врач Оксана Богдашевская (заведующая гинекологическим отделением) клиники Медикал Плюс о TORCH-инфекциях

Эти страшные ToRCH-инфекции: а у вас есть?

ToRCH-инфекциями в акушерстве принято называть группу инфекционных заболеваний, которые могут привести к тяжелому поражению внутриутробного плода. TORCH – это аббревиатура, которая сложилась из первых букв наиболее распространенных инфекций: Т- Toxoplasma (токсоплазменная инфекция), О – other (другие инфекции),R — Rubella (краснуха),C — Cytomegalovirus (цитомегаловирус), H — Herpes (герпес).

В группу «other» — другие инфекции – входит сифилис, хламидиоз, парвовирус В19, вирус ветряной оспы, энтеровирусы, листериоз, гепатиты В и С и некоторые другие.

Особенностью инфекций TORCH-группы является высокая опасность первичного заражения женщины, если во время беременности в организм женщины проникает инфекция, с которой ранее не встречалась ее иммунная система. В таких случаях инфекция проникает к плоду и вызывает его заражение.

Коварство таких инфекций заключается в отсутствии, или слабой выраженности симптомов заражения, без специальных диагностических мероприятий инфицирование может остаться незамеченным. Последствия для малыша бывают самыми печальными.

Обследование на TORCH–инфекции в РФ входит в обязательную программу ведения беременности, однако несвоевременное проведение диагностических тестов и их безобразная интерпретация сводит на нет предполагаемую пользу от проведения достаточно затратных диагностических методик.

Начнем с того, что сдавая комплекс TORCH на стартебеременности, мы уже безнадежно опаздываем. Это именно тот блок анализов, который важно провести на этапе прегравидарной подготовки. Почему? Попробуем разобраться.

Анализ на TORCH- инфекции

Основной задачей проведения скрининга на TORCH- инфекции, является выделение группы риска по первичному инфицированию. Как это ни странно, в «тревожной» группе окажутся те женщины, в крови которых не обнаружатся антитела к возбудителям. Именно с этой группой предстоит внимательно работать акушеру-гинекологу, занимаясь самой неблагодарной работой на свете – профилактикой. Осознанное отношение к риску инфицирования и выработка правильного поведения во время беременности позволяет значительно снизить риск заражения. Уместно проведение контрольных тестов во время беременности, особенно при отклонениях от ее физиологического течения.

Скорее всего, при проведении обследования, нам удастся выявить небольшую группу пациенток, которые находятся в состоянии острого заболевания. Чудо, если эти пациентки пришли дисциплинированно готовиться к беременности, а не прибежали, размахивая тестом с двумя полосками. На этапе планирования у нас развязаны руки – мы можем спокойно провести терапию и вступить в беременность тогда, когда будущему малышу уже ничего не угрожает.

Как ставится диагноз?

Анализ на TORCH- инфекции проводится серологическими методами. Далеко не всегда можно найти в организме самого «виновника» — возбудителя заболевания, поэтому мы будем искать в крови специальные белки – иммуноглобулины. Разные иммуноглобулины появляются в крови в разное время, поэтому можно определить примерное время заражения, спрогнозировать риски, подобрать правильную тактику ведения. Первыми после заражения в крови появляются иммуноглобулины класса М – IgM. Количество их стремительно нарастает примерно в течение первого месяца, затем плавно снижается. Обычно через 3-4 месяца после инфицирования IgM уже не определяются, однако «срок жизни» антител для разных инфекций различен. IgG определяются чуть позже (не ранее, чем через 2 недели после начала заболевания), их уровни повышаются медленнее, чем IgM, но и остаются они существенно дольше (для некоторых инфекций в течение всей жизни). Повышение уровня IgG говорит о том, что организм уже встречался с этой инфекцией.

IgG

IgM

До беременности

Во время беременности

+ (положит.)

— (отрицат.)

Ваш организм уже встречался с данным возбудителем. Защита работает. Опасности для малыша нет.

Если такой результат впервые получен не в малом сроке беременности, необходимо дополнительное обследование для уточнения давности заражения.

+ (положит.)

+ (положит.)

Не исключается недавняя встреча с этим инфекционным агентом, но к моменту наступления беременности иммунитет уже сформируется и опасности не будет.

Наличие IgG и IgM может быть связано с недавней инфекцией, уже во время беременности. Но также не исключает и инфекцию до беременности. В таком случае рекомендуется проведение дополнительных методов обследования.

— (отрицат.)

+ (положит.)

Не исключается недавняя встреча с этим инфекционным агентом, но к моменту наступления беременности иммунитет уже сформируется и опасности не будет.

Наличие IgM может быть связано с недавней инфекцией, уже во время беременности. Нужны подтверждающие анализы.

— (отрицат.)

— (отрицат.)

Тревожная группа! Защиты нет – опасность первичного заражения! Необходимы профилактические мероприятия и мониторинг уровня антител во время беременности.
(Антитела могут отсутствовать и в самом раннем периоде после заражения! – нужен контроль)

Тревожная группа! Защиты нет – опасность первичного заражения! Необходимы профилактические мероприятия и мониторинг уровня антител во время беременности.

(Антитела могут отсутствовать и в самом раннем периоде после заражения! – нужен контроль)

Всем, кто сумел прорваться через информацию в таблице, совершенно понятно – до беременности мы радуемся любому «плюсику», по- настоящему тревожна только одна позиция – полное отсутствие антител к инфекту и риск первичного заражения. Во время беременности ситуация иная – каждый «плюсик» тревожен и требует дополнительны исследований, «минусики» тоже не радуют. Позиция, что проведение TORCH – комплекса во время беременности слишком дорого, приводит к множеству ненужных исследований здоровых плодов и уже ничего не может изменить, во многом справедлива.

Дополнительные и подтверждающие исследования

TORCH – комплекс, сданный во время беременности, порождает целую лавину вопросов, на которые приходится искать ответы.

Самый главный вопрос — какова давность заражения. На помощь приходит исследование авидности антител.

Avidity – от лат. «жадность». Чем меньше времени прошло от момента заражения, тем ниже авидность антител. Высокоавидные антитела безопасны, заражение произошло давно и угрозы нет.

Если во время беременности обнаружены низкоавидные антитела – «копаем» дальше. Нужен иммуноблот – подтверждающий тест. Чувствительность и специфичность иммуноблота составляет 97% (рутинный анализ едва дотягивает до 70%), кроме того возможно определить давность заражения с точностью до 2-3 недель при недавнем инфицировании.

— Супер! – скажет неискушенный читатель, — давайте сразу сдавать иммуноблот, к чему эти предварительные танцы?

Давайте, только очень дорого и трудоемко, поэтому неприменимо для проведения скрининга.

Что делать?

Получив на руки бумажку с анализом на TORCH-инфекции, среднестатистическая женщина впадает в панику и начинает судорожно набирать в поисковике «ЦМВ и беременность», «Краснуха и беременность» и т.д. Ужасные ужасы видит она в каждой статье – тут и слепота, и глухота, и внутриутробная гибель плода, и страшные пороки развития. К доктору она приходит уже в состоянии судорожной готовности, предварительно расклонировав свой результат на порталах всех интенет-консультаций, до которых смогла дотянуться.

Давайте разберем краткий алгоритм действий.

Краснуха. При заражении в первом триместре почти 90% поражение плода.

Краснуха — проблема, специфичная для России. Программа иммунизации детей от вируса краснухи была принята в середине 90-х. (За «железным занавесом» привито почти 100% женщин.) Чем больше в популяции привитых людей, тем меньше риск заражения у непривитых. За рост случаев врожденной краснухи мы должны быть искренне благодарны активному российскому антипрививочному лобби.

Ну не хотите вы прививать ребенка (на отдаленном хуторе живете, хотите в рай на чужом горбу въехать – нужное подчеркнуть) – сидите молча. Не стоит кричать на весь мир, что все прививки – зло. Если вам поверит слишком много людей, снизится количество вакцинированных в популяции и пострадают именно те, кто не привит.

К счастью, многие молодые мамочки болели краснухой в детстве — им инфекция больше не страшна. Но если вы родились чуть раньше середины 90-х, а мама не может вспомнить о том, как у вас на коже появилась мелкая сыпь на розовом фоне, риск первичного заражения существует. Ну как не вспомнить беременную учительницу начальных классов. По закону падающего бутерброда, в ее классе заболел краснухой мальчик. Срок беременности приближался к 12-й неделе, и все кончилось грустно.

Для диагностики важно 4-х кратное повышение уровня IgG, появление IgМ, выявление антигена краснухи методом ПЦР. Данные анамнеза ненадежны – инфекция часто протекает легкой форме и родители просто не помнят, болела ли их дочь краснухой или краснухой ли болела дочь в детстве. Желателен 100% скрининг до наступления беременности.

Инфекцию можно предотвратить, сделав прививку до беременности– надо только сдать анализ! Если антител IgG и IgM нет – идти на вакцинацию.

Токсоплазмоз– «болезнь грязных рук». 75% женщин могут заразиться токсоплазмами во время беременности. Важно точно знать статус инфекции до беременности или на самом раннем сроке. Если антител IgG и IgM нет – надо обсуждать меры профилактики заражения токсоплазмозом во время беременности и проводить контроль уровня антител. Я часто говорю, что если женщина дожила до 25-30 и далее лет и не заразилась токсоплазмозом, значит, она имеет устойчивые гигиенические навыки. Когда мы проговариваем на приеме меры профилактики, мои пациентки кивают и улыбаются – видимо, все, что я говорю, они делают всю жизнь и ничего нового от меня не слышат. Но я продолжаю тарабанить хорошо выученный урок.

Источники инфицирования:

– мясо при недостаточной термической обработки (бифштексы с кровью, печеночные котлеты, «розовые» на разрезе тефтельки и стейки и т.д.);

— земля (а, значит, овощи, которые контактируют с землей – мыть щеткой, обдавать кипятком);

— вода из водоемов.

Основные меры профилактики:

— мыть руки

— отдельные доски и ножи на кухне (мясо сырое, рыба сырая, овощи сырые, гастрономия, хлеб и т.д.);

— полная термическая обработка блюд;

— не пить сырую воду.

«Без вины виноватые» в этой истории — кошки. Это очень распространенное заблуждение. Настолько распространенное, что есть прямая ассоциативная связь. Русский поэт – Пушкин. Фрукт – яблоко. Дерево – береза. Токсоплазмоз – кошки. На самом деле, опасность представляют не сами мурлыки, а их фекалии. Причем старые (через 1-5 дней после испражнения). Причем потенциально заразны только маленькие котята при первичной инфекции (около 3-х недель). Поэтому для профилактики заражения достаточно вовремя убирать кошачий лоток и делать это в резиновых перчатках.

Учитываем при лабораторной диагностике, что:

— IgM к токсоплазмам живут от 10 до 13 месяцев;

— если в 13 недель беременности в крови определяются IgM и IgG, вероятность инфицирования в I триместре составляет 1-3 %.

— низкоавидные IgG сохраняются в течение нескольких лет после первичного инфицирования

— если результат IgМ +, IgG – через 2 недели превратился в IgМ+, IgG + — произошла сероконверсия. Лечение будет эффективно, если начать его как можно скорее.

— для подтверждения/исключения поражения плода проводится амниоцентез с определением ПЦР Real-time в околоплодных водах.

Цитомегаловирус– передается воздушно-капельным путем. К счастью, большинство женщин репродуктивного возраста уже встречались с вирусом (до 90%). Как правило, мы инфицируемся в дошкольном и младшем школьном возрасте. Заболевание часто протекает под маской несколько затянувшегося ОРЗ и остается недиагносцированным.

Цитомегаловирусная инфекция относится к персистирующим – на протяжении всей нашей жизни она то проявляется, то затухает. Опасность ЦМВ–инфекция представляет для ВИЧ-инфицированных и людей с глубокой иммунодепрессией, вызванной другими причинами. Реактивация инфекции во время беременности возможна, но поражение плода бывает менее, чем в 3% случаев. По-настоящему серьезные проблемы бывают только при первичном заражении во время беременности. Приблизительно 10-15 % женщин не имеет антител к ЦМВ, значит, есть риск первичного заражения.

К сожалению, вероятность инфицирования плода при перичном заражении ЦМВ составляет 30%!

Если на прегравидарном этапе выделены IgG, проведение дальнейшего мониторинга считается нецелесообразным. При реактивации инфекции во время беременности специфическое лечение не проводится. К слову, противовирусные препараты для лечения ЦМВ-инфекции крайне токсичны и применяются только по жизненным показаниям. Эффективность и безопасность применения рекомбинантного интерферона – (виферон, интрон-А, роферон) для лечения цитомегаловирусной инфекции не доказана, как и применение так называемых иммуномодуляторов(индукторов) – (циклоферона, панавира, имунофана, амиксина и.т.д.)

Профилактика:к сожалению, когда основной путь передачи инфекта воздушно-капельный, говорить об эффективных профилактических мероприятиях не приходится. Основной путь профилактики – не контактировать с детьми (основной резервуар инфекции), часто и тщательно мыть руки, избегать походов в магазины во время наплыва покупателей (праздничные и выходные дни, конец рабочего дня, период распродаж) и в период эпидемии гриппа и ОРВИ. Особенно опасно в осенне-зимний период – желателен ежемесячный контроль уровня антител!

Герпес 1 и 2 типа. Приблизительно 20% беременных не имеет иммунитета к ВПГ. В таких случаях плод не защищен антителами ни о время беременности, ни после родов во время грудного вскармливания. При первичном инфицировании ВПГ во время беременности плод погибает, врожденные синдромы у живых новорожденных неизвестны. Планируя профилактические мероприятия, необходимо учитывать возможную дискордантность супругов – муж может оказаться носителем ВПГ.

Когда вирус из семейства герпесвирусов попадает кровь, он начинает быстро и с удовольствием размножаться. Через 2-12 дней после контакта при типичной формепоявляются типичные герпетические высыпания, которые вне зависимости от проводимого лечения сохраняются до 2-х недель. После этого вирус отправляются «спать» в район спинномозговых ганглиев и может находиться там неопределенно долго. Во время «спячки» симптомов заболевания нет, инфицированный человек не заразен. Под воздействием различных неблагоприятных факторов (стресс, переохлаждения, половой эксцесс, интеркурентное заболевание) вирус выбрасывается в кровь, где снова начинает активно размножаться. Именно в этот период мы выделяем вирус через все биологические жидкости – заразна кровь, моча, сперма, слюна, вагинальный секрет, грудное молоко. Через 7-10 дней вирус уходит в ткани и снова появляются типичные герпетичекие высыпания при типичной форме герпеса, или непонятный зуд, дискомфорт, трещинки – при атипичной форме герпеса. Исследователи регистрируют и эпизоды бессимптомного выделения вируса в течении 24-48 часов без развития картины герпетического эпизода. Поскольку невозможно предсказать и заподозрить начало периода выделения вируса, обязательно проведение обследования супруга в парах, где у женщины нет антител.

Если супруг оказывается вирусоносителем, на весь период планирования беременности, беременности и лактации муж должен проводить супрессивную противовирусную терапию. Или придерживаться строгого полового покоя на период беременности и грудного вскармливания. Тут уж каждому свое.

ВПГ-2 особенно опасен в родах и после родов. 90% малышей инфицируются в родах, если на половых органах матери есть активные герпетические высыпания. В этом случае и матери и новорожденному проводят специфическую противовирусную терапию. Помните, основной путь передачи ВПГ – контактный. При отсутствии антител к герпесу кроме профилактики заражения во время беременности, необходимо пристальное внимание к малышу после родов.


Текст взят с сайта «Медикфорум»


Tornetta
Tornetta
Москва
053637

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Александра
Александра
Одесса

Заранее спасибо и извиняюсь за такое фото.

Пожаловаться
Александра
Александра
Одесса

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, мне тоже по поводу этого комплекса анализов.
TORCH lgG без хламидии ( CMV, Rubella, TOXO, HSV 1/2 типа )