Режим для детей раннего возраста и дошкольников

Режим для детей раннего возраста.


Наиболее важен режим для детей до трёх лет – они очень остро реагируют на любые перемены. Их нервная система еще очень нежная и ранимая, они быстро устают и перевозбуждаются, что сказывается на поведении и сне, поэтому к ним нужен особый подход.
Давайте сначала поговорим о том, как примерно составить режим малыша до трех лет, а потом распланируем день дошкольника, который ходит в садик или занимается дома.



На что обращать внимание?


При составлении режима дня учитываются многие факторы: состояние здоровья, общий семейный режим и особенности ребенка, ведь есть дети «совы», а есть «жаворонки». Исходя из особенностей биоритмов для этих двух категорий детей, режимы будут отличаться. Одни рано встают (в 6-7 утра) и рано ложатся (в 20-21 час), другие бодрствуют допоздна (до 23 часов), но и встают поздно (в 9-10 утра).
В ранний возрастной период – с рождения до 2-3 лет – происходит быстрый рост и развитие детей, изменяются их физиологические осо­бенности и потребности.

В первые месяцы жизни цент­ральная нервная система функционально ослаблена, длительные внешние раздражители могут вызвать ее ис­тощение. Поэтому на активное бодр­ствование ребенка этого возраста отводится 5-7 часов, и через каждые 2 часа ребенок должен засыпать.
Дли­тельность сна можно рассчитать по формуле 22 – 1/2m, где m – число месяцев.
Длитель­ность сна у детей старше года можно рассчитать по формуле 16 – 1/2n, где n – число лет.



Перепутал день и ночь?


В первый месяц жизни у ребенка отсутствует пра­вильный ритм сна и бодрствования. Сон обычно недостаточно глубокий, бодрствование вызывается в основном раздражениями, действующими на интерорецепторы. Во время приема пищи активность поддер­живается пищевым возбуждением и сосательными дви­жениями. После насыщения ребенок быстро засыпает. Внешние раздражители вследствие недостаточного раз­вития клеток коры головного мозга не воспринимаются. К концу первого месяца жизни ребенка при правильной организации режима дня формируется суточ­ный ритм бодрствования и сна. С развитием функций коры головного мозга длительность непрерывного бодрствования увеличивается, а частота и длительность дневного сна уменьшаются.



Когда нужно кушать?


Дети раннего возраста, особенно первого года жизни, нуждаются в особом питании. В идеале нужно стремиться кормить своего малыша исключительно грудью хотя бы до полугода, а затем рационально и поэтапно вводить прикормы, сочетая их с естественным вскармливанием. Если же ребенок получает адаптированные молочные смеси, у него должен быть более строгий режим питания, хоть и приближенный к естественному ритму. После года режим питания становится более упорядоченным. Грудные кормления в основном остаются на ночь, сон и моменты ласки и общения с малышом.

Прием пищи должен соответствовать возрасту и ин­дивидуальным потребностям ребенка:
• от 1 до 5 месяцев – 7-8 раз в сутки с ночным пере­рывом 6 часов на ИВ, и по требованию на ГВ.
• с 5 до 12 месяцев – 5-6 раз в сутки с ночным пере­рывом 8 часов;
• от 1 года до 3 лет – 4-5 раз в день;
• с 3 лет и старше – 3-4 раза в день.



Что учитывать в режиме дня?


При организации режима дня детей раннего возра­ста необходимо учитывать малую подвижность, инертность нервных процессов. Ребенку этого возраста труд­но переходить от одной деятельности к другой, он не может по первому требованию прекратить выполняемое действие и переключиться на следующее. Также пове­дение ребенка находится в большой зависимости от удов­летворения его органических потребностей – утоления голода, необходимости сна.
В возрасте от 2 до 10 месяцев у детей ярко выражена пищевая доминанта, поэтому в режиме предусматрива­ется определенная последовательность основных ком­понентов: сон – прием пищи – бодрствование. Отдох­нувший во время сна ребенок с аппетитом ест, удовлетво­рив потребность в еде – бодрствует в хорошем настроении. Время бодрствования используется для гигиеническо­го ухода и занятий – с ним можно поиграть, погулять, сделать массаж и гимнастику. Время бодрствования дети сначала проводят в манеже или на руках родителей, затем, овладев навыками пол­зания, – на огражденной барьером части пола. Для стимуляции самостоятельной деятельности ребенка обя­зателен набор разнообразных ярких игрушек. Не стоит покупать их слишком много: ребенку необходимы игрушки по возрасту, безопасные и удобные.
В возрасте от 9-10 месяцев до полутора лет влияние пищевой доминанты ослабевает. Ребенок становится бо­лее деятельным, последовательность основных компо­нентов в режиме переходит на сон – бодрствование – кормление. Число периодов сна сокращается до двух, время бодрствования увеличивается и проводится активнее. Расширяется самостоятельная деятельность ребен­ка. Для игр по возможности нужно оборудовать специальные игровые комнаты. Летом игры лучше проводить на свежем воздухе. В холодное время года ребенку нужно гулять – как минимум 2 раза в день по 2 часа.
В режиме дня ребенка от полутора до двух лет оста­ется один дневной сон продолжительностью 2,5-3 часа. Длительность непрерывного бодрствования увеличивается до 5-5,5 часов. Сокращение времени на еду, умыва­ние, одевание создает возможность для более продолжительных и разнообразно организованных самостоятельных игр, специальных занятий.
Вне зависимости от того, ходит ребенок в ясли или нет, ему в течение недели планируется 10-11 занятий: 4 занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающими предметами, 3 заня­тия по дидактическим играм, 2 занятия по развитию движений и 2 музыкальных занятия. Ежедневно про­водят по два занятия продолжительностью 8-10 минут каждое, в первой и во вто­рой половине дня. Занятия проводятся или отдельно с малышом, если это мама или папа, или с небольшими группами (в садике, развивающем центре), не более 5–6 человек, так как детям этого возраста свойственны неустойчивость вни­мания, невозможность длительного сосредоточения, частое отвлечение.
Режим дня в первые 3 года жизни ребенка меняется несколько раз. Постановка воспитания и обучения, орга­низация распорядка дня находят отражаются на динамике нервно-психического, физического развития, в поведенческих реакциях ребенка. Если режим правильно составлен, точ­но выполняется, индивидуализирован в отношении тех, у кого имеются отклонения в здоровье, все дети спо­койны, активны, подвижны, заняты разнообразной са­мостоятельной игровой деятельностью. Изменения поведения, проявляющиеся в беспричинном частом пла­че, капризах, отказе от еды, трудном и длительном засыпании, свидетельствуют о несоответствии режима возрасту и функциональным возможностям центральной нервной системы ребенка и служат сигналом для обязательной коррекции распорядка дня.



