунку. Часть 2


Любопытно, что изображение полицейского или милиционера имеет тот же смысл, что и рисунок преступника (ярко выраженная антисоциальность), несмотря на любые комментарии автора.

Стариков и нищих рисуют при депрессии, плохом настроении. Изображение человека с подчеркнутыми признаками богача или бедняка свидетельствует о недовольстве своим материальным положением.

Наконец, робот и инопланетянин выражают интровертность автора, говорят о чувстве одиночества, иногда — о шизоидной акцентуации (типе характера, который отличается чрезмерной замкнутостью и закрытостью для окружающих).

☀ Символика частей фигуры

☀ Голова: сфера интеллекта и место, где ребёнок размещает свое «я». В норме дети начинают рисовать человека с головы и уделяют ей максимум внимания. На голове обычно больше всего деталей, и появляются они раньше других (ресницы, очки, головные уборы, усы, украшения, элементы прически и прочее). Если голова нарисована небрежно, а детали отсутствуют, это может говорить о плохой социальной адаптации.

Наоборот, «зацикленность» на голове показывает ослабление умственных способностей или самоконтроля.

Иногда дети, отстающие в психическом или умственном развитии, рисуют непропорционально большую голову. Стоит подумать и о другой причине: неприятных физических ощущениях в этой области — головных болях, травме. Маленькая голова в сочетании с подчеркнутой физической силой — показатель агрессивности.

Важно обращать внимание и на соотношение пропорций головы и туловища, оно показывает баланс духовного и физического в ребёнке.

Волосы: большое внимание к волосам, изображение пышных причесок в рисунках девочек свидетельствует о сексуальном созревании.

Лицо: центр коммуникации, сфера общения. Исследователи называют его «самой социальной частью рисунка». Слабо и нечетко прорисованные черты лица выявляют сложности в общении, робость, уход от проблем и конфликтов в отношениях с окружающими. Об этом же говорит последовательность рисования, при которой лицо изображается в конце.

Если лица не видно вообще, потому что оно не прорисовано или человек изображен со спины, это свидетельствует о негативизме (иногда то же самое значит и рисунок человека в профиль). Сильное подчеркивание черт лица может указывать на попытку создать образ успешного и социально адаптированного человека — в качестве компенсации настоящему положению дел. Закрашенное лицо — знак того, что ребёнок утратил чувство собственного «я». Голова робота или животного на человеческом теле также является сигналом негативных переживаний.

Интерпретация психологических особенностей и развития ребёнка по его рисунку. Часть 2


В нормальном изображении лица все детали должны быть расположены на своих местах: глаза — симметрично в верхней части, нос — ниже и примерно посередине, под носом — рот. Нарушение нормы может быть признаком асоциальности или отклонений в развитии.

Очень важно обращать внимание и на выражение лица. Грустное — сниженное настроение, неглубокая депрессия, слабость и утомление, чувство одиночества, иногда сильная депрессия. Растерянное лицо говорит о неуверенности, тревоге, ощущении бессилия, иногда невротическом состоянии. Отстраненное лицо отражает интровертность автора, его погруженность в свой внутренний мир и склонность к защитному фантазированию; иногда — шизоидный склад личности.

Мрачное лицо может говорить о негативизме, асоциальности, депрессии или дисфории (болезненно-пониженном настроении) и ригидности — психологической негибкости, неспособности приспособиться к меняющейся ситуации. Также возможны эпилептоидная акцентуация (тип характера, отличающийся раздражительностью, склонностью к недовольству и гневу, вязкостью мышления и педантичностью), психопатия. Наконец, свой отпечаток накладывает и отрицательное отношение к обследованию.

Злое лицо — признак агрессивности, импульсивности, негативизма. Возможны остро протекающий подростковый кризис, отрицательное отношение к обследованию; иногда психопатия. Странное лицо — шизоидность, недостаточная социализированность, сниженная конформность (способность изменять поведение и мнение под давлением позиции большинства); иногда психическое заболевание. Неприятное и отталкивающее лицо говорит об отрицательном отношении к обследованию, негативизме, подростковом кризисе, асоциальности или антисоциальности, негативном отношении к изображаемому персонажу. Иногда это также признак психического заболевания.

Тревожным знаком является и полностью обезличенное изображение, ничего не выражающее, застывшее лицо.

