Борьба против прививок: позиция Церкви

14 декабря 2009 г.

В декабрьском номере газеты «Церковный вестник» (№ 23, 2009) публикуется статья, рассказывающая о позиции Русской Православной Церкви в отношении вакцинопрофилактики.

Последнее время в православной среде все чаще звучит совет: «Не делайте!» В монастырях, на приходах и в церковных лавках стала активно распространяться литература и видеопродукция антипрививочного движения. Как ни странно, но медицинский по существу вопрос стал «яблоком раздора» в среде верующих людей. Какова же на самом деле позиция Русской Церкви в отношении вакцинопрофилактики?

Этой проблеме был посвящен доклад кандидата медицинских наук, педиатра, клинического фармаколога из Московской академии им. И.М. Сеченова И.А. Дронова и кандидата медицинских наук, эпидемиолога противотуберкулезного диспансера №12 Санкт-Петербурга С.В. Федорова, прозвучавший на II съезде Общества православных врачей России в Воронеже.

Любое действие, как известно, рождает противодействие. Если разбираться в истории вопроса, то выяснится, что антипрививочная кампания стартовала следом за тем, как был сделан первый укол с вакциной в конце XVIII века. Произошло это в Великобритании.

В нашей стране движение, ратующее за отказ от прививок, зародилось 15 сентября 1988 года, после публикации в «Комсомольской правде» статьи под заголовком «Ну, подумаешь укол», в которой вирусолог Г.П. Червонская выступила с критикой отечественной системы вакцинопрофилактики. С тех пор кандидат биологических наук Г.П. Червонская является лидером антипрививочного движения в нашей стране. Целый ряд ее публикаций в прессе на закате советской власти спровоцировал массовый отказ от прививок, который привел к эпидемии дифтерии, унесшей свыше четырех тысяч жизней. Это лишило противников иммунопрофилактики возможности выступать с публичной трибуны. Но, как оказалось, только на время.

Сегодня антипрививочное движение в нашем государстве переживает период очередного расцвета. Являясь частью международного процесса, оно старается привлечь на свою сторону и духовенство Русской Православной Церкви, придавая отказу от прививки биоэтическое обоснование.

«Безусловно, существует целый ряд медицинских проблем, которые влияют на возникновение и стимулируют активность антипрививочного движения, — отмечает один из авторов доклада И.А. Дронов. — Это и развитие поствакцинальных реакций и осложнений, которые могут привести к болезни здорового ребенка; и использование вакцинных препаратов, которые часто вызывают прививочные реакции и могут приводить к серьезным осложнениям; и формальный подход к иммунопрофилактике, при котором не учитываются индивидуальные особенности ребенка; и отсутствие полноценного информирования о прививке, из-за чего родители ребенка не получают объективную информацию о необходимости вакцинации, последствиях отказа от нее, возможных реакциях и осложнениях; и административные методы решения медицинских вопросов, в частности, регламентирование уровня охвата прививками».

Если обобщить постулаты лидеров антипрививочного движения, то сводятся к следующим утверждениям:

— эффективность вакцинопрофилактики не имеет доказательной базы;
— вакцинация неблагоприятно влияет на иммунную систему;
— вакцины содержат крайне опасные токсические компоненты;
— развитие многих заболеваний связано с вакцинацией;
— массовая вакцинация выгодна только производителям препаратов;
— органы здравоохранения скрывают правду о поствакцинных осложнениях;
— медицинские работники не прививают своих детей.

В качестве одного из примеров, опровергающих несостоятельность первого постулата, И.А. Дронов привел данные исследования о динамике заболеваемости корью в СССР/России. Из них следует, что внедрение плановой массовой вакцинации привело к очень быстрому снижению заболеваемости корью более чем в четыре раза, а введение плановой ревакцинации свело заболеваемость к единичным случаям. Так, за весь 2008 год в России было зафиксировано всего 27 случаев заболевания корью.

Православные медики крайне обеспокоены активностью лидеров противопрививочного движения, которые, выступая на различных православных форумах, ставят вопрос о греховности вакцинации. Так, в рамках XIV международных Рождественских образовательных чтений Г.П. Червонская сделала доклад на тему «Прививки и здоровье детей», а также провела семинар на тему «Прививки: мифы и реальность» в Марфо-Мариинской обители.

Вопрос о необходимости реагирования на сложившуюся вокруг вакцинопрофилактики ситуацию на общецерковном и государственном уровне был поднят в сентябре 2008 года на круглом столе «Вакцинопрофилактика у детей: проблемы и пути их решения», организованным Синодальным отделом по церковной благотворительности и церковному служению. В итоговом документе участники круглого стола осудили антипрививочную пропаганду и подчеркнули недопустимость распространения в обителях и храмах Русской Православной Церкви антипрививочной литературы и соответствующей мультимедийной продукции.

Следом за этим обсуждением последовало совместное заявление Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата и Общества православных врачей России о проблемах вакцинации в России. Врачи православного вероисповедания, основываясь на евангельском учении и научном знании, видят следующие пути решения возникающих проблем:

— совершенствование практики вакцинопрофилактики: использование более безопасных вакцин, повышение уровня знаний врачей по вакцинологии, строгое соблюдение законности и медицинских правил при проведении вакцинации, предоставление объективной и полной информации, в том числе по осложнениям, регистрация и анализ нежелательных реакций на вакцинацию, адекватная социальная защита при поствакцинных осложнениях;

— просветительская деятельность: формирование общественного мнения о пользе вакцинопрофилактики, активный анализ и аргументированная критика выступлений антипрививочного движения, как в профессиональных, так и в массовых изданиях.

На II съезде Общества православных врачей России в Воронеже было принято решение организовать активную медико-просветительскую деятельность в Интернете, а также выпустить брошюру для родителей по вопросам вакцинопрофилактики.


Счастье Рядом
Счастье Рядом
Михаил
9 лет
Новосибирск
1221127

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Галина
Галина
Алиса
7 лет
Арзамас
Мне не важно что думает церковь или околоцерковные люди на этот счёт, главное что я думаю. Голова своя всегда должна быть на плечах. Если церковь будет против прививок, значит в этом вопросе я буду против церкви
Пожаловаться
Ленусик
Ленусик

Хм. У меня другое мнение, тем не менее, я тоже церковь. Церковь-это вообще-то люди, а не церковное начальство со сводом правил, которым надо подчиниться. Тем более, что никаких гарантий того, что твой ребенок не станет инвалидом и не сорвет в итоге иммунитет-перед сделанной прививкой ни врач, ни церковь не дают. Не могут. Не в состоянии они дать такие гарантии. Посему я считаю, что сама имею право принимать решение, рисковать мне или нет здоровьем своих детей.

Очень расплывчато «доказан» первый «постулат» из перечисленных, да и то «доказан»-сильно сказано. Просто приведен один (один! видимо, больше не откопали) исторический факт, без установления причинно-следственной связи прививок и снижения заболеваемости.

Как же остальные «постулаты» статьи, вполне себе весомые?

Это не вопрос. Потому, что ответов на это нет.

Хуже всего, девушки, другое. Часто мы не уважаем и не стремимся принять и понять мнение других людей, не стараемся признать их право считать и поступать иначе, не так, как мы (несмотря на то, что на свободу выбора человека не покушается даже Господь Бог), но зато очень охотно называем их идиотами и несущими хрень. А это, милые мои, православные, гордынька вылезает. Делаете прививки-на здоровье. Мы не делаем-почему вы стараетесь переубедить нас в обратном? Почему думаете, что мы глупее, неосмотрительнее вас, что мы хуже, чем вы, соображаем, что меньше заботимся о здоровье своих детей? Неужели не видно, что на пустом месте создается и растравляется настоящий раскол?

Непонятно...

Пожаловаться
Счастье Рядом
Счастье Рядом
Михаил
9 лет
Новосибирск

статья предназначалась девушке, которая пишет что церковь против прививок, и что ей в монастыре истину сказали

Пожаловаться
Ленусик
Ленусик
Счастье Рядом 
Соня, в монастыре тоже церковь. Может, именно ее Господь так бережет от того, что ей не нужно делать. Греха в том, что человек не ставит прививки, насколько я знаю, нет. У нас даже закон есть соответствующий. А вот расколы и взаимное неприятие-это церкви вообще не нужно ни разу.
Пожаловаться
mama-nata
mama-nata
Андрюшка
9 лет
Сочи
кстати согласна… и со статьей тоже не согласна! Я знаю очень много медиков православных которые не делают прививки, и православных медиков которые делают… и что теперь? Одни спасуться, другие нет? Каждый сам решает как воспитывать, лучше подумать и потратить силы на сбор подписей против закона о шлепках… Это спасет как раз много семей от разрушения, и такие законы ювиалку внедрят в россию очень даже хорошо, и по опыту запада — рождаемость и до того низкая упадет в разы! ВОт тут будет беда! — вымирание и разруха самого ценного — семьи и России!
Пожаловаться
Счастье Рядом
Счастье Рядом
Михаил
9 лет
Новосибирск
Ленусик 
Лена, я о том что ОФИЦИАЛЬНАЯ позиция церкви — НЕ против прививок. ставить их или нет решает каждый сам. Но заявлять, что церковь против прививок — не правильно. Есть официальное мнение патриархии, а есть частные.
Пожаловаться
Полина
Полина
Севастьян
10 лет
Филипп
7 лет
Санкт-Петербург
Ленусик 

Соглашусь под каждым словом.

Пожаловаться
Ленусик
Ленусик
Счастье Рядом 
Соня, если считать Церковью патриархию, то да.
Пожаловаться
Нетолерантная
Нетолерантная
Маргарет
11 лет
Элизабет
8 лет
Ленусь, на меня не обижайся, я идиотами назвала не тех, кто не делает прививки! Это их выбор! А тех, кто делает из этого антипрививочную секту, прикрываясь православием!!!! Вот это для меня страшно и не понятно! Одно дело, если человек изучил медицинскую информацию и решил, что прививки ставит не будет-уважаю! А если услышал монаха, который от медицины как мы от Китая, или сдвинутую сектантку и на этом основании отказался от прививок и всех вокруг в этом же убеждает-вот с этим надо бороться в церкви. Ибо секта наподобие царибожия уже (((((
Пожаловаться
Нетолерантная
Нетолерантная
Маргарет
11 лет
Элизабет
8 лет
Я вот лично слышала от одной матушки! что прививками вводят детям чипы! и всех вокруг она в этом вместе со своим батюшка убеждают-вот куда это годится?!!! Это же бред полнейший! Поэтому церкви (верхушке ее власти) и пришлось выдвинуть свое официальное мнение на этот счет. Не для того, чтобы как-то унизить антипрививочников осознанный и не несущих бред, а вот от такого маразма, видимо.
Пожаловаться
Ленусик
Ленусик
Нетолерантная 
Светик, я не обижаюсь) промысел Божий настолько многообразен, что я допускаю в своих размышлениях и такие его проявления. Когда-то я сама пришла к вере через протестантские брошюрки) мало ли, кто и что у нас объявляет официальным мнением церкви? Все, кому не лень, трактуют и Писание, и мнение церкви в меру своего желания и понимания. Мне кажется, главное-чтобы не было греха во всех рассуждениях людей и в поисках истины для каждого. Нельзя опускать и тот факт, что многим святым отшельникам, есть в житиях такие примеры, были Богом открыты знания о мире, о событиях, которые в тот момент происходили, какие-то научные знания открывал Господь, первое, что вспоминается-это как Матронушка какой-то девушке диплом архитектора, что ли, почти продиктовала)) ей было очень нужно)) а она слушала и удивлялась, как это слепая матушка описывает архитектурные сооружения и проекты)) так что медицинские и научные знания, я уверена-это не абсолютная и не конечная истина, а лишь то, что нам позволено Богом знать на определенный момент. И от мнения незнакомых мне монахов я стараюсь не отмахиваться с такой легкостью, пусть даже они вообще не имеют высшего образования. Монах-это отдельная история. Про чипы в прививках ничего не могу сказать, потому что не изучала источники этой информации. Не было необходимости просто. У каждого свой путь, секты-это, безусловно, плохо, но для того, чтобы церковь как собрание верующих в Бога людей превратилась в секту, надо, чтобы они отступили от Него чем-то, отступили от церковных уставов, заповедей и заветов Божьих, а относительно прививок, насколько я знаю, единственной и признанной греховной позиции не существует. Оставлено на выбор человеку, поэтому какая-то часть церкви за прививки, а какая-то против точно так же, как какая-то часть церкви за домашнее образование, а какая-то-за школьное или семейное. Мне кажется, вот эти эмоции и искушения осудить-они хуже, опаснее, чем прививки или отказ от них даже по самым абсурдным на первый взгляд соображениям.. Ну, все мое имхо, конечно…
Пожаловаться
Нетолерантная
Нетолерантная
Маргарет
11 лет
Элизабет
8 лет
Ленусик 
Мне кажется так-Богу Богово, кесарю-кесарево… просто не надо смешивать понятия веры и мирских дело, будь то прививки, обучение, лечение и тд. Бог над всем, безусловно, но говорить, что «если ты православный, то ты обязан быть против прививок!» А если" за", то ты никакой на фиг и не православный… ну куда это годится? Эта наша жизнь повседневная, вопросы который решаются на основе свои знаний, мнений и тд, но никак не вероисповедания… Так же Имхо
Пожаловаться
Ленусик
Ленусик
Нетолерантная 
Ну это просто такое неправильное мнение и нетерпение опять-таки к иным взглядам твоего ближнего, предубеждение на фоне собственной гордости, а намерения ведь, кажется, благие: уберечь других ото зла. И начинается навязывание. Обязан быть против прививок… Кто-то считает и про ИНН так, и про паспорта, и про штрих-коды, что нельзя их в доме держать, и про то, что православные еще кучу всего обязаны делать и исполнять, только непонятно, каким боком это их самих касается)) чужая жизнь-чужая ответственность. И у каждого своя вера и своя мера. Мы принципе ничего не должны никому, если уж так… Просто мне не понравилось то, что в статье православные НЕпрививочники (специально не пишу анти-) как будто отделены ото всей церкви чуть ли не как еретики, а церковь исключительно за прививки и пытается всем рассказать, что их необходимо ставить, а не ставят, в свою очередь, только безумные.
Пожаловаться
АнастасияВитальевна
АнастасияВитальевна
Иван
10 лет
Москва
Идиётов полно среди всех — и среди глубоко верующих тоже...



