Колыбельная, или эриксоновский гипноз для детей

Как-то раз, я на спор за 10 минут уложил спать и «заснул» толпу из пятерых разбушевавшихся детей возрастом от года до семи.

В то время я открыл для себя и энергично изучал эриксоновский гипноз и пробовал его на разных безобидно-полезных примерах. Мы тогда были на дне рождении, все семейные, все с детишками. Веселятся взрослые, соответственно не отстают, а порой и хорошо обгоняют, их дети в соседней комнате. Время летит — уже поздний вечер. Знакомая всем ситуация – если «молодёжь перегуляет», то будет море слёз и нервов. И я предложил (не раскрывая тайн) уложить спать детей, сразу всех. На меня посмотрели, как на сумасшедшего, мягко говоря, с удивлением. Аргументы, что моим уже хорошо за двадцать и опыта у меня много, оптимизма не прибавили. Тогда я предложил поспорить… и выиграл!

Эта «секретная» процедура состоит из трёх частей: подготовка, снятие физического напряжения, и основное — сам рассказ, построенный по трём правилам сказочника-эриксоно-гипнотизёрщика (подсказка: вам понадобятся много слов про тепло и покой, повторы, специальное дыхание и паузы).

Конечно, возможно это случайность и мне просто повезло. Поэтому я надеюсь, что вы проверите лично и расскажите — «работает ли оно?».

Начну сразу с самого интересного.

Третья часть. Она, собственно, ключевая. Начинается с выбора сказки или песни. Для нас всё равно «какая» это будет сказка. Вам важно помнить, что как бы ни называлась ваша сказка-песня, вы можете менять её содержание во время рассказа, как угодно. И нам это понадобится.

Начните с самого себя. Глубоко вдохните-выдохните и успокойтесь, расслабьтесь, иначе это всё будет передаваться слушателям-детям. Сделайте хотя бы минимальную «подстройку»: примите такую же или похожую позу, как и дети, поговорите пару минут на их темы, посочувствуйте чему-нибудь.

Начинайте рассказывать. В сюжет сказки добавьте большое количество расслабляющего текста про тепло в теле, покой, усталость, приятность. Расслабление — один из важных моментов, вообще говоря, любого гипноза. Например:

… Убежал Колобок от Бабушки с Дедушкой. Шёл-шёл Колобок по дорожке и устал. Прилёг Колобок на тёплой полянке отдохнуть. Травка такая мягкая тёплая. Солнце такое тёплое светит. Ножки у Колобка устали. Ручки у Колобка устали. Улёгся Колобок на тёплой и мягкой травке. Ручки вытянул. Ножки вытянул. Стал Колобок согреваться. Ножки у него стали тёплые, тяжелые, приятные. Ручки у него стали… животик у него стал…

Надеюсь, что читая этот текст – вы и сами тоже почувствовали тепло в своих руках и ногах. Если нет, то перечитайте его ещё раз.

Текст этот можно и нужно повторять. Например, Колобок после встречи с каждым последующим персонажем опять «прилёг-устал», теперь уже вдвоём. Повторение — один из ключевых моментов Эриксоновского гипноза. Кроме того, для усиления ассоциирования с уставшим Колобком, можно вплетать в текст связки с самим ребёнком. Например:

Потом он встретился с Волчком. Волчёк и говорит: «Колобок, ты такую большую дорогу прошёл. Ты не устал?». А Колобок отвечает: «Устал, конечно». Мы целый день с Серёжей (Колей, Наташей, Олей, Светой, Юрой — вставьте своё) в машинки играли и та-а-ак уста-а-али.

Последний и самый важный момент — дыхание. Обратите внимание, что в момент рассказа слушатели сами «присоединяются» к рассказчику. Устанавливается раппорт, невидимая связь. И дети начинают повторять дыхание рассказчика. Если рассказчик говорит (или поёт колыбельную) быстро, без перерывов, торопится, задерживает дыхание, то и слушатели будут задерживать дыхание и оставаться в напряжении.

Это часто бывает, когда мы торопимся «выполнить обязанности» по укладыванию детишек и пытаемся быстренько спеть колыбельную, нервно надеясь на скорый результат. «Быстро», «нервно» — я думаю, что вы догадываетесь «какой» это будет результат. Поэтому, мы с вами будем всё делать нарочито медленно, уверенно и спокойно.