Лоб: символ самоконтроля, область социальных контактов. Лоб всегда открыт для окружающих. Отсутствие лба на рисунке — сознательное игнорирование интеллектуальной сферы.

Глаза: в норме ребёнок рисует глаза со зрачками, глядящие прямо на зрителя.

Пустые глаза без зрачков обозначают проблемы в общении, иногда являются признаком аутизации. Кроме того, такие глаза характерны при наличии страхов и устойчивых фобий. При фобиях появляется также плотная штриховка глаз или же сами глаза могут быть чересчур большими.

Широко открытые, но не преувеличенные глаза — показатель любознательности. Если глаза маленькие, то автор рисунка скрытен и поглощен собственными переживаниями.

Персонаж с закрытыми глазами выражает желание отгородиться от внешнего мира и избежать контактов с окружающими.

Направленный в сторону взгляд свидетельствует о подозрительности. Прямой, но не дружелюбный, а пронизывающий взгляд выдает склонность к демонстративному и вызывающему поведению, агрессии.

Интерпретация психологических особенностей и развития ребёнка по его рисунку. Часть 2

⁣☀Брови: симметричные, ровные и аккуратные брови говорят о внимании к собственной внешности. Густые брови могут быть признаком резкости, грубости, строптивости. Слишком высоко поднятые брови символизируют высокомерное отношение к окружающим.

Ресницы: желание вызвать восхищение окружающих, потребность во внимании, похвале, признании собственной привлекательности.

Нос: сам по себе не несет смысловой нагрузки. Отсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности. Слишком большой, подчеркнутый нос может быть интерпретирован как недовольство своей внешностью (у детей с семи лет).

Рот: оскаленные зубы или, наоборот, поджатые маленькие губы выдают агрессивность и враждебность. Тщательно прорисованные зубы указывают на речевую агрессию, о том же свидетельствует открытый рот.

Интерпретация психологических особенностей и развития ребёнка по его рисунку. Часть 2

⁣Если рот уменьшен или перекошен, то с шести лет это интерпретируется как негативизм (поведение наперекор).

Интерпретация психологических особенностей и развития ребёнка по его рисунку. Часть 2

⁣☀Губы: символ сексуальной сферы. В детских изображениях человека при помощи губ передается выражение лица. Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, — признак верной половой идентификации.

Интерпретация психологических особенностей и развития ребёнка по его рисунку. Часть 2

⁣☀Подбородок: символ властности, воли, упорства. Если ребёнок перерисовывает подбородок, выделяет его, это может свидетельствовать о компенсации собственной нерешительности, боязни ответственности (в сочетании с остальными плохо прорисованными деталями). Акцент на подбородке также может быть знаком стремления к превосходству, страсти к соревнованию.

Шея: связывает тело (физическое начало, импульсивность) и голову (интеллектуальный центр, контроль).

Эту деталь обычно выделяют люди, которые озабочены отношениями телесных побуждений и контролирующего сознания, неуверенные в себе.

Длинная шея говорит о зажатости, скованности, манерности, чрезмерном самоконтроле. Короткая шея — прямолинейность и естественность. Отсутствие шеи — признак незрелости.

Интерпретация психологических особенностей и развития ребёнка по его рисунку. Часть 2

⁣☀Уши: если ребёнок обычно уже рисует уши (на других, «нетестовых», картинках), то они обозначают открытость и восприимчивость. Большие уши могут быть признаком излишней подозрительности и настороженности. Отсутствие ушей на рисунке, при том, что ребёнок изображает их всегда, — возможное неприятие критики, упрямство, повышенная чувствительность.

Руки: символ активности и готовности к контакту. Разведенные в стороны руки — признак общительности, желания взаимодействовать с миром. Если руки спрятаны за спиной, то автор рисунка замкнут или испытывает сильное напряжение.

Интерпретация психологических особенностей и развития ребёнка по его рисунку. Часть 2

Интерпретация психологических особенностей и развития ребёнка по его рисунку. Часть 2

⁣Как отказ от общения интерпретируется изображение рук в карманах, скрещенных на груди, упертых в бока. Гибкие, свободно расположенные руки свидетельствуют о хорошей социальной адаптации.

Негнущиеся и механически расставленные руки указывают на поверхностность в отношениях, неэмоциональные контакты. Руки, поднятые вверх, выражают враждебность (то же самое — заштрихованные, закрашенные руки).