Режим дня детей дошкольного возраста.


Дети дошкольного возраста – это особая группа. С одной стороны, они уже не такие маленькие и чувствительные, как дети младше трех лет. С другой стороны – тоже подвержены негативным влияниям при нарушении привычного уклада жизни. При составлении для них режима дня учитываются особенности их высшей нерв­ной деятельности. Нервная система все еще неустойчива. Процессы воз­буждения преобладают над процессами торможения, иррадиация возбуждения – над ее концентрацией. Впрочем, дети этого возраста уже могут на определенное вре­мя сосредоточивать внимание на одном предмете или виде деятельности.
Конечно, важно и питание ребенка, которое должно быть как минимум четырехразовым, и его ночной и дневной сон. Но в дошкольном возрасте, наряду с укреплением здо­ровья и дальнейшим совершенствованием основных движений и режимных моментов, ставится задача обучения детей правильной речи, воспитания гигиенических навыков, ознакомления детей с доступными их пониманию предметами и явлениями, воспитания художественного вкуса.
Важно приучать детей и к посильному труду. Трудо­вое воспитание дошкольников складыва­ется из самообслуживания, посильного участия в под­держании чистоты и порядка, дежурств при приеме пищи, ухода за растениями и животными. Работа, свя­занная с интенсивной деятельностью, не должна пре­вышать 15 минут. Более легкая деятельность хозяйственно-бытового характера может длиться дольше – до 25–30 минут. С 4 лет начинается подготовка детей к обучению в школе.



Режим детских садов.


Дети этого возраста чаще всего посещают до­школьные детские учреждения (садики или специальные частные центры-сады), где распределяются по группам:
в младшую группу входят дети 3-4 лет,
в сред­нюю – 4–5 лет,
в старшую – 5–6 лет
и подготовитель­ную – 6–7 лет.
В режиме дня младшей группы на сон (и дневной, и ночной) отводится 12-12,5 часов, из них 2 часа – на дневной сон (чаще всего). Для приема пищи отводится 2,5 часа – дети кушают медленно, на каждый прием пищи у них уходит от 30 до 45 минут, ведь им пока еще сложно управляться со столовыми приборами и салфетками. Прием пищи для детей ясель­ного возраста организуется через каждые 3-3,5 часа, а для детей дошкольного возраста – через 3,5-4 часа.
Пребывание на воздухе зимой занимает не менее 3-4 часов, а летом – почти все время бодрствования. Еже­дневно проводится одно организационное занятие. Так­же отводится время на воспитание культурно-гигиени­ческих навыков.
В режиме дня средней группы длительность сна и приема пищи сохраняется без изменений, а вот организационные занятия становятся сложнее и продолжительнее.
В режиме дня детей старшей группы на сон отводит­ся 11,5 часов (из них 1,5 часа – на дневной), на прием пищи – 2 часа. Ежедневно проводится 2 занятия. Все остальное свободное время занимают игры: утром до завтрака, в первой половине дня до обеда, во второй половине дня после сна, после полдника и вечером перед сном. Особое значение имеют игры и прогулки на свежем воз­духе. В зависимости от климатических условий, време­ни года, погоды детям необходимо большую часть вре­мени проводить на свежем воздухе – в общей сложности не менее 4 часов.
В подготовительной группе длительность сна и бодр­ствования такая же, как и в старшей группе. Обязательные занятия удлиняются и усложняются. После возвращения из детского сада домой вечерние игры и прогулки на свежем воздухе продолжаются до 19 часов. В 19 ча­сов дети ужинают и в 20-21 час ложатся спать. Для восстановления работоспособности необходим длитель­ный ночной сон продолжи­тельностью 10 часов.
Если малыш по каким-то причинам не посещает детский садик, родителям нужно максимально приблизить расписание его дня к садиковскому – дело в том, что режимы для садов разработаны физиологами на основе знаний о работе организма ребенка и наиболее полноценно отвечают его возрастным нормам. Кроме того, родители должны либо сами заниматься с ребенком развитием речи, письма и творчества, либо водить его в различные центры – для общения со сверстниками и развития способностей.


ТТ
ТТ
Москва
104578

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества