Подборка игровых упражнений из Мягкой школы.

Разминка или зачин (короткая игра, позволяющая освоиться и доверять).

1. Пирожок.

Малыш лежит на спинке, мама делает «тесто» (массаж) — насыпает муку, наливает воду, месит тесто, выкладывает начинку, заворачивает пирожок (складывает ручки, ножки) и ставит в печку, крепко обнимая и закрывая всего малыша руками, прижимая к себе, чтобы ему было тепло-тепло. Как только малыш напитался любовью мамы и «жаром печки», он шипит «шшшш», сообщая о том, что «пирожок готов». Это возврат в лоно матери. Дети расслабляются, нагреваются, набираются материнского тепла и доверия ко взрослым.

2. Ладушки.

Садимся на пол, малыша прижимаем к своему животу спиной. Поём песенку и показываем ему движения.

ЛАдушки-лАдушки, звонкие хлопОшки, вот какие лАдушки, лАдушки-ладОшки (хлопаем в ладоши).

Строили-строили домик для матрешки (стучим кулаками друг по другу или меняем кулачки сверху — левый/правый).

Вот какие лАдушки, лАдушки-ладОшки (хлопаем в ладони).

Наварили кашки, помешали ложкой (водим круговыми движениями указательным пальцем по ладошке другой руки).

Вот какие лАдушки, лАдушки-ладОшки (хлопаем в ладошки).Курочке-пеструшке накрошили крошки (пальчики сложили горсткой и трём кончиками пальцев друг о друга, как будто сыплем крошки).

Вот какие лАдушки, лАдушки-ладОшки (хлопаем в ладошки).

Пожалели птичку, погрозили кошке (гладим пальчиками другую руку, потом грозим пальцем).

Вот какие лАдушки, лАдушки-ладОшки (хлопаем в ладошки).

Мыли мылом ушки, мыли мылом ножки (нежно трём кулачками или ладошками соответствующие части тела малышу или себе).

Вот какие лАдушки, лАдушки-ладОшки (хлопаем в ладошки).

3. Кую, кую ножку.

Разогреваем массажем стопы, делаем дважды — на одну и на вторую стопу. Если ребенок пока не дается, то взрослый делает массаж себе, улыбаясь и напевая:

Кую-кую ножку, поеду в путь-дорожку (дорожка от пальчиков до пяточки). Надо коника ковать-далеко ему скакать! К мишке толстопятому, топ-топ-топ-топ (стучим по стопе кулачком). К волку зубастому, клац-клац-клац-клац. К кабану клыкастому, вжик-вжик, вжик-вжик, вжик-вжик.К заиньке ушастому, прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок (прыгаем по стопе двумя пальчиками).К кисоньке –мурысоньке, мяу, мяу, мЯЯЯУУУУ (поглаживаем большим пальцем вдоль стопы сильно надавливая или делаем восьмерку", потом выпускаем когти" и царапаем).

Видео

4. Кошки-мышки.

Вот кулак (берем кулачок ребенка), а вот ладошка (разгибаем пальчики и поглаживаем ладошку).Мышку ищет наша кошка: тут нет (проводим по контору пальчика, имитируя шажки мышки и спускаемся к месту между пальцев). И тут нет (уже след. пальчик и так по всем). И тут нет. И вот тут нет. А вот тут? («пробегаем» по запястью). А вот тут? (добегаем до локтевого сгиба). А тут...(прибежали под подмышку).

5. Дождик.

Кладем ребенка себе на колени или на пол перед собой и напеваем:

Посмотрите, дождь полил и лисёнка (мышонка, медвежонка) намочил (водим кистью руки по спинке как хвостиком лисы, мелкими шажочками бежит мышонок, топаем кулачками, как медведь).Он бежит к себе домой весь до ниточки сырой.После того как промочили всех животных поем: Посмотрите, дождь полил и Ванюшу (имя ребенка) намочил.Он бежит к себе домой к милой мамочке родной (нежно обнимаем малыша).

6. Разминка шеи.

Видео

7. Дерево.

Становимся на коленку или в любую другую позу, держа высоко в одной руке шарик («яблоко»), которое малыш пытается достать, самостоятельно забираясь и лазая по маме, придумывая сам, как залезть и дотянуться до яблока. Упражнение учит достигать поставленной цели.