Интерпретация психологических особенностей и развития ребёнка по его рисунку. Часть 2

⁣Полное отсутствие рук выдает крайнюю степень пассивности, необщительности и интеллектуальной незрелости. В сочетании с такими особенностями рисунка, как отсутствие рта, туловища и общая гротескность изображения, «безрукость» свидетельствует о плохой приспособленности ребёнка. Также это может быть сигналом испытываемого чувства вины, переживания собственной агрессии.

Также стоит уделить внимание длине и силе рук. Короткие руки означают замкнутость, стремление держать себя в строгих рамках. Длинные — направленность во внешний мир, контактность и желание приобретать.

Изображение мускулистых рук указывает на приоритет силы (с его помощью может компенсироваться и собственная слабость). Хрупкие и тонкие руки говорят о страхе, нерешительности, слабости, в том числе болезненности.

☀ Кисти рук и ладони: кисти нормального размера, с проработанными деталями указывают на благополучие в сфере общения. Если они слишком большие, то автор испытывает высокую потребность в общении, и наоборот, преуменьшенные кисти говорят о проблемах и нарушениях в этой области. Руки, сжатые в кулаки, обозначают агрессивность, особенно если в руках у персонажа есть оружие. Кулаки, плотно прижатые к телу, — подавленная агрессия, тенденция к бунту, скрытая враждебность.

Большие ладони говорят о деятельном, активном характере, а их отсутствие — о неприспособленности, чувстве собственной непригодности и незначимости. Если ладони едва намечены, то у автора имеются проблемы с общением: недостаточная контактность, ограниченный круг знакомств. Также это признак низкой продуктивности в практической деятельности.

Хорошо прорисованные пальцы показывают способность контролировать ситуацию, управлять событиями.

Слишком длинные пальцы и ногти, удлиненные как у хищной птицы, свидетельствуют об агрессии и воинственности.

☀ Туловище: отражает представления ребёнка о физическом облике человека.

Сильное тело, нарисованное хрупким ребёнком, — признак компенсации. Также крепкое, крупное туловище можно интерпретировать как показатель силы характера. Широкие плечи изобличают физическую мощь и желание превосходства.

Слабое тело может указывать на негативное переживание в прошлом, стресс, общую подавленность. Такое тело в сочетании с маленькой головой обозначает стремление избежать самоконтроля.

Угловатое и худощавое туловище типично для интровертного (углубленного в себя) типа личности.

Прямоугольное туловище выражает мужественность и экспрессивность.

Дополнительные аксессуары и детали на теле в целом свидетельствуют об эгоцентризме и повышенном внимании к своей персоне. Пупок на рисунке ребёнка старшего возраста — признак инфантильности или стремления уйти в себя. Крайне негативным показателем и знаком психических отклонений считается изображение внутренних органов.

Интерпретация психологических особенностей и развития ребёнка по его рисунку. Часть 2

⁣Если туловище изображено штрихами без контура, возможна острая тревога, иногда психическое заболевание (с пяти лет). Нарочито уродливое тело с искаженными формами указывает на негативизм, асоциальность или антисоциальность, импульсивность, острый стресс. Иногда речь идет о психическом заболевании или органическом поражении мозга (с шести лет).

Интерпретация психологических особенностей и развития ребёнка по его рисунку. Часть 2

Ноги: символ опоры. Широко расставленные ноги — экстравертная поза, говорящая об устойчивой позиции.

Слишком тонкие, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги выражают неуверенность, слабость, чувство собственной никчемности, упадок духа. Если ноги нарисованы в профиль, автору присуща уверенность в себе. Отсутствие ступней или ступни, обращенные пальцами к зрителю, говорят о неуверенности, поиске опоры. Вообще, непропорционально маленький размер ступней или их отсутствие характеризуют эмоциональную незрелость, а в сочетании с общей неустойчивостью фигуры (которая может дополнительно на что-то опираться) — плохую приспособленность в быту. Очень большие ступни интерпретируются как потребность в опоре, ощущение ненадежности собственного положения в мире.

Интерпретация психологических особенностей и развития ребёнка по его рисунку. Часть 2

⁣Если ступни одетого человека изображаются с пальцами, то это может свидетельствовать о крайней агрессивности рисующего.

Гениталии: обычно отсутствуют на рисунках даже в подростковом возрасте, когда ребёнок изображает признаки пола. Как правило, сексуальная символика выражается подчеркиванием области груди (у девочек) и гениталий (у мальчиков и у девочек), рисованием экстравагантной или прозрачной одежды. Особая фиксация на изображении груди, бедер, генитальной области свидетельствует о серьезном неблагополучии в сексуальной сфере. Аналогичным образом выделение области тела, близкой к гениталиям, также говорит о проблемах (что типично для подростков). Отсутствие на картинке нижней половины тела обозначает избегание сексуальной тематики или проблемы половой идентификации.

Подчеркнутые признаки противоположного пола на рисунке человека свидетельствуют о несформированной половой идентификации, а иногда о ее нарушении (но в подростковом возрасте такой рисунок считается нормальным).

О том же говорит изображение персонажа без каких-либо признаков пола.

Иногда на рисунках рука персонажа прикрывает область гениталий. Это интерпретируют как контроль за сексуальными импульсами. Изображение полового члена с пятилетнего возраста трактуется как негативизм, асоциальность или антисоциальность.

Дополнительные детали: в сочетании с теми или иными особенностями рисунка помогают расшифровать его значение. Украшения, карманы, отделка, тщательно вырисованная одежда, шляпа и др. — признаки демонстративности.

Игрушка, шарик, флажок и прочие «детские» вещицы в рисунке подростка или взрослого человека указывают на инфантильность. Многочисленные пуговицы обозначают ригидность, иногда закрытость, стремление к самоконтролю, с подросткового возраста — опять же инфантильность. Оружие, режущее или рубящее орудие, палка — признаки агрессивности. Сигарета, рюмка, татуировка на лице или теле говорят о негативизме, асоциальности, иногда об антисоциальности. Раны и шрамы указывают на невротическое состояние, иногда — на асоциальность или антисоциальность. Изображение «открытых» внутренних органов — признак ипохондрии, невроза, иногда психического заболевания. Если к изображению персонажа добавлено окружение — пейзаж, интерьер и прочая «обстановка», — то причиной может быть творческая направленность автора или его демонстративность.

Интерпретация психологических особенностей и развития ребёнка по его рисунку. Часть 2

⁣Из книги «О детском рисовании» Марины Озеровой

Смотрите также: как нарисовать сову карандашом поэтапно


Анна
Анна
Челябинск
51098280

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
София
София
Климовск

Спасибо!!!!

Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Новосибирск

Ооо… я знаю на ком потренироваться! На сестре мужа, ей 14. Подросток блин.… Но вот вопрос, как интерпретировать рисунок творческого человека? Она много рисует. Именно людей, в разных позах, видах. Часто срисовывает героев из компьютерных игрушек. Соответственно сейчас, большой опыт в нарисовании человечка на листе))) В общем надо попробовать.

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Да, всё равно что-то своё у каждого есть… и как я поняла, нужно, чтобы она нарисовала именно того, человека, какого ЕЙ САМОЙ очень нравится прям рисовать, которого она сама часто рисует по внутреннему позыву какому-то, а не по заданию или не в качестве художественного эксперимента там, например — ну то есть, какой-то старый избитый её любимый образ пусть нарисует. Как-то так, я думаю.
Пожаловаться
Людмила
Людмила

Татьяна, проследите за тем кого нарисует первого, нажим на аарандаш, сопровождается ли рисунок звуками вслух, задает ли дополнительные вопросы, расположерие на листе бумаги...

Пожаловаться
Таисия
Таисия
Герман
7 лет
Иркутск

Не, сам так не сможешь трактовать. А вообще — как нормально-то должен рисунок выглядеть? Все какие-то патологичные(((

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Ну там норма тоже указывается обычно




Пожаловаться
Ана
Ана
Назар
5 лет
Ростов-на-Дону
Боже мой. Я до сих пор так рисую ??
Пожаловаться
Оксана
Оксана
Владимир
6 лет
Запорожье

Без пояснения ребёнком изображённого на рисунке все эти интерпретации часто не соответствуют действительности .

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

да-да, об этом есть уточнение в начале первой части, я ссылку в самом начале указала

Пожаловаться
Оксана
Оксана
Владимир
6 лет
Запорожье
Анна 

Спасибо, проективные рисунки моя любимая тема)