Пожаловаться
Liebe
Liebe
младшаяДочь
12 лет
старшаяДочь
18 лет
младшийСын
10 лет
Самыймладший
6 лет
Пожаловаться
Нетолерантная
Нетолерантная
Маргарет
11 лет
Элизабет
8 лет
Да как бы этом всем донести?? У нас в посаде между православными это очень распространено «привика-грех», или «прививка-чип» идиотство!
Пожаловаться
Счастье Рядом
Счастье Рядом
Михаил
9 лет
Новосибирск
да я вот сегодня только вылезла из темы. я девушке ссылку на патриархию — она мне что в монастырях с монахами общалась и истинное мнение знает
Пожаловаться
Счастье Рядом
Счастье Рядом
Михаил
9 лет
Новосибирск
нет, ну не хотите прививать — не прививайте ради Бога. ваш выбор. но хрень-то откровенную зачем нести
Пожаловаться
Нетолерантная
Нетолерантная
Маргарет
11 лет
Элизабет
8 лет
Счастье Рядом 
Именно!
Пожаловаться
Любовь
Любовь
Марк
8 лет
Великий Новгород (Новгород)

Я как-то в Арзамасе была в гостях у семьи священника, там матушка — педиатр. Мы как раз приехали к ее возвращению с работы. Вспоминаю как она ругалась и негодовала о таких «антипрививочниках». Там местный «прихожанин» убедил кучу народа в том, что прививки это грех и кто их делает своим детям посылает их самолично в ад. И там такая секта организовалась! Ужас.

а у нее на участке куча случаев возвращения опасных заболеваний и даже смертельные исходы.

как она буквально плакала, говорила, что уже не знает что делать и как бороться...

Пожаловаться
Счастье Рядом
Счастье Рядом
Михаил
9 лет
Новосибирск
Любовь 
Люба, ты это ниже девочкам напиши… вроде же адекватные люди… а вопрос прививки как будто что-то выключает в голове…
Пожаловаться
Любовь
Любовь
Марк
8 лет
Великий Новгород (Новгород)
Счастье Рядом 
Бесполезно. Я уже давно это поняла. Даже не лезу.