"Ярлыки" для детей

Автор — Марина Озерова (магистр общей педагогики, специализирующийся на детской психологии и детском развитии, практикующий методист и психолог с многолетним (более 20-ти) стажем, руководитель и преподаватель творческих кружков)

Есть такое утверждение, что отрицательные слова можно говорить с ласковой интонацией, в шутку. Но ведь если мы думаем хорошее о человеке (в данном случае речь пойдёт о собственных детях), то, вероятно, можем это выразить и хорошими словами? А если у нас готово сорваться плохое слово (с какой угодно интонацией) — то нужно задуматься, откуда оно и почему приходит, если мы говорим о детях?

Характеристики ребенка, оценивание его умений и т.п.

Часто приходится слышать, как родители «обзываются» на своих собственных детей — «неряха», «растяпа», «бестолковый». Некоторые говорят, что они не могут сдержаться, если какие-то действия ребенка их очень раздражают – «ну ведь и правда, очень медлительный, «копуша»!» При чем, за маленькую неудачу (не получилось сделать вот это действие) ребенок получает «штамп», из-за которого у него не получатся и следующие аналогичные действия.Родители лишь подкрепляют ситуацию — «неряха», это не единичный случай, это штапм, ярлык на всю жизнь. Дети не могут критически осмысливать характеристики.

Начнем анализировать ситуацию — у ребенка не получилось сделать заданное конкретное действие. Что это значит? У детей восприятие окружающего не на таком уровне, как у взрослых. Например, они еще не так воспринимают перспективу (стоящий вдалеке большой дом им кажется маленьким в реальности), соотношения предметов и масштаб. Значит, дети не могут правильно рассчитать «на глазок» расстояние. Например — ребенок потянулся рукой через стол, задел по пути чашку, пролил чай. Мама рассержена: «ты что, не видишь, что ли?!». Он НЕ ВИДИТ так, как видим мы, взрослые! У него соотношения расстояний еще не приведены в такую систему, как у нас! У него восприятие еще не так скоординировано с действиями, как у нас!Поэтому в подобных ситуациях награждать ребенка ярлыками и прозвищами просто жестоко.

Другой пример — ребенок не может выполнить то, что «положено по возрасту». Все ровесники уже давно (застегивают пуговицы, шнуруют ботинки, строят башенки, отвинчивают крышечки...), а он никак не может этому научиться. Здесь родители, подкрепляя негативными высказываниями ситуацию, совершают еще дополнительные ошибки — они СРАВНИВАЮТ развитие ребенка с другими детьми. То, что соседский мальчик в два года умел то, что их собственный сын не умеет в три, говорит только об одном — у этих детей РАЗНЫЕ ТЕМПЫ РАЗВИТИЯ. Но говорить, что первый умный, а второй глупый — совершенно безосновательно, а во-вторых, эти высказывания как раз характеризуют степень умственного развития родителей.

Если ребенок не может повторить какое-то действие, родители часто сердятся — ну ведь объяснил, показал, чего ты не можешь?! Они забывают, что их моторная память работала уже (20, 30, 40...) с чем-то лет. В отличие от ребенка, у которого не такой богатый прошлый опыт. Родители не хотят принять во внимание, что ребенок ПРОБУЕТ, а метод проб и ошибок самый правильный в овладении различными физическими действиями. А значит, отрицательного результата не бывает! бывают пробы с разными результатами, не положительными или отрицательными, а разными.