Забудьте о белой обезьяне качестве исполнения, о мелодии, о корректном темпе в песне или в сказке. Качество и техника никого не волнует и никто этого не заметит, и не оценит. А если даже и заметит – тогда скажите, что вы делаете это специально-нарочно, потому что такая сказка.

Делайте большие паузы в такт своему нормальному медленному дыханию. Дышите средним темпом, примерно так, как во время сна. Медленный, спокойный, шумный и громкий вдох, чтоб дети легко услышали и различили ваше дыхание, потом на выдохе вы что-то говорите, потом снова шумный вдох.

Если вас тянет зевнуть — это очень хорошо: зевайте тоже от души, медленно, громко, с удовольствием, чтобы все дети могли хорошо услышать и вовремя присоединиться.

Эриксоновский гипноз учит нас, что задержка дыхания гипнотизёром помогает резко ввести пациента в сон. Поэтому, уже где-то в середине сказки, когда будем надеяться раппорт установлен — где то раз в 3-4 минуты начинайте делать короткие задержки дыхания. И соответственно паузы в рассказе, секунд на 5-10, не длиннее. (В Синтоне курсы интенсив и регулярный).

Если детей несколько, то первый же уснувший буквально «утаскивает» в сон всех остальных. Это тот же эффект, когда уснувший пассажир автомобиля «утаскивает» за собой в сон и водителя, поэтому пассажиру лучше держаться и бодрствовать. Результат своей работы вы легко определите по дыханию детей: уснув, они начинают шумно и часто дышать. Этот счастливый звук вы легко узнаете всегда!

Если вам интересно, тогда — продолжение. Для конкретного случая оно не обязательно, но для здоровой психики вашего ребёнка ещё важнее, чем начало.
Вторая часть. Снятие физического напряжения. Она не обязательная, и в тот вечер я этого не делал, но пишу потому, что по моему опыту это исключительно важно для ребёнка вообще и часто бывает нужным в конкретный момент укладывания спать.

Сигналом, что эта часть требуется, служит то, что ребёнок много ворочается и никак не уляжется. Хотя и без сигналов я бы рекомендовал делать это каждый день. А именно — тактильный контакт с родителями. Суть этой части в том, что дитё надо помять-помассировать-погладить.

Я не специалист по массажу. То что я делал – играя во что-то наподобие «А вот пришли медведь и слон», прижимал какую-то часть тела к кроватке, отпускал, прижимал, отпускал. Очень просто. Начиная с головы, по направлению к ногам. Сначала несколько раз пройтись «с умеренной силой». Потом слабее, ещё слабее. Потом просто погладить. Вы гладите своего ребёнка хотя бы полчаса в день? Тогда это прекрасная возможность наверстать упущенное.Кинестетическая добавка к рассказу.

Во время самого рассказа можно и желательно ребёнка поглаживать или просто положить на него руку, это усилит эффект «присоединения». Рука «под голову» или на голове, или поглаживающая голову — усиливает эмоциональное расслабление.

Если ребёнок всё ещё проявляет активность — пытается разговаривать, то попробуйте легко-нежно-приятно хлопать-постукивать его в такт какому-то простому ритму. Таа-та-таа-та-таа-пауза-таа-та-таа… Важно выдержать ритм. Рассказывать сказку при этом очень трудно, но колыбельную петь можно.

Простые методичные ритмы препятствуют мозговой активности. Например, практически невозможно одновременно настукивать ритм и думать о чём-то. Наверное, именно поэтому, чтобы отключиться, мы втыкаем наушники с громкой и ритмичной музыкой в уши, а ещё так часто гоняют солдат на разные маршировки: «Раз! Раз! Раз-два-три!». Оба приёма эффективно блокируют мозги.

И, последнее, та часть, с которой я предлагаю начинать.

Подготовка. Я называю её – «три предупреждения».

Первое — за полчаса до «укладки», вы входите в комнату к детям и твёрдо-уверенным голосом говорите, что уже поздно и пора спать. Естественно вы встречаете сопротивление. Настроение — это поток, трудно резко остановить. Поэтому, выслушав «сопротивление потока», вы им говорите, что у них есть ещё 30 минут поиграть. То, что произойдёт через 30 минут, дети воспринимают, как будто это будет уже в следующей жизни. Они на всё согласны — главное сейчас, иди не мешай.

Но «якорь» уже установлен и начал он работать.

Второй визит, это очень важно, твёрдо уверенным тоном — что осталось 15 минут. Мысль о скором финале набирает силу. И на вашем третьем напоминании за 5 минут некоторые уже сами подскакивают, чтобы идти спать — мол уже всё?

Вы можете даже посидеть с ними пару минут. Это усилит ваше «подсоединение», которое будет так нужно в последующей части. Можно даже немного поиграть с ними.

Сам момент, что пора заканчивать, надо вставать и идти в спальню — я крайне рекомендую делать лично родителям или самым близким людям, которые сейчас здесь есть. Это всегда момент трудный, этакая маленькая-маленькая «смерть», и этот момент всегда легче принимается от близкого человека. Нужно быть добрым, любящим, но твёрдым. Каждый раз.

Подытожим. В этой статье я предложил и описал один из интересных примеров применения Эриксоновского гипноза для укладывания спать вашего ребёнка. Основное в нём было – рассказывание сказки со специальным медленным дыханием и включение в текст расслабляющих фраз. И дополнительно – про телесный контакт с ребёнком и про «три предупреждения» ко сну.

На этом всё. Сладких снов вам и вашим детям!

Автор: Ю.А. Ёлкин


Анна
Анна
Челябинск
2322932

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Лелька
Лелька
Ростов-на-Дону

Я это думала?доча всегда в детстве под колобка засыпала и я вместе с ней))

Пожаловаться
Ольга Артамонова
Ольга Артамонова
Жуковский

Обязательно попробую)

Пожаловаться
Диана
Диана
Софья
7 лет
Новороссийск

Классно! Я даже зевать начала

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

больше всего нам помог с укладыванием метод трёх напоминаний, дочь уже не дожидается 3-го, говорит — мам, я всё, пошли спать :) А вот с постукиванием по спине в такт дыханию не получилось, дочь спросила — мам, зачем ты по мне так стучишь?))))

Пожаловаться
Диана
Диана
Софья
7 лет
Новороссийск
Анна 

Смешная?




Пожаловаться
Yulka
Yulka
Малявочка
6 лет
Киев

Супер статья! Применила в тот же вечер, сама спать захотела тут же, ребенок тоже быстрее заснул, чем обычно)

Пожаловаться
Светлана
Светлана
Кременчуг

Действительно интересно получиться или нет))

Пожаловаться
Таисия
Таисия
Лев
11 лет
Иркутск

ну что ж! Попробуем!

Пожаловаться
Инна
Инна
Ростов-на-Дону

Взяла на заметку, спасибо!




Пожаловаться
ната
ната
Младший
8 лет
Руза

Праааавильно говоришь, прааавильно… ))

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

🙂

Пожаловаться
irinkus
irinkus
Катюшка
4 года
Барнаул

Спасибо! Примерно так и делаем, только в статье все знания систематизированы и дополнены

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Я тоже многое из этого интуитивно делала)

Пожаловаться
irinkus
irinkus
Катюшка
4 года
Барнаул
Анна 

Вообще усыпить ребенка на 90% зависит от настроя родителя? если ребенок не спит, иди пей валерьянку и через 5минут вырубится

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
irinkus 

Точно! ☺

Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Новосибирск
irinkus 

? и правда. Если я психую, что дочь не спит… она точно не уснет ) я просто ухожу… мыть посуду или в ванную… прихожу- а дочь уже сама спит ?

Пожаловаться
Наташа
Наташа
Екатеринбург

Моя бабушка знала в этом толк! Она такие уютные сказки рассказывала, и тоже паузы делала- таааак, говорила- и молчала. Я думала, что она старенькая и ей надо просто вспомнить, что там дальше. А она, наверно, такую манеру рассказа от своей мамы ещё запомнила. Так что народные способы похожи на гипноз)

Пожаловаться
Даша
Даша
Лялечка
5 лет
Воронеж

Да, очень многое пришло к нам еще от бабушек, в другой форме, а смысл тот же)

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Здорово! А я очень смутно помню, как бабушка сказки рассказывала, но помню… монотонно тихо так… как будто заговор читала какой-то ))

Пожаловаться
БогиняПлодородия
БогиняПлодородия

Примерно так и укладываю )

Пожаловаться
Анна
Анна

Интересно

Пожаловаться
Ксюша
Ксюша
Никита
6 лет
Шахты

У меня тоже глаза стали закрываться