Я много раз слышала сочувственные вздохи дальних знакомых и разных случайных людей в ответ на сообщение моих детей о том, как они учатся в школе, какой конкурс или олимпиаду выиграли. По какому поводу вздохи? По поводу того, что у детей нет детства, «сколько же надо сидеть и учить уроки, чтобы места по всем предметам занимать?» Дипломы у нас реально по всем предметам: математика, естествознание, биология, экология, физика, конструирование, литература (уровень окружной, городской и всероссийский).
Так вот хочу развеять миф о том, что хорошая учеба = многочасовая зубрежка. Так вот мои дети уроки делают за 30 минут, на подготовку к олимпиадам тратят еще не более 30 минут. В остальное время они занимаются спортом, гуляют, играют. И это самые стандартные, самые обычные дети.
Так вот попытаюсь объяснить взрослым то, что объясняю школьникам из своего 6 класса: наш организм работает по определенным законам, если их знать и использовать, то можно быть более здоровым, узнавать больше, делать многие дела лучше.
Итак, наш организм и мозг любят:
1. Частую смену деятельности. Лучше учить что-то 7 дней по 15 минут, чем один день сидеть несколько часов.
2. Повторение. При повторении закрепляется нейронный путь, а именно он и является знанием или навыком, для долгосрочного запоминания нужно минимум 5 повторений в разные дни.
3. Наглядность. лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.
4. Опережение. Если раньше начать проходить что-то и возвращаться с постоянным усложнением, то в какой-то момент мозг примет информацию, как родную.
5. Опорные сигналы. Один символ может дать возможность вспомнить целую книгу.
6. Ситуация успеха. Чем лучше получается что-то, тем больше хочется этим заниматься.
7. Исследование. То, что можно потрогать, сделать, провести опыт, получить самостоятельно, запоминается быстрее и лучше.
8. Применение знаний. Ребенку важно знать, как устроен этот мир, понимать, как правила, которые он узнал, работают в реальном мире.
9. Обсуждение и спор. В споре рождается истина, поэтому по любой теме нужно обсуждать спорные и проблемные вопросы.
10. Передача знаний. Пусть ваш ребенок обучит тому, что узнал друга, младшую сестру, бабушку, тогда он уже никогда не забудет пройденное.
как я применяю на практике данные правила? Во-первых, я включаю детям видео, которое полностью соответствует данным правилам (кто уже читал журнал, тот знает про методику Шаталова, видео творит чудеса, самые слабые ученики через месяц любое ЕГЭ сдадут без проблем). Во-вторых, я сама применяю все правила, когда обучаю детей (беседы и споры на научные темы, настольные игры обучающие по разным предметам, опыты и исследовательская деятельность)
Я обещала марафон по обучению детей, где каждый пункт разберу подробно, он будет в январе после праздников. А этот пост я написала просто для того, чтобы родители вспомнили, что у детей должно быть детство, а не сплошная учеба лет с трех, как сейчас многие считают.
Мария помоги мне пожалуйста!!! Я уже на грани нервного срыва. Ребёнок учится в 3 классе. Но задачи решать совершенно не умеет. Терпения моего уже нет совсем. Допустим вчера решали а сегодня даю практически ту же задачу и решить не может. И так с каждой задачей. Разбираем каждую тему не по разу.решили 1000 задач- пустота. Получается, что задача не решается без взрослого. Оставляла его решать см. будет решать часами- не решит. Не знаю уже что делать. Руки чешутся уже. Просвета нет
spasibo MASCHA vam
Здравствуйте, Маша! Я с лета не могу оторваться от вашего журнала. искренне восхищаюсь вами и беру на заметку все ваши идеи. Спасибо вам! Очень хотелось бы к вам в друзья. И еще у меня такой вопрос. Моя старшая дочка тоже отличница и победитель различных олимпиад, и я стараюсь, чтобы у нее было много других «детских» занятий, но мне кажется, что ее недисциплинированность непобедима. Если бы она делала уроки, как ваши, за 30 минут (а она могла бы, если бы вечно не отвлекалась и не контролировала ДРУГИХ), то у нее было бы больше времени на прогулки-игры-забавы. Как вы решали этот вопрос? Или вам не понадобилось?
А кого она контролирует?
Я учила детей по таймеру работать, так они лучше понимают ход времени, поэтому постепенно перестают отвлекаться.
Маша все правильно как всегда написала))
интересно что за методика Шаталова. прочту как нибудь. может ты подробно когда нибудь напишешь.
очень хорошо написано
А еще мне перестали приходить от тебя приглашалки, за 3 недели ни одной, я в печали
полностью согласна!
Зато к тестам подготовилась сама за 3-4 недели. И сдала лучше наших медалистов. При том, что физику учила с нуля и на математику забила с 7 класса. Вот примерно тогда я и поняла, что главное это научиться учиться. Чему в школе у нас к сожалению не учат. И теперь, чтоб что-то освоить много времени не надо. Хотя я очень щепетильная к мелочам и пока не пойму все нюансы не успокоюсь)
Маша, ты молодец! просто гениальный педагог-психолог! обожаю тебя!