ДО этого я привела примеры физических действий. Но главная беда поджидает ребенка не там, а в сфере умственного развития. Умственное развитие определить по набору энциклопедических вопросов невозможно! Тесты на «уровень интеллекта» сейчас подвергаются серьезной критике. Потому что интеллект — это не компьютер, где задача сохранить максимум информациии и доставать ее в кратчайшие сроки. Ребенок совершенно беззащитен в этих оценках собственных умственных способностей. Исходя из того, что он не знает нескольких названий или фактов, которые непонятно зачем надо носить в голове и захламлять память, мы оцениваем не что-нибудь, а его ИНТЕЛЛЕКТ. Каждый раз на занятиях родители мне показывают рисунки с вопросом: «у меня СПОСОБНЫЙ ребенок?». Но интеллект — это не конкретный результат, выдаваемый по «нажатию кнопки» — попросили ребенка перечислить реки Америки (зачем это нужно?!), он перечислил. Интеллект — это умение добывать и обрабатывать информацию. А добывать информацию как? Получать в готовом виде — это «добыча»? Добывать — это искать, пересматривать, выбирать нужное, выкидывать ненужное, рассортировывать по полочкам, классифицировать, искать основы для этой классификации, и так далее. Родители, к сожалению, хотят видеть результат — спросили-ответил, перечислил, назвал и рассказал наизусть. Вот за это совершенно талантливых детей с самых ранних лет рассматривают как «глупых», «бестолковых» и вообще безнадежных в плане умственного развития.

Есть очень известный эксперимент — взяли два одинаковых по способностям класса. В одном педагог говорил — дети, мы провели тестирование, у вас потрясающие способности, мы будем заниматься по программе повышенной сложности! Вы будете решать задачи, которые даются на олимпиадах! Дети, разумеется, стали сильнейшими в школе, и щелкали эти олимпиадные задачи, как орешки. Во втором классе сказали — ребята, нам очень жаль, у вас такой класс, способности совершенно средние, вам слишком тяжела обычная программа, мы будем заниматься по упрощенной, решать облегченные задачи. Через некоторое время класс действительно стал самым неуспевающим и слабым. Дети не могли решать задания, которые даны «для середнячков». Выводы, думаю, всем понятны.

Отдельные примеры и общий характер.

Очень часто мы ставим ребенку характеристику по одному случаю. Но отдельный поступок — это НЕ КАЧЕСТВО, НЕ ХАРАКТЕРИСТИКА, НЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. К тому же, ДАЖЕ ЕСЛИ наши слова оправданы и объективны — да, этот ребенок явно неаккуратен,не нужно закреплять, фиксировать ситуацию! Наоборот, нужно найти из нее выход: «Сегодня ты не очень аккуратно сложил свои вещи. Давай подумаем, как их можно привести в порядок? Давай сделаем так, чтобы ты МОГ их складывать аккуратно. Тебе поможет вот этот ящик (полка, коробочка, накопитель, подвеска...)». Еще раз повторю — ДАЖЕ ЕСЛИ ребенок объективно достоин такой характеристики — всё равно, не нужно с ней соглашаться. Нужно видеть надежду и давать ее ребенку.

У нас такое представление — качество характера проявляется в отдельных ситуациях. Ребенок неаккуратный, поэтому он и разбрасывает вещи. НО ЭТО НЕВЕРНО! Для ребенка всё наоборот — из отдельных ситуаций у него складывается качество характера! Он же развивается! Он не проявляет свой характер, он его вырабатывает как раз тогда, когда мы закрепляем или не закрепляем эти ситуации! А вот если сказать: «Я думаю, что на самом деле ты аккуратный мальчик, просто сейчас не очень хорошо сложил эти игрушки. Давай вместе сложим их так, чтобы было заметно, какой ты у меня аккуратный!»… Если нечего подкрепить положительно — нужно самим это выдумать. Вы родители, вы сможете это найти!

Природные особенности ребенка.

Это самое тяжелое преступление родителей — и я ничуть не преувеличиваю и не играю словами. Полный, медлительный, неловкий ребенок родился У НИХ. Как родители могут его же самого дразнить за те самые качества, которые передали ему от природы?! Наш ребенок — самый совершенный, самый лучший, самый-самый по одной причине — ОН НАШ.

Часто можно видеть какую-то ситуацию, когда родители с нерешенными детскими проблемами «отыгрывают» их на детях, это крайне печально, и неизвестно, кто больше страдает в этих случаях. Например, мама, которая в детстве страдала от полноты (дразнили), водит всех своих детей на все возможные спортивные занятия, чтобы «они не стали полными, у них наследственное» (пример из реальной жизни, вообще это особо распространенная фобия, я все время раньше думала, почему такой ажиотаж возле спортивных секций, гробящих детям здоровье). В этом страхе заметны несколько важных положений:

1. Мама отвергает свое детство и не желает позитивно осмысливать свой отрицательный опыт.

2. Маме до сих пор горько от детских воспоминаний, они тянутся шлейфом нерешенных проблем. несвободный человек, не простивший, не решивший прошлых проблем не может воспитать своих детей в безусловной любви.

3. Отсутствие безусловной любви как следствие. Мама любит своих детей, можно сказать, худенькими и не принимает другого образа.

4. Нежелание видеть реальные способности детей и нежелание их раскрывать.

5. Отрицательные ожидания (если не водить детей на спорт — они будут толстыми).

6. Негативные предрекания (детей будут дразнить, если они будут толстыми).

Так взрослые, не решившие свои детские проблемы, возлагают их на собственных детей и отвергают тот образ детей, который мог бы появиться, если его не заслонять своими страхами и комплексами.

В ребенке видят нелюбимого человека.

Очень страшно, если ребенок растет в окружении враждующих и нелюбящих людей. Так или иначе ребенок проявляет и папу и маму, и бабушек и дедушек. не бывает, чтобы гены передались только от одной мамы, или от одного папы. В ребенке они поровну с обеих сторон. И мама, которая, например, разведена, видит в своем ребенке нелюбимого теперь человека. И чем сильнее она это отвергает, тем ярче ребенок это показывает. И начинается: «он копуша, как папа!»,«упрямец, как папаша», «чуть что скажет — будет дуться, как бабушка!» и так далее. Что делать — ребенок впитывает все, что вокруг него, так надо постараться, чтобы он впитывал не ненависть друг ко другу, а любовь.

https://www.baby.ru/blogs/post/533222485-181805786/


Анна
Анна
Челябинск
176982

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Полина
Полина
Эндрю
13 лет
Всеволожск

Очень полезно, спасибо!

Пожаловаться
МамаСына
МамаСына
Краснодар
Очень грамотная статья))) Полезная! Стараюсь как могу)))
Хотя сама росла и меня часто родители называли дурой, хотя в классе я была лучшей ученицей, но до отличницы так и не дошло. А потом, став подростком, я ответила маме, что у дураков и дети дураки, и если она назовет меня дурой я тоже буду так называть их когда вздумается. Думала меня мать прибъёт, но она перестала меня так называть наконец-то, уже тогда я сумела ей объяснить что я чувствую, и могу помочь ей почувствовать тоже самое, чтобы понять.
Пожаловаться
Диана
Диана
Софья
7 лет
Новороссийск
Очень полезная статья, мне как по живому… спасибо!



Пожаловаться
Ольга Артамонова
Ольга Артамонова
Жуковский

Великолепная статья в закладки! Я всегда себя сдерживаю и даже если очень злюсь на дочь не обзываю дурой и бесталковой, ведь эти обзывания переход на личность, а по сути все дети и умные и способные просто ведут себя плохо, А уж насчёт умений всегда хвалю и подбадриваю и редко ругаю за пролитое и просыпанное. И потом как в пословице " как корабль назовёшь так он и поплывет", какой ярлык навешаешь таким ребёнок и будет… Как жиль, что многие взрослые не понимают и не хотят понимать этого...

Пожаловаться
Мария Митина
Мария Митина
Люберцы
Полезная статья
Пожаловаться
Виктория
Виктория
Милада
8 лет
Ульяновск

Какая замечательная статья!:)