Растяжка.

Важно: тянуться ребёнок должен только САМ, давить или растягивать ему ноги нельзя!

1. Часики. Ребенок тянет маму за руки в стороны, чтобы она наклонилась – «заводит часики». Потом поменяться ролями.

2. Подглядывалки. Встать спиной друг к другу на расстоянии не меньше 2 шагов и смотреть друг на друга: наклоняясь вперед (между ног), прогибаясь назад.

3. Рюкзачки. Мама садится на пол, ноги как можно шире, ее руки за спиной поддерживают ребенка как в стульчике, малыш держится за мамины плечи, мама наклоняется вперед и в стороны, раскачиваясь. Обязательно выдыхать при наклоне вперёд.

4. Курочки. Ребёнок садится спиной к маме, ноги в стороны. Мама кладет ладони на колени малыша, чтобы ноги его были прямые, сыпет «зёрнышки» перед «курочкой», а ребенок носом «склевывает» их.

5. Бабочки. Сесть на пол, ноги сложить стопами, подтянув руками ближе к себе, коленками вверх-вниз, как бабочка крыльями, на продвинутом этапе ноги завязываем «в узел» (поза лотоса), позже можно уже садиться в эту позу, и в таком положении ходить на коленях, позже не держась за пол руками, кувыркаться, не «развязывая узел».

6. Кузнечики. Сидя на попе, коленки вместе, стопы по сторонам от таза – 1 этап. Отклониться назад, опершись на локти – 2 этап. И, наконец, лечь на спину.

Толкание (умение уворачиваться, удерживаться на ногах от любого давления, двигаться от воздействия партнёра, а не от страха).

1. Висит-упало. Уворачиваться от шарика лёжа на полу, когда партнёр, стоя над вами, высоко держит шарик и просто спокойно отпускает. Тренируется выдержка и спокойствие, а также быстрота реакции. Важно не предупреждать звуками о падении, чтобы человек учился наблюдать глазами.

Видео

2. Салют.

Все набирают в руки как можно больше шариков и на счёт три бросают их вверх, образуя разноцветный шаропад. И так несколько раз. Если кто-то не успел увернуться — увернётся в следующий раз. Ведь и в жизни мы иногда промахиваемся. Вот и повод научиться относиться к этому спокойно.

Видео

3. Обстрел.

Пытаемся попасть в друг друга и увернуться от мячиков.

4. Снежки.

Задача — засунуть мячики друг другу под майку, штанишки, носки и пр., а самому увернуться от шарика, если засунули — самостоятельно его вытащить. Если малыш начинает недоумевать-расстраиваться, то важно родителю улыбаться, показать пример вытаскивания у себя шарика, показать ребёнку всем своим видом, что это интересная задача, и что он верит в него.

Видео

5. Выкручивание руки, ноги (5 лет).

Цель упражнения как обычно в СМШ — научиться чувствовать направление силы и следовать за ним, делая себе приятно, научиться легко решать задачи. А это уже зависит от учителя/родителя — даст он готовое решение или реальную данному товарищу задачку и подождёт, когда партнёр сам станет победителем своих затыков, открыв новые свои возможности. И будет за что похвалить.

Видео https://softschool.ru/blog/practice/2042/https://softschool.ru/blog/practice/4611

Прилипание (чувствование партнёра, радость взаимодействия, умение договориться невербально).

1. Колбаски.

Ложимся на пол вытянув вверх руки, катимся в одну, потом в другую сторону не используя руки и ноги как опору.

Фаршированная колбаса: ложимся вдвоём или втроём в обнимку и вместе катимся по полу или кровати. На малыша надо ложиться, не боясь его придавить. Если страха у родителя нет — ребёнок только доволен будет.

Видео

2. Крутим верёвочку.

Выкручивание за голову. Варианты есть и за ноги, за руки. Голова самая чуткая, поэтому с неё начинать удобно. Потом Ребёнок взрослому, стоящему на коленях или сидящему на полу, откручивает голову. Задача — следовать за силой.

Видео

3. Сенокосилка.

Малыш ходит на ручках, а мама держит его за ножки на весу. Снимаем тревожность, повышенный контроль (малыш учится доверять родителю в не очень удобной позиции, когда обозрение окружающего и двигательная свобода ограничены).

4. Косички.

Ходить за руку, заплетая ноги в косичку (каждый шаг ставим пятку перед коленкой). С практикой дорастаем до догонялок косичками.

Видео

5. Крыши.

Прилипание обоюдное — чувствование партнёра, умение договориться невербально. Можно озвучить ребёнку, что бережём подбородок родителя. Можно усложнять, перемещаясь по всему залу зигзагами.

Видео

6. Щенок и будка.

Малыш — щенок. Его надо потрепать ласково, почесать за ушком, понюхать. Стать его будочкой. Сначала вы просто будочка. Объявляем, что вдруг дождик пошёл, и пора прятаться в «будку», щенок под вами прячется от дождя, встаём на стопы и ладони над ребёнком сверху, закрывая его от «дождика» и следуем за ним (без удержаний и хватаний). Стоим так, чтобы малыш был под вашим животом, а не под головой, ибо дети любят иногда взбрыкнуть и стукнуться головой в подбородок. Снова вышло солнце – щенок убегает из будки. Будка волшебная — сама за щеночком ходит, начинает преследовать и ловить его. Старайтесь делать так, чтобы малыш имел возможность всё-таки вырваться. А потом будка начинает убегать от щенка, а щенок пытается спрятаться в неё от дождика. Скорость передвижения регулируйте так, чтобы ребёнку было непросто успеть, но реально. А когда он всё же забегает в будку, мы хвалим его коротко и обязательно телесно — трогаем, целуем или треплем по голове. Лучшая похвала — побубнить, какой он прыткий!

Видео

Акробатика (умение мягко падать, группироваться или уходить в безопорный кувырок).

1. Наездники.

Из положения лёжа на спине мама встаёт на стопы и ладони вверх животом, малыш сидит у мамы на животе. Мама качает тазом вверх-вниз, напевая (постепенно увеличивая амплитуду и скорость движений):

Вот как едут офицеры: гоп-гоп-гоп! (неспешные раскачивания вверх-вниз)Вот как едут кавалеры: цок-цок, цок! (раскачивание чуть сильнее, таз при этом описывает «восьмёрку»)Вот как едут старые бабки! (раскачиваемся в стороны)В ямку — бух!!! Растоптали сорок мух! (поворачиваем таз в сторону, чтобы малыш упал — сваливаем его, перекатывая в боковой кувырок).

Видео

Другой вариант. Садимся на пол, сажаем малыша на ноги чуть выше коленей, поднимаем в ритм песенки ноги повыше, сгибая и выпрямляя в коленях, имитируя езду верхом. И помните, чем меньше вы поддерживаете что-либо руками (свой корпус или малыша), тем больше шансов для развития силы, ловкости, координации и смелости. Замечательно, если малыш заваливается. Если он уже легко удерживается «верхом», тогда раскачивания увеличиваем. Напеваем:

По дорожке гладкой–гладкой мы поедем на лошадке, Как кричит лошадка наша: И-и-го-го! А по кочкам ловко-ловко мы поедем на коровке, Как мычит коровка наша: Му-му! На собаке по оврагам: Аф-аф-аф! А на кошке по ухабам: Мяу-мяу! Мы скакали, мы скакали, а потом скакать устали, В ямку — бух (раздвинуть ноги, ребенок бухается на пол) Раздавили сорок мух!

2. Карусели (вестибулярный аппарат).

Под цитату Чуковского «Телефон» про газелей, которые галдели про качели-карусели, берём ребёночка любым способом на руки и раскручиваем несколько кругов только в одну сторону, потом ставим его на пол, отходим от него несколько шагов и зовём его к себе или просто веселимся, как смешно падает он или Вы. Потом раскручиваем в другую сторону. И так до тех пор, пока не надоест.После кружения можно просто остановиться, мягко свалиться на пол и перекатываться на полу.

Видео

3. Поезд (вестибулярный аппарат, умение падать).

Садимся в начале зала лицом к стене, малыш на коленях, перемещаемся вперёд спиной, передвигая бёдрами. Руки держим согнутыми в локтях, как при обычном беге, помогая себе всем корпусом. При этом мы пыхтим и гудим как настоящие паровозы.

Видео

Отползав половину коридора, вы пересаживаетесь в поезд Сапсан и дальше едете передвигая лопатками. Упражнение для разминания мышц спины. Ногами не помогать. Малыша сначала кладёте себе на живот спиной вниз, потом, когда подрастёт, будет делать сам.

Видео

4. Медвежонок (умение падать).

Взрослый сидит на полу, ноги расставлены, но так, чтобы вы держали упор, не падали. Малыш со стороны спины забирается вам на плечи, свешивается вам на грудь, и «стекает» вниз. Вы поддерживаете только затылок, тело ребенка сползает само.

Видео

5. Прогулка на лошадке.

Мама встает на четвереньки, малыш сам забирается на спину, едет верхом и пытается удержаться. Сначала малыш ложится, обхватывая маму ногами и ручками (подмышками), а потом старается и сидя без рук удерживаться. Мама-лошадка сначала идет медленно, раскачиваясь в стороны, потом наклоняется вперед, кушая травку (малыш старается удержаться и не скатиться вниз), а потом лошадка замечает, что кто-то сидит у нее в седле и старается сбросить его, брыкается и вскидывается, и в итоге наклонившись, сваливает малыша, переводя его в боковой кувырок.

Видео

Уход в кувырок видео

6. Катапульта (умение падать).

Видео

7. Скамейка.

Мама встает на четвереньки, малыш пытается сесть на «скамейку», но она уползает и малыш плюхается на пол, учась мягко падать. Потом меняемся ролями, теперь мама пытается сесть, а малыш уползти от мамы.

Выползание (умение выходить из сложных ситуаций, выработка собственных приёмов выползания, основанных не на борьбе, а на выведении расслабленной силы).

1. Ловушка.Кольцом из рук ловим голову малыша, а он выползает из него.

2. Ручки, выбирайтесь! Ловим своими руками ручки, животик, попочку и пр. части тела малыша, а он пытается вынуть, выползти и пр. Мы мягко массируем эти части тела, когда он выползает.

3. Яйцо.Ребёнка сажаем в свои объятия, они твёрдые как скорлупа яйца, но есть лазейки, через которые цыплёнок и выбирается. Крепко тело ребёнка не сжимаем, внутри «яйца» должно быть некоторое пространство, которое по мере роста самого малыша станет меньше, а потому задача, естественно, усложнится. Вылупившегося крошку мы хвалим — обнимаем и гладим.

Видео

4. Мышеловка. Упражнение аналогично «Яйцу». Ребёнок должен выбраться из замкнутого пространства, в которое вы его помещаете. Не ослабляйте хватку, наоборот, поджимайте ребенка в процессе освобождения. Не реагируйте на плач. Это упражнение психологическое, оно помогает формировать привычку преодолевать трудности. Иногда дети плачут по полчаса, и не делают попытки вылезти. Просто сидите и разговаривайте с ним, но не отпускайте. Он должен понять, что из любой ситуации есть выход, надо только повернуться и найти его.

Видео

5. Лепим снеговика из мамы.

Мама-сугроб лежит на полу, а малыш постепенно формирует из мамы снеговика — разводит и устанавливает ручки, поднимает и формирует позу снеговика, его выражение лица. Потом малыш превращается в фотографа, фотографирует получившегося снеговика, но из-за вспышки снеговик растаивает и расплывается по полу, мягко придавливая малыша (он учится выползать).

6. Самолёт (вестибулярный аппарат, умение падать и выкручиваться).Взрослый ложится на спину, сгибаем ноги вверх перед собой, мама покачивает его, поджимает коленки к груди. Задача ребенка – удержаться.Усложненный вариант — малыш лежит высоко на стопах мамы, выпрямляет ноги, отпускает руки и удерживается сам, и, наконец, расправляет руки в стороны. Взрослый не держит. Когда малыш привыкает — потихоньку покачиваете его вверх-вниз, из стороны в сторону. Потом организовываете мягкое падение, разводите ноги так, чтобы малыш скользил между ними. В конце мягко зажимаете его и ждёте, когда выберется из ваших объятий.

Видео

7. Турист с рюкзаком.

Ребенка поднимаете себе на спину, не поддерживаете — он держится сам. Следите, чтобы не душил. Вы ходите с ним, но не держа его, для усложнения начинаете шататься в разные стороны. Если играют несколько человек — сталкиваетесь. Потом вы падаете отдыхать прижимая телом рюкзак, который должен сам из-под вас выползти. Не напрягайте тело, иначе выползать малышу будет труднее.

Видео

Прочие видео


Анна
Анна
Челябинск
111811259

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
София
София
Климовск

Мы сегодня делали.очень многие.правда вторую часть пропустили, не пошла пока… получили удовольствие с дочкой гигантское. Супер! Особенно кайф шарики и зажимание, вылупливание… видимо, реально, зажимы… прилипание тоже класс… всё супер в-общем. Провели время отлично.давно так не было.

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

А у меня дочь часто просит поиграть в "старых бабок" (наездники), в самолёт и катапульту, ещё в фаршированную сосиску. А вот выползания всякие из мышеловок не всегда ей нравятся, иногда нервничать начинает даже

Пожаловаться
София
София
Климовск
Анна 

да, кстати, дочке понравилась именно фаршированная колбаска… я даже удивилась. мне в начале было страшно, а вот ей эти приятные«зажимы» понравились.

Пожаловаться
София
София
Климовск
Анна 

катапульту моя очень хотела, но я не чувствую сил ее держать правильно. может папа попробует. А мячики такие у нас давно были. но что с ними делать, я особо не понимала. ну ,сортировать, нашла недавно, чтобы кидать их в емкости по цвету… а вот такое применение дочке ОЧЕНЬ понраивлось.
она очень быстро возбуждается, и от радостных эмоций тоже. сначала начала визжать от радости но т.к. это еще и усталость, то возбуждение сошло на нет постепенно.

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
София 
Да, колбаса — это такой лёгкий зажим. В этой школе рекомендуют от лёгкого переходить постепенно к сложному, не давить на ребёнка.… и в то же время давать ему некий барьер, который ему надо преодолеть, может быть даже со слезами, не поддаваться на его слёзы и дождаться, когда он всё-таки выберется из мышеловки. Я пока до конца не поняла, как это всё совместить, но думаю, интуиция подскажет, как лучше. Пока сильно не давлю, пусть попривыкнет к простым играм сначала
Пожаловаться
София
София
Климовск
Анна 

в любом случае очень благодарна вам за эту подборку+о рисунках.

для меня сейчас имеет огромное значение огромное психическое взросление дочки. мы как будто отстаем в этом. не успевает созревать нервная система ее. хотя рисунки хорошие и даже местами интересные)) хотя почему-то рисуя меня, у меня ресницы, а брови- у папы))

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
София 

Может, у вас ресницы длинные, а у папы брови густые?))) А почему впечатление, что она психически отстаёт? Вы её с кем-то сравниваете?

Пожаловаться
София
София
Климовск

Спасибо… тут и для мамы супертренировки)

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Что верно, то верно! :))

Пожаловаться
Светлана
Светлана
Кременчуг

Класс!!! Парочку уже испробовали))

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Здорово! ?А мы все потихоньку уже перепробовали, очень сближает! И дочь более свободней и уверенней как будто себя чувствует

Пожаловаться
Светлана
Светлана
Кременчуг
Анна 

Я думаю)) Я только недавно прочла пост, сейчас реже читаю что пишут, времени вообще нет.




Пожаловаться
Алисия
Алисия
Ижевск

Так интересно, что то можно и нам попробовать) а то не знаю уже чем занять ребёнка. Спасибо!

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Да, там многое можно уже с 6-ти мес делать в упрощённом варианте

Пожаловаться
Ольга Артамонова
Ольга Артамонова
Жуковский

Будем с дочкой играть)благодарю)

Пожаловаться
Ямама
Ямама
второймедвежонок
7 лет
Верочка
3 года
Волгоград

оооо сколько здесь упр!!! будем проьовать!

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Вы с Ромой тоже занимаетесь?

Пожаловаться
Ямама
Ямама
второймедвежонок
7 лет
Верочка
3 года
Волгоград
Анна 

ну с Ромой получается тока прятать мячик=) ему это очень нравится. он несет сам дает шарик мне и говорит А А оттягивая себе футболку=)